Ольга Гусева
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Задорные ложкари»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Задорные ложкари" муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3
города Лебедянь Липецкой области
Составитель:
воспитатель МБДОУ д/с №3
Гусева Ольга Анатольевна
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „Задорные ложкари“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложкари, баклушники
- Посуда. Все о посуде для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность.
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных и патриотических качеств.
В последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента содержания образования, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющего стимулирующую роль и для развития самой педагогики как науки, и для совершенствования педагогической практики. Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. То есть актуальность данной программы обусловлена социальным заказом общества, необходимостью научного осмысления идей культурного образования и реализации народной и культурной направленности регионального компонента дошкольного образования.
Новизна. При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Важно, что, работая по плану, занятия проводятся системно от простого к сложному. Занятия по программе «Задорные ложкари» являются частью регионального компонента и вплетаются в основную образовательную программу ДО не навязчиво, дополняя её. Практически ничего не проводится специально, а является частью других занятий, мероприятий, праздников в ДОУ и за его пределами.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).
Программа составлена с учё том реализации интеграции образовательных областей:
«Художественно-эстетическое» - все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.
«Познавательное развитие» - осуществляется знакомство с явлениями общественной жизни.
Идет исследовательская образовательная деятельность по следующим темам:
«Откуда мы родом?» (происхождение своей фамилии, «Инструмент с секретом» (изготовление инструментов- шумелок, «Семь вёрст до небес», (Семейные традиции, легенды, истории, «Достоин будь награды русской!» (о наградах Руси, России, наградах семьи).
«Коммуникативно-личностное развитие», где осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
«Физическое развитие» - дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, динамические паузы.
Реализация: данный курс разработан для детей подготовительного возраста. Работа с детьми по дополнительному образованию строится в течение учебного года. Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с подгруппой 8-10 детей. 25мин.
Цель: Формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация свободного времени детей. Выявление и поддержка детей, проявляющих способности, учитывая возрастные и индивидуальные их особенности.
Задачи
Обучающие: формировать и развивать у ребёнка интерес и любовь к народному творчеству; расширять представления детей о культурном наследии своего народа; обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, творческую активность. Предоставлять возможность применить полученные навыки игры на ложках на практике во время проведения праздников и народных гуляний, дать ребёнку почувствовать, что он- частичка Российской культуры.
Воспитательные: воспитывать стремление к доброте, любви к Родине и её истории, культуре, чувство гражданина своей страны, к ближнему, семье. Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.
Планируемые результаты.
К концу года ребенок должен уметь:
- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности;
- ребенок способен принимать задачу;
- у ребенка развиты сенсорные эталоны;
- играет индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
- применяет в ансамбле практические навыки игры на 3-х ложках и других музыкальных инструментах;
- слушает и понимает музыкальные произведения – их основную тему;
- поет чисто, интонирует мелодию и одновременно играет на музыкальном инструменте;
- ритмично двигается, соблюдая колорит и удаль русской души;
К концу года ребенок должен знать:
-о шумовых музыкальных инструментах;
- об ответственности за правильное исполнение в ансамбле;
- о мелодии и ритме музыкальных произведениях.
Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы : контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации концертов внутри детского сада, через открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников, участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.
Учебный план
Наименование модуля Количество часов
1. «Освоение игры на 3-х ложках и на народных музыкальных инструментах. Настоящее и прошлое родного края».
20
2. «Связь времён в народном искусстве и декоративное искусство в современном мире»
17
Итого 37
Формы проведения аттестации. Промежуточная аттестация по каждому модулю проводится после проведения запланированных занятий по теме в форме проведения игры, а итоговой аттестацией будут выступать выставки детских работ в детском саду.
Календарный учебный график
1. Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю.
2. Продолжительность учебного периода: 37 недель.
3. Срок реализации: с 1 сентября по 31 мая.
4. Возрастной состав:
- подготовительная группа (седьмой год жизни) – 10 человек
Сетка занятий подготовительная группа (седьмой год жизни)
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
1 неделя месяца
15.40-16.05
2 неделя месяца 15.40-16.05
3 неделя месяца 15.40-16.05
4 неделя месяца 15.40-16.05
Образовательная нагрузка
Продолжительность ДОД Количество ДОД в месяц Месячная образовательная нагрузка
25 минут 4 25 мин. Х 4 = 100 мин.
Содержание изучаемого курса
Модуль «Освоение игры на 3-х ложках и на народных музыкальных инструментах. Настоящее и прошлое родного края»
Формировать целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа. Учить детей давать осознанную оценку сочинениям различных композиторских школ, а так же народным произведениям. Совершенствовать восприятие детей в различении звуков по высоте, в узнавании известных сочинений. Учить высказывать предпочтения и давать эстетическую оценку, различать жанровые признаки произведения, части произведения.
Совершенствовать навыки и умения детей игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Учить играть индивидуально, в ансамбле и в оркестре, добиваться от детей слаженности, четкости, выразительности. Проявление творческой инициативы.
Модуль «Связь времён в народном искусстве и декоративное искусство в современном мире»
Обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве.
Подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека.
Формирование умения отмечать своеобразие национального декоративного искусства, его характерные особенности, а также общие черты.
Формирование знаний предлагаемые - детям, можно разделить следующим образом:
Характерные мотивы в русских орнаментальных узорах, особенности их компоновки и колорита.
Специфические особенности русских орнаментов: полихромность, наличие асимметричных узоров, наличие зооморфных, сюжетных мотивов, своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, жостовской росписей — в русских узорах.
Формирование умения отмечать своеобразие национального декоративного искусства, его характерные особенности, а также общие черты.
Вариативность орнаментации на русских изделиях (платки, сарафан, рубаха, пояс).
Эстетическая ценность произведений народного искусства: нарядность, красота, яркость, привлекательность, утилитарное значение декоративных изделий.
Формировать общеразвивающие ситуации по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством русского народа, которые помогут подвести детей к пониманию:
самобытности, своеобразия русского народного декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение);
связи содержания орнамента с окружающей природой;
связи искусства с бытом и жизнью народа;
преемственности традиций народного искусства.
Модуль «Конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, викторина по пройденному материалу. Участие ансамбля в мероприятиях муниципального уровня».
Участие и победы в конкурсах различных уровней.
Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:
-совершенствовать технику игры на трех ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
-играть ансамблем: ложкарей, ударных народных инструментов, самодельных музыкальных инструментов.
-учить выразительному осознанному исполнению народных песен различного характера.
Создать предпосылки к творческой самореализации детей:
- создавать творческие композиции, танцевальные импровизации на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
- находить новые приемы игры на ложках и самодельных музыкальных инструментах;
Побуждать к самостоятельному исполнению народных песен и игре на русских народных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи. Развитие умения работать в коллективе.
Литература
1. Акимов В. В. «Лебедянь от А до Я», 2005г.
2. Бухарева И. С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
3. Бычков И. В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
4. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.
5. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. «Праздник своими руками», - Ярославль 2001 г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание»
7. Журнал «Книжки, ложки и и грушки для Танюшки и Андрюшки»
8. Князева О. Л., Миханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.
9. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.
10. Кононова Н. Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
11. Мельников «Русский детский фольклор», 1987
12. Михайлов М. А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
13. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
14. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
15. Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.