Оксана Мурашова
Дополнительная общеразвивающая программа Английского языка для дошкольников «Time for English»
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа Английского языка для дошкольников „Time for English“» размещена в разделах
• Устав МБДОУ №23 «Колокольчик».
Новизна программы.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении английскомуязыку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей.
Основные функции иностранного языка на раннем этапе его изучения:
- развитие общей речевой способности детей дошкольного возраста, в их самом элементарном филологическом образовании,
- формирование их способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре и как действенное средство непрерывного языкового образования, воспитания и разностороннего развития личности ребенка.
Актуальностьи педагогическая целесообразность.
Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, так как именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры, эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития.
Отличительные особенности данной программы :
1. Направленность на всестороннее развитие личности ребёнка, его речевой деятельности, а также творческих способностей детей.
2. Приобщение к культуре англоговорящих стран и их народов, а также знакомство с бытом, традициями, детским фольклором стран изучаемого языка.
3. Активное использование игровых форм деятельности и здоровьесберегающих технологий при проведении занятий.
Адресат программы
Программа «Time for English» адресована детям от 5до 7 лет, а также детям отстающим в развитии (ОВЗ) и инвалидам.
Условия набора воспитанников. Для обучения принимаются все желающие дети дошкольного возраста, у которых выражен интерес и любознательность к иностранному языку.
Срок реализации программы : 1 год.
Формы и режим образовательной деятельности
Формой осуществления образовательного процесса являются учебные группы с постоянным составом, организованные по возрастному принципу (дети от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет). Набор детей в группы свободный; единственным условием является соответствующий возраст воспитанников. Основание для отчисления – заявление родителей.
1.2. Цели и задачи программы.
Цели:
Программа направлена на воспитание интереса овладения иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитие психических и познавательных процессов.
Задачи:
Обучающие:
•Учить детей правильному произношению иностранных слов.
• Вводить в разговорную речь основные речевые конструкции и на их основе учить самостоятельному построению несложных фраз.
• Обогащать языковой словарь ребенка словами об окружающем мире.
• Формировать первичные навыки диалогической и монологической речи на английском языке;
• Разучивать доступные пониманию детей рифмовки, считалочки,
песенки.
• Научить детей общаться по-английски между собой или со взрослыми
в пределах четко продуманной игровой или семейно - бытовой ситуации.
Развивающие:
• Развивать у детей интерес к изучению английского языка.
• Развивать инициативность в обучении английскому языку.
• Развивать у детей устойчивое внимание, уверенность в собственных
силах.
• Побуждать детей к общению с педагогом и друг с другом на английском языке.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям других народов на материале потешек, стихов, песенок; желания и умения войти в мир другой языковой культуры.
• Воспитывать коммуникативную личность, развивать y детей навыки общения.
1.3. Структура и содержание программы :
При распределении разделов программы учитывались основные принципы дидактики, возрастные и психофизиологические особенности детей. Содержание программы состоит из тем, позволяющих варьировать занятия внутри темы. Оно включает в себя ситуации на английском языке, языковой материал, речевые умения.
Технология обучения дошкольников английскому языку включает в себя следующие разделы:
формирование фонетических навыков: овладение артикуляцией и интонацией (обучение фонетике не ограничивается имитацией, а сознательно сопоставляет интерферирующие звуки родного и иностранного языка, добивается осознания различия звуков двух языков, а затем правильного произношения);
формирование лексических навыков: обогащение словарного запаса;
освоение грамматического строя речи на основе речевых образцов, которые употребляются функционально, т. е. для выражения коммуникативного намерения говорящего;
формирование навыков аудирования - восприятия текстов на слух; формирование диалогической и монологической речи.
Обучение английскому языку дошкольников осуществляется только устным путём, без привлечения чтения и письма, чтобы, во - первых, избежать больших трудностей на начальной ступени обучения, во - вторых, чтобы графика иностранного языка не пересекалась с русской и не затрудняла обучение чтению и письму на родном языке.
