Валентина Коротаева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по вышивке «Чудесный крестик» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
к дополнительной образовательной программе
на 2017-2018 учебный год
«Согласовано»
Старший воспитатель
НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка»
___ А. А. Шумейко
«Утверждаю»
Заведующий НРМДОБУ
«ЦРР-д/с «Улыбка»
___ О. А. Усольцева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Чудесный крестик» для детей 5-7 лет
на 2017-2018 учебный год
Руководитель кружка: Коротаева В. Г.
п. Салым 2017 год
Оглавление
1. Целевой раздел 3
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по вышивке „Чудесный крестик“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи программы, обобщенные требования 4
к уровню развития воспитанников (планируемые результаты). 4
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 4
2.1. Учебно – тематический план. 4
Календарно - тематический план 6
III.Организационный раздел 8
3.1. Продолжительность платной образовательной услуги 8
3.2. Мониторинг 9
3.3. Список средств обучения 9
3.4. Список литературы 10
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Чудесный крестик» обеспечивает развитие детей художественно-эстетического творчества в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Социальными заказчиками деятельности кружка являются родители воспитанников.
Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:
• Интеллектуальное развитие детей
• Подготовка к обучению в школе (Развитие мелкой моторики руки, развитие воображения, внимания, память).
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров.
Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе. Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Вышивание», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.
1.2. Цель и задачи программы, обобщенные требования
к уровню развития воспитанников (планируемые результаты).
Цель.
Познакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием
Задачи.
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Требования к уровню развития детей (планируемые результаты).
элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
приёмами и способами работы по технологии вышивки «вперед иголку», «тамбурный», «стебельчатый»;
определёнными знаниями правил безопасного пользования ножницами и иголкой;
навыками экономного расходования материала, бережного обращения с инструментами, поддержания порядка на рабочем месте;
умением планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
умением заинтересовать и научить других технике вышивания.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно – тематический план.
Тема Количество часов
Всего
10 часов Теоретических
занятий Практических
занятий
Выставка работ- готовых вышивок. Вызвать желание овладеть приемами вышивания.
20мин.
1 занятие
Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места при работе с иголкой.
20мин.
1 занятие
Упражнение во вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. Безопасные действия с иголкой.
20мин.
1 занятие
Шов «вперед иголку». Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий.
40мин.
2 занятия
Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец- сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания.
20мин.
1 занятие
Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани, знакомить с правилами работы с пяльцами.
20мин.
1 занятие
Шов «строчка». Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия.
40мин.
2 занятия
Вышивание «Снеговик». Шов
«строчка». Упражнять в выполнении правильного действия. 40мин.
2 занятия
Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление «полупомпона». Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работа парами.
40мин.
2 занятия
Вышивание салфетки «Подарок маме». Упражнять в действии – шов «строчка».
40 мин.
2 занятия
Вышивание салфетки «Подарок маме». Индивидуальный темп деятельности.
1час 20 мин.
4 занятия
Завершение вышивания салфетки «Подарок маме». Анализ результатов.
20 мин.
1 занятие
Бахрома на салфетке как способ оформления изделия.
1час.
3 занятия
Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами - закрепление.
20мин.
1 занятие
Вышивание салфеток по желанию детей.
1час.
3 занятия
Календарно - тематический план
№ Тема Кол-во Дата
1. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных родителями детей, сотрудниками детского сада. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.
1 занятие Октябрь
2. Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке, нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. 2 занятие. Октябрь
3. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. 3 занятие. Ноябрь
4. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл. 4-5 занятие Ноябрь
5. Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.
6 занятие Ноябрь
6. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами 7 занятие Ноябрь
7. Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда 8-9 занятие Декабрь
8. Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда. 10-13 занятие Декабрь
9. Знакомство со свойствами шерстяных ниток. Изготовление “полупомпона”. Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли, работая парами. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету 14-15 занятие Январь
10. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно 16-17 занятие Февраль
11. Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “строчка”. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности. 18-21 занятие Февраль
12. Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели. 22 занятие Март
13. Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте. 23- 25 занятие Март
14. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте. 26 занятие Март
15. Вышивание салфеток по желанию детей. Бахрома. Индивидуальная поддержка детей : помочь каждому обдумать путь и осуществить замысел, оценить результат работы. Использование пооперационных карт. 27- 28 занятие Апрель
III.Организационный раздел
3.1. Продолжительность платной образовательной услуги
Продолжительность платной образовательной услуги, количество часов в неделю, месяц, год.
Срок реализации программы – 1 год.
Занятия проводятся один раз в неделю.
В месяц – 4 занятия.
В год –28 занятий.
Методы и приемы обучения.
Основная форма проведения занятий – практикум.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Формы работы с детьми
Игра
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Чтение
Интегративная деятельность
Проблемная ситуация
Дидактический материал, техническое оснащение.
1. Картон.
2. Нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).7. Нитки мулине.
6. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
8. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
9. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
10. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.
Методические разработки:
- Компьютерные презентации:
- Презентация «Моя образовательная программа».
-«Цветочные композиции».
3.2. Мониторинг
Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла) : имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла) : имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл) : имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла) : имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла) : имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл) : недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла) : проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла) : проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл) : присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла) : регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района
Средний (2 балла) : участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл) : редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла) : точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла) : ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл) : не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.
3.3. Список средств обучения
Методические:
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
-учебно-тематический план;
-методическая литература для педагогов дополнительного образования;
-ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;
-таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов.
-схемы пошагового вышивания;
-иллюстрации транспорта;
-стихи, загадки по темам занятий;
3.4. Список литературы
1. Волшебная иголка: Пособие для занятий с детьми [ Текст ]/ Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. - М. : АРКТИ, 2008. – 32 с. : ил. (Мастерилка)
2. Золотарева, А. Терещук М. Особенности организации дополнительного образования дошкольников [ Текст]/А. Золотарева, М. Терещук //Дошкольное воспитание, 2007.-№11.-с. 76-83
3. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей : Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Российское педагогическое общество, 1997
4. Маврина, Е. А. Умелая иголочка [Текст]/ Е. А. Маврина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки, 2009.-№10.-с. 57-61
5. Новикова, И. В. Обучение вышивке в детском саду [Текст]/И. В. Новикова; худож. М. В. Душин. - Ярославль: Академия развития, 2010.- 80 с. :ил. – ( Детский сад:день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
6. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования [Текст] / О. А. Соломенникова - М. : «Мозаика – Синтез», 2006.-с. 3-21,69-72
7. Тихонова, О. Обучение декоративно-орнаментальной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента [Текст]/О. Тихонова // Дошкольное воспитание, 2004. -№3.-с. 34-37