Татьяна Матвеева
Дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности «Детский экологический театр «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа детского экологического театра " В гостях у сказки" соответствует художественно- экологическому направлению. В качестве учебного материала для формирования элементарных экологических представлений выбрана народная сказка. Выбор сделан не случайно. Сказка - самое древнее творение человеческого духа, это один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе. Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содержание - и в отношении насыщенности художественной речи, что способствует развитию ее образности, ее обогащению, развитию творчества, и в отношении нравственно-экологических аспектов раскрываемых тем и идей. Программа экологического театра "В гостях у сказки" направлена на развитие эмоционально - личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Развивать эмоциональную сферу ребенка возможно через театрализованную деятельность. Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Экологические проблемы, которые дети пытаются осознать, приводят к пониманию того, что в мире все взаимосвязано. Экология и театр также связаны одной сверхзадачей воспитания - формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, который не сможет навредить ни себе, ни планете, на которой живет.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности „Детский экологический театр „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что образование ребенка должно быть направлено на развитие его личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме.
Экологическое воспитание по данной программе предполагает воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Общение с природой - это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. В связи с этим особую роль приобретает программа дополнительного образования, которая закладывает фундамент отношений человека с окружающим миром. В этом и состоит педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы детского экологического театра " В гостях у сказки".
Младшим школьникам и детям старшего дошкольного возраста свойственны не только высокая познавательная активность, направленная на изучение окружающего мира, интерес к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, но и желание реализовать свои творческие способности, поэтому целесообразно использовать возможности театра.
Новизна данной программы заключается в соединении двух, казалось бы, абсолютно разных направлений - экологических проблем и театрализованного действия. Экологический театр, синтез многих искусств и науки, способствует приобщению ребенка к искусству театрального мастерства, экологической направленности многостороннего художественно-творческого развития личности, расширению сферы его духовных потребностей, обобщению нравственно-эстетических представлений, знаний и навыков.
Данная программа направлена на формирование экологической ответственности, экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и такими качествами личности. как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. В этом и состоит актуальность данной дополнительной программы.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к окружающему миру. И что особенно важно, театрализованные мероприятия, благодаря их мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка, играют важную роль в экологическом воспитании детей.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы ДЭТ " В гостях у сказки" является ее форма реализации: экологическое воспитание младших школьников и старших дошкольников через театральные постановки и актерское мастерство.
Цель программы : средствами театрального искусства гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром.
Задачи:
-расширение экологических представлений старших дошкольников и младших школьников;
-обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды;
-развитие эстетических способностей;
-развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
-овладение навыками общения и коллективного творчества.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
Для обучения принимаются учащиеся 6-15 лет. Количество детей в группе 15 человек.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 0,5 года обучения. Всего 38 часов: 7,5 час - на теоретический материал по истории театра и знакомство с основными экологическими понятиями и проблемами современного общества; 30,5 час - на изготовление декораций, кукол, разыгрывание этюдов и импровизаций, репетиции спектаклей.
Форма и режим занятий
Форма занятий: индивидуальная, групповая и массовая. Такая форма занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать в коллективе. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Занятия должны проходить в просторном, светлом и регулярно проветриваемом помещении, где должно быть достаточно пространства для проведения игр, тренировочных упражнений, репетиций. Учащиеся должны приходить в удобной и свободной одежде.
Методические приемы
-групповая дискуссия;
-беседа;
-ролевая игра;
-импровизация;
-техники и приемы саморегуляции;
-методы направленного воображения;
-дыхательные и двигательные упражнения;
-методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Формы подведения итогов
Подведением итогов реализации программы является просветительская деятельность через театрализованные представления перед учащимися школы и воспитанниками детского сада, их родителями, а также участие в экологических конкурсах.
Основные этапы дополнительной образовательной программы
ДЭТ " В гостях у сказки"
1этап: Природа - наш дом
2этап: Театральная игра
3этап: Сценические движения
4этап: Культура и техника речи
5этап: Подготовка спектакля
Ожидаемые результаты к концу года обучения
Обучающийся знает:
-Правила безопасного поведения на сцене и обращения со сценическим оборудованием.
-Что такое театр.
-Чем отличается театр от других видов искусств.
-С чего зародился театр.
-Какие виды театров существуют.
-Кто создает театральные спектакли.