Использование естественной для детей этого возраста физической, игровой и познавательной деятельности делает возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей.
Использование игры как основного вида деятельности обеспечивает заинтересованность детей при восприятии материала, а также снимает возможные языковые трудности. Доступность и посильность обеспечивается четким отбором тем, которые интересны для детей дошкольного возраста и яркой привлекательной наглядностью.
Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности.
Содержание обучения дошкольников английскому языку включает в себя реализацию целей и задач при одновременном удовлетворении познавательных и коммуникативных потребностей детей, требует адекватного отбора и организации обучения. В содержание обучения включаются:
- базовые речевые образцы, отражающие игровые и реальные отношения в речи;
- средства для моделирования этих образцов; (набор существительных, отражающих основные принципы деятельности, глаголы, отражающие основные движения, состояния и действия с предметами, прилагательные и наречия, обозначающие качества предметов и явлений; так же скороговорки, стихи, считалки, песни, сказки; диалоги и монологические тексты, аудитивные тексты, игры).
Принципы работы:
использование средств поощрения;
формирование у детей положительного образа педагога, что повышает рефлексивные способности ребенка;
лимитирование речи педагога на родном языке до 5-10%, и, как следствие, доведение речи детей на английском языке до 90%;
системное введение лексики по схеме: первое занятие - 4 слова, второе занятие-закрепление, последующие занятия - активизация с использованием речевых конструкций плюс 3-4 новых слова;
учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;
обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;
предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе (такая работа помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимет языковые барьеры).
Виды работы:
1. Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки, зарядки, жестикулирование).
2. Работа с предметами (диалог с игрушкой, описание игрушки, игры, сказки).
3. Работа с картинкой (описание, детализация, рассказ, диалог, игры, сравнение, воображение с прогнозированием).
4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок, конкурс чтецов, разножанровая декламация, соревнования в командах и парах.
5. Подвижные игры: игры с мячом, «цепочка» с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы, хороводы, команды в движении.
6. Спокойные игры: загадки, кроссворды, лото.
7. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.
8. Инсценировка коротких рассказов и пьес.
9. Воспроизведение ситуативных диалогов.
10. Изучение букв.
Примерная структура занятия.
Деятельностно-игровая ситуация коммуникативно-познавательной направленности имеют следующую структуру:
Вводная часть:
приветствие, организационный момент;
фонетическая разминка. Основная часть:
лексический материал по теме занятия;
речевой материал по теме;
грамматический материал;
чтение рифмовок, стихотворений, пение песен;
игры на закрепление материала;
физкультминутки. Заключительная часть:
закрепление пройденного материала в виде игр, диалогов, речевых ситуаций;
рефлексия.
Учебный план.
№ Название раздела,
темы. Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1. Приветствие.
2. Что я знаю о себе.
3. Моя семья.
4. Части тела.
5. Животные.
6. Цвета.
7. Счет.
8.
Фрукты, овощи.
9. Веселый алфавит.
Всего:
1.4. Планируемые результаты.
К концу обучения на начальном этапе дети научатся:
- приветствовать, представлять себя, прощаться, благодарить;
- понимать на слух обращения педагога на иностранном языке, построенные на знакомом языковом материале;
- односложно отвечать на вопросы педагога;
- ассоциировать слова и словосочетания с соответствующими им действиями, картинками и описаниями;
- владеть лексическим и грамматическим минимумом данного уровня;
- рассказывать рифмовки, строить краткие диалоги, петь песенки с использованием изученных движений;
- владеть лексическим и грамматическим минимумом данного уровня;
- использовать знакомые речевые образцы на практике, строить мини-диалоги;
- понимать на слух короткие тексты.
2.1. Календарный учебный график.
№ п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1. Сентябрь
2019г. групповая 1. Знакомство со страной
изучаемого языка.
