Бородко Ирина
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фантастические рисовалки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Фантастические рисовалки"
Возрастной диапазон: 6 – 7 лет
Срок реализации программы: 1 года
Автор – составитель: Бородко Ирина Михайловна воспитатель
Пояснительная записка
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития ребенка и развития его речи.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Фантастические рисовалки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Программы
- Темочки
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в процессе организации непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах в продуктивных видах так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Актуальность данной проблемы определила тему кружковой работы «Нетрадиционный метод лепки – пластилинография.
Цель кружка:
развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребёнку проявить свои художественные способности через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии.
Задачи:
Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Программа кружка рассчитана на 1 учебный год. Занятие проводится один раз в неделю, длительность составляет 30-35 минут.
Материал:
1. Плотный цветной картон.
2. Цветной пластилин.
3. Доска для лепки.
4. Салфетки для рук.
5. Игрушки, иллюстративный и дидактический материал соответствующий, тематике занятия.
Особенности используемого материала
Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:
- долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
- в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.
Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.
На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать: пластилин соответствующего цвета, плотный картон, стека, доска для лепки, тканевая салфетка для рук.
Предполагаемые результаты работы:
у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
мелкая моторика развита на достаточном уровне;
ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Учебно–тематический план. Подготовительная «А» группа.
«Вводное занятие» 1
«Консервированные овощи» 1
«Осенние деревья» 2
«Мухомор» 1
«Домашние любимцы. Собака» 1
«Паучок на паутинке» 1
«Гроздь рябины» 1
«Кудряшки для овечки» 1
«Лебеди» 1
«Весёлый ёжик в лесу» 1
«Цветы для мамы» 1
«Зима в лесу» 2
«Живые яблочки на ветках» 1
«Ёлочка-красавица» 1
«Снегурочка» 2
«Рыбки в аквариуме» 1
«Осьминог» 1
«Пингвины на льдине» 2
«Парусник» 1
«Слон» 1
«Фиалочки для мамочки» 2
«Матрёшки» 2
«Ракета в звёздном небе» 2
«Бабочка на лугу» 1
«Одуванчики словно солнышко желты» 1
«Совушка, сова» 2
«Жираф» 2
Перспективный план занятий кружка «Фантастические рисовалки» в подготовительной «А» группе
Сентябрь
1 неделя
Тема: «Вводное занятие»
Цель: Обобщать знания о нетрадиционном методе лепки - пластилинографии.
Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании композиции. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление.
2 неделя
Тема: «Консервированные овощи»
Цель: Учить прикреплять готовую форму на основу путем равномерного расплющивания ее по поверхности (круг, овал); развивать умение равномерно располагать предметы в силуэте; обобщать представления об овощах, их характерных особенностях; приучать к усидчивости и аккуратности; активизировать словарь.
3-4 неделя
Тема: «Осенние деревья»
Цель: Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.
Октябрь
1 неделя
Тема: «Мухомор»
Цель: Способствовать пониманию детей связи между средой обитания и конкретных живых существ, закреплять умения работать пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах, развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.
2 недели
Тема: «Домашние любимцы. Собака»
Цель: Прививать любовь, бережное отношение к своим домашним питомцам. Учить передавать строение фигуры собаки в разном положении, закреплять приёмы изображения предмета из отдельных частей. Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Продолжать развивать аккуратность в работе.
3 неделя
Тема: «Паучок на паутинке»
Цель: Учить лепить паука, передавая характерные особенности внешнего вида. Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к природе, формирование навыков сотрудничества. Развивать навыки лепки из целого куска пластилина. Развивать: умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью; творческие способности, воображение.
4 неделя
Тема: «Гроздь рябины»
Цель: Развивать у детей образное восприятие; эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик. Воспитывать самостоятельность.
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Кудряшки для овечки»
Цель: Учить пользоваться круглой стекой для создания кудряшек у овечки. Закреплять умение прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом. Развивать согласованность работы обеих рук. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином; актуализировать словарь (овечка, белые кудряшки, шерсть – шерстка).
2 неделя
Тема: «Лебеди»
Цель: Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умение детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развитие цветовосприятия. Развитие мелкой моторики рук.
3 недели
Тема: «Весёлый ёжик в лесу»
Цель: Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, полуобъемным контуром. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.
4 неделя
Тема: «Цветы для мамы»
Цель: Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.
Декабрь
1-2 неделя
Тема: «Зима в лесу»
Цель: Учить приему размазывания из столбика; закреплять прием прямого раскатывания, знания об оттенках белого; развивать согласованность движений обеих рук; воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года.
3 неделя
Тема: «Живые яблочки на веточке»
Цель: Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика посредством пластилинографии. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать самостоятельность.
4 неделя
Тема: «Ёлочка-красавица»
Цель: Продолжать учить размазывать пластилиновые шарики справа налево и слева направо, создавая изображения иголок; продолжать учить рисовать на заданном пространстве, развивать согласованность движений обеих рук; активизировать словарь.
Январь
1-2 неделя
Тема: «Снегурочка»
Цель: Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации). Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. (Давыдова Г. Н. 2 стр. 25-28)
3 неделя
Тема: «Рыбки в аквариуме»
Цель: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы — рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям.
4 неделя
Тема: «Осьминог»
Цель: Дать детям представление о разнообразии животного мира водоёмов, познакомить с подводным обитателем - осьминогом. Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства - анималистикой. Учить передавать форму, характерные особенности внешнего вида животного способом пластинографии. Продолжать развивать воображение, композиционные навыки.
Февраль
1-2 неделя
Тема: «Пингвины на льдине»
Цель: познакомить детей с представителем самой холодной природной зоны — пингвином; учить передавать характерное строение птицы, вызвать интерес к изображению пингвина способом пластилинографии; развивать мелкую моторику пальцев рук.
3 неделя
Тема: «Парусник»
Цель: Учить детей лепить плоскостное изображение парусника, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). Учить передавать форму, характерные детали парусника. Развивать мелкую моторику.
4 неделя
Тема: «Слон»
Цель: Закрепить умения детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, разглаживании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Расширять познания детей о животных жарких стран.
Март
1-2 неделя
Тема: «Фиалочки для мамочки»
Цель: Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
3-4 неделя
Тема: «Матрёшки»
Цель: Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить детей с историей создания русских матрёшек. Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике пластилинографии.
Апрель
1-2 неделя
Тема: «Ракета в звёздном небе»
Цель: Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. Развивать композиционное и пространственное восприятие.
3 неделя
Тема: «Бабочка на лугу»
Цель: Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке, совершенствовать умение работать в нетрадиционной изотехнике - рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. Учить наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.
4 неделя
Тема: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты»
Цель: Учить сочетать разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа. Продолжать развивать умение изображать предметы на большом пространстве листа, согласованность движений обеих рук, умение работать в коллективе; активизировать словарь (желтый одуванчик, лучик золотой). Учить отвечать полным ответом на вопрос «какой?».
Май
1-2 неделя
Тема: «Совушка, сова»
Цель: Расширить представления детей о лесной птице – сове. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.
3-4 неделя
Тема: «Жираф»
Цель: Развивать формовосприятие, мелкую моторику рук. Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность.
Оформление выставки «Фантастические рисовалки» - галерея лучших детских работ
Список использованной литературы:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой. Москва, «Мозаика – Синтез», 2010 -304 с.
Давыдова Г. Н. «Пластилинография», «Скрипторий», 2003 – 96с.
Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика – Синтез», 2011. — 64 с.