Обучающийся имеет понятия:
-Об элементарных технических средствах сцены.
-Об оформлении сцены.
-О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
-О глобальных экологических проблемах.
Обучающийся умеет:
-Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
-Образно мыслить.
-Концентрировать внимание.
-Ощущать себя в сценическом пространстве.
-Управлять своим голосом и телом.
-Ориентироваться в пространстве, на сцене.
-Создавать пластические импровизации.
-Водить кукол.
-Находить взаимосвязи в окружающем мире, понимать причины экологических проблем.
Обучающийся приобретает навыки:
-Общения с партнером, сверстниками, взрослыми.
-Элементарного актерского мастерства.
-Образного восприятия окружающего мира.
-Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
-Коллективного творчества
-Изготовления театральных кукол и декораций из бросового материала.
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Учебно-тематическое планирование
№
Тема занятия Количество часов
Теория Практика
1 Вводное занятие. Техника безопасности 1
I раздел: Природа - наш дом
2 Что изучает экология? Важнейшие экологические понятия 1
3 Разговор о питании 1
4 Порядок и уют О,5
5 Глобальные экологические проблемы 0,5
6 Вода и ее превращения 0,5
7 О диких зверях и домашних животных 0,5
8 Крылатые помощники 0,5
9 Наша кормилица - земля 0,5
10 Земля – наш общий дом 0,5
II раздел: Театральная игра
11 Театральный словарь. Фантазия – источник творческой духовности человека 0,5
12 Устройство зрительного зала и сцены. Культура поведения в театре 0,5 0,5
13. Композиция и группировка актеров на сцене 0,5
III раздел: Сценические движения
14 Игры 2
15 Пластические импровизации 2
16 Работа с этюдами 3
IV раздел: Культура и техника речи
17 Работа со скороговорками 2,5
18 Работа со сказками 3
19 Развитие речевого дыхания 3
V раздел: Постановка спектакля
20 Распределение ролей и постановочные пробы 1
21 Работа с текстом по ролям 2
22 Изготовление декораций, костюмов 1
23 Кукловождение 4
24 Подбор музыкальных произведений 2
25 Репетиция всем составом 3
26 Отчетное выступление 1
Теория 7,5 час.
Практика 30,5 час.
Всего 38 часов.
Содержание дополнительной образовательной программы
ДЭТ «В гостях у сказки»
Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми ведется в течение 0,5года.
I раздел «Природа – наш дом»
- позволяет учащимся получить необходимые экологические знания;
- понять ответственность за сохранение естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, с которыми он прямо или косвенно связан и на которые оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности.
II раздел «Основы театральной культуры»
- призван познакомить учащихся с театром как видом искусства;
- дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании
личности;
- включает в себя беседы, видео- просмотры и аудио- прослушивание; участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
III раздел «Пластика движений»
- включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры
и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей учащихся;
- развитие свободы и выразительности телодвижений.
IV раздел «Культура и техника речи»
- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть
правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной
интонацией, логикой речи и орфоэпией;
- включены игры со словами, развивающие связную образную
речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
V раздел «Подготовка спектакля»
- базируется на авторских сценариях;
- включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Организация занятий:
1. групповая форма работы со всеми членами кружка;
2. индивидуально-групповая форма на отдельных этапах
работы над спектаклем;
3. работа по группам – декораторов, костюмеров, музыкантов.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих
методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов,
направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей
детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих
от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия
характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь
продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен
индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его
способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях
самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше
запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера
занятий, тем больше удовольствия они будут получать от совместного творчества, тем ярче и красочней будут их эмоции.
Методические условия реализации программы
№ Тема занятия Форма занятия Приемы и методы организации учебно-
воспитательного процесса Формы подведения итогов
1 Введение. Правила поведения и техника безопасности
беседа
Словесный метод собеседование
1 раздел: «Природа – наш дом»
2 Что изучает экология? Важнейшие экологические понятия Объяснение, д. игры по экологическому воспитанию «Одуванчик», «что было бы, если из леса исчезли…» и т. п. Словесный метод Тестирование
3 Разговор о питании Объяснение.