2. Изучение речевых структур
«Hello,Hi»
3. Изучение речевых структур
«Goodbye,Bye»
4. Изучение употребления фраз со
взрослыми и со сверстниками,
знакомство с Monkey. группа текущая
2. Октябрь
2019г. групповая 1. Знакомство с вопросом Whatis
yourname? и ответом на него «My
nameis….»
2. Знакомство с вопросом Whoare
you? иответомфразами «I am a
girl/ a boy»/ группа промежуточная
3. Ноябрь
2019г. групповая 1. Изучениеслов: «Mother, Father,
Daughter, Son».
2. Изучениеслов:
«Grandmother, Grandfather, brother,
sister»
3. Закрепление изученного
материала с помощью песни
«My family».
4. День Благодарения. группа промежуточная
4. Декабрь
2019г. групповая 1. «Head, eyes, nose, mouth, ears»
2. «Body, arms, legs, fingers».
3. Рождество. группа промежуточная
5. Январь
2020г. групповая 1. Новый год.
2. Изучение слов по теме:
«Домашние животные»
3. Изучение слов по теме:
«Дикие животные». группа промежуточная
6. Февраль
2020г. групповая 1. Разучиваниецветов: «red, green,
yellow, brown.»
2. День святого Валентина.
3. Разучиваниецветов: «black,
blue, white, orange». группа промежуточная
7. Март
2020г. групповая 1. Счет 1-3
2. Счет 1-5
3. Счет 1-8
4. Счет 1-10 группа промежуточная
8. Апрель
2020г. групповая 1. Знакомство с лексикой на
тему: фрукты
2. Праздник Пасха.
3. Знакомство с лексикой на
тему: овощи
группа промежуточная
9. Май
2020г. групповая 1. Знакомство с английским
алфавитом.
2. Знакомство с английскими буквамиA-M при помощи слов, начинающихся на эти буквы.
3. Знакомство с английскими буквами N-Z при помощи слов, начинающихся на эти буквы. группа итоговая
2.2. Условия реализации программы.
Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 17 часов (30 минут в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 5 - 7 лет.
Предметно-развивающая среда
Кабинет оборудован мебелью (детские стулья, столы для выполнения творческих заданий, стеллажи для методической литературы и дидактических материалов).
• В кабинете имеются следующие развивающие материалы и пособия:
• английский алфавит;
• тематические картинки;
• пособия по английскому языку для дошкольников;
• детские книжки на английском языке;
• обучающие компьютерные диски;
• дидактические игры для развития лингвистических способностей дошкольников;
• художественные материалы (краски, цветные карандаши, бумага для рисования, цветная бумага, цветной картон, клей);
• мячи, игрушки;
• мозаики;
• пазлы;
• кукольный театр.
• Игрушки
• Кубики
• Аудиозаписи
• Песенки для малышей
• Стишки, рифмовки.
• Карточки c буквами.
• Карточки c цифрами.
• Карточки с изображением животных,
• Карточки с изображением человека
• Карточки с изображением предметов
• Карточки с изображением времен года
• Плакат c английским алфавитом.
• Игра “HappyEnglish” лото
• Атрибуты для имитационных игр
• Учебный набор цифр, букв и знаков с
• магнитным креплением
Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям
техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Предметно-развивающая среда отвечает художественно-эстетическим требованиям.
Материально-технические условия
Технические средства
(аудио и СD) :
• Аудиозаписи
• Английский для малышей
• Пуси – Кэт. Под ред. Железновой Е. и Железновой П.
• Ключ от королевства. Под ред. Железновой Е.
• Песенки для малышей. Под ред. Н. Бонк
• Говорящая английская азбука
• Ноутбук
• Интерактивная доска
Культурно-досуговая деятельность:
Процесс обучения иностранному языку призван ввести детей в мир другой культуры. Именно в дошкольном возрасте способность ребенка к восприятию новой информации невероятно высока.
Применение страноведческого материала о традициях и обычаях, культуре и быте жителей англоязычных стран, а также использование стихов, считалок, рифмовок, народных песен и игр, имеющих большую лингвострановедческую ценность, всесторонне обогащает ребенка, расширяет его кругозор.
Развлечения и праздники являются неотъемлемой частью работы по обучению детей английскому языку. Их ценность заключается в том, что они поддерживают высокую активность каждого ребенка и способствуют повышению мотивации к изучению английского языка.
Данная рабочая программа предполагает проведение следующих культурно-развлекательных мероприятий:
1. День Благодарения (26 ноябрь).
2. Рождество (25 декабрь).
3. Новый год (1 января).
4. День святого Валентина (14 февраль).
5. Пасха (весна).
2.3. Форма аттестации и оценочные материалы.
Критерии:
1. Диалогическая речь.
Высокий уровень: задает более 2х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения.
Средний уровень: задает менее 2х вопросов, вопросы условно-правильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки).
Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками).
2. Монологическая речь.
Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз.
Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки, 2-3 фразы.
Низкий уровень: не дает ответа.
3. Аудирование
Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного, отгадывает загадку.
Средний уровень: условно-правильно передает содержание сказанного (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки ответы, отгадывает загадку.
Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь, не отгадывает загадку.
4. Лексические навыки
Высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не испытывая при этом затруднений.
Средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом затруднения.
Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения.
5. Грамматические навыки.
Высокий уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения, вопросы правильно сформулированы.
Средний уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач. Однако требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Ответы нечеткие, условно-правильные (содержащие грамматические ошибки, вопросы условно-правильные.
Низкий уровень: дети не имеют предусмотренного программой запаса знаний, испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значительно влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием или не справляются совсем, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или выполняют с серьезными ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания.
6. Фонетические навыки.
Высокий уровень: произношение звуков соответствует программным требованиям, все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений.
Средний уровень: произношение звуков частично соответствует программным требованиям, не все звуки, произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения.
Низкий уровень: произношение звуков не соответствует программным требованиям, многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки.
2.4. Методические материалы.
2.5. Список литературы:
1. Бонк Н. Английский для малышей. - М., 2006.
2. Бурханова А. Занимательный алфавит. - М. 2002.
3. Дольникова Р. А., Фрибус Л. Г УМК, Как детишек нам учить по-английски говорить. - СПб., КАРО, 2002
4. Евсеева М. Н. Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста. - Панорама, 2006.
5. Захарченко И. Начнем учить английский. – РГПУ, 1999.
6. Клеменьтьева Т. Б. Счастливый английский. Занимательные игры и упражнения. - Дрофа, 1995.
7. Конышева А. В. Английский для малышей, - С-Пб, 2003.
8. Крылова Н. В. А как это по-английски?. – 2005.
9. Кулиш В. Г. Занимательный английский для детей, - Сталкер, 2001.
10. Стайнберг Дж. «110 игр на уроках английского языка», Астрель, 2006
11. Литвиненко С. В. Английский язык : 5-6 лет/ С. В. Литвиненко – Москва: АСТ: Астрель, 2015.- 46[2] с.
12. Литвиненко С. В. Английский язык : 6-7 лет/ С. В. Литвиненко – Москва: АСТ: Астрель, 2015.- 46[2] с.
13. Лосева С. В. Английский в рифмах. - М. ,1993.
14. Лыкова Л. Л. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников. - Ярославль, Академия развития, 2006.
15. Малышева Н. «Секреты английских звуков», АСТ-Пресс, 1997.
16. Скульте В. «Английский для детей». - М. 2001.
17. Стайнберг Дж. «110 игр на уроках английского языка», Астрель, 2006.
18. Фурсенко В. С. Веселые грамматические рифмовки. – М., 2001
19. Фурсенко С. В. «Грамматика в стихах», Каро, 2006.
20. Шишкова И. А., М. Е. Вербовская «Английский для дошкольников», Росмэн, 2002.