Д. игра «Правильно- неправильно» Словесный метод Тренинг
4 Порядок и уют Беседа, чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций Словесный метод, наглядный Собеседование
5 Глобальные экологические проблемы Лекция с опорой на компьютерную презентацию, Чтение сказки Т. Шорыгиной «Южный ветерок», подвижная игра «Ветерок» Словесный метод, наглядный, игра Собеседование, тренинг
6 Вода и ее превращения Беседа, просмотр иллюстраций, чтение сказки Т. Шорыгиной «Родник». Упр. На сплочение детей, пальчиковые игры Словесный метод, наглядный метод, игра Собеседование, тренинг
7 Наша кормилица - Земля Дискуссия, просмотр видео, чтение худ. литературы Словесный метод, наглядный метод Тренинг
8 О диких зверях и домашних животных Лекция с опорой на компьютерную презентацию, чтение художественной литературы Словесный метод, наглядный метод Тренинг
9 Крылатые помощники Беседа, чтение худ. литературы Словесный, наглядный методы Собеседование
10 Земля – наш общий дом Беседа, чтение худ. литературы Словесный, наглядный методы Собеседование
II раздел: «Театральные игры»
11 Театральный словарь. Фантазия-источник творческой духовности человека. Объяснение, упражнения на развитие воображения Словесный, практический, наглядный методы Викторина по театральной терминологии
12 Композиция и группировка актеров на сцене Беседа, просмотр фотоматериалов, игра Игровой метод, словесный, наглядный Тренинг
13 Устройство зрительного зала и сцены Просмотр видеоматериалов Наглядный метод Игра «Что можно взять с собой в театр»
14 Оформление сцены и декораций Беседа, просмотр картинок с изображениями декораций к кукольным спектаклям Словесный метод, наглядный метод Изготовление декораций к кукольному спектаклю «Теремок»
III раздел «Сценические движения»
15 Игры Упражнения на сплочение детей «Ветерок», «Эхо», «Паровозик с именем», создание положительного эмоционального фона, игры на эмоции, пальчиковые игры Практический метод Конкурс «самый лучший…»
16 Пластические импровизации Выполнение действий с воображаемыми предметами Практический и наглядный методы Мини-конкурс на самую лучшую импровизацию
17 Работа с этюдами Этюды на развитие внимания и памяти «Кто пришел?», «Давайте потанцуем», «Сравни медвежат» и т. п., Упражнения на развитие воображения «Представь, что это…» и т. п. Практический и наглядный методы Мини-конкурс на лучший этюд
IV раздел: «Культура и техника речи»
18 Работа со скороговорками Упражнение Практический метод Конкурс на лучшую скороговорку
19 Работа со сказками Чтение русских народных сказок, «Зеленые сказки» Т. А Шорыгиной, д. игры для закрепления знания русских народных сказок Практический и словесный методы Викторина на знание русских народных сказок
20 Развитие речевого дыхания Упражнения «Подуй на лепестки, снежинки, свечу» и т. п. Практический метод
V раздел: Постановка спектакля
21 Распределение ролей и постановочные прбы Репетиция Практический метод
22 Работа с текстом по ролям Упражнения, демонстрация Практический и наглядный метод
23 Изготовление декораций и костюмов Мастерская Практический метод
24 Кукловождение Лекция, упражнения с куклами «Зайка нашел капустку», «Жучка» и т. п. Практический, наглядный и словесный метод Драматизация сказки «Теремок»
25 Подбор музыкального произведения Практический метод Участие в спектакле
26 Репетиции всем составом Упражнения и демонстрация Практический и наглядный методы
27 Отчетное выступление Конкурс Практический и наглядный методы
Список литературы:
1. А. А. Горлов. Жить в согласии с природой. – М., 2003
2. А. А. Кияновский, С. Н. Санько «Школьный театр в начальной школе»
М. Чистые пруды. 2007
3. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова «Ступени мудрости: 50 уроков о
добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)», М,
2003.
4. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова «Начала мудрости: 50 уроков о добрых
качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)», М, 2003.
5. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова «600 творческих игр для больших и
маленьких», М., 2004.
6. В. С. Мурманцев, Н. В. Юшкин. Человек и природа. – М. : 2001
7. Савинова Е. Е. и др. Программа курса «Азбука Гармонии» по духовно-
нравственному воспитанию учащихся 1-4 классов //Сборник авторских
программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1, Пенза, 2004