Стрельцова Ирина Александровна
Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности учащимся приходится заучивать большое количество слов и усваивать много грамматического материала. Естественно моё стремление преподносить ученикам знания в увлекательной форме: большое количество наглядности, песни, фильмы на английском языке, образная речь и игры, что повышает мотивацию к изучению английского языка. Но это решает только часть проблемы обучения, так как для запоминания такого большого объёма информации нужна хорошая память и концентрация внимания.
Публикация «Консультация для учителей английского языка „Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика“» размещена в разделах
- Английский для детей. Консультации для родителей
- Английский язык в школе
- Английский язык для дошкольников
- Иностранный язык для дошкольников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Актуальность данной работы состоит в постоянно возрастающей для успешного современного человека потребности знать иностранный язык, что является далеко не единственным направлением обучения. Помимо иностранного языка нужно усвоить еще огромный объём информации для получения предметных знаний в школе, знаний по специальности и продвижения по карьерной лестнице во взрослой жизни. Чем легче будет происходить процесс изучения иностранного языка, тем больше времени и усилий можно будет уделить для получения других знаний.
Таким образом целью данной работы является поиск эффективных методов и приёмов работы с учащимися, способствующих концентрации внимания и облегчению запоминания новой лексики. Данная цель решалась через задачи:
1) анализ педагогической и психолгической литературы по теме,
2) отбор наиболее оптимальных методов и приёмов работы с учащимися, способствующих концентрации внимания и облегчению запоминания новой лексики
3) аппробация отобранных методов и приёмов на учебных занятиях в школе.
НОВИЗНА данной работы заключается в нестандартном эффективном подходе к предъявлению и активизации новых лексических единиц на уроках английского языка.
Основная часть
Английский язык становится неинтересным только в одном случае – торможение процесса запоминания необходимого учебного материала. Так, с целью решения данной проблемы, готовясь к учебным занятиям по английскому языку, я подбираю приё мы активизации памяти и внимания учащихся руководствуясь 3 основными принципами: 7 ± 2, обилие впечатлений и системность подачи информации.
1) 7 ± 2. Предлагаю вниманию учащихся не более, чем 7 ± 2 объектов за раз, помня о том, что человек может держать во внимании (запомнить и повторить) не более 9 элементов, а часто и не более 5. Это доказано американским психологом Джорджем Миллером в его работе «Магическое число семь плюс-минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two : Some Limits on our Capacity for Processing Information, написанной ещё в 1956 году. Суть в том, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов.
2)Побольше впечатлений. Организую ситуации получения учащимися чувственного опыта о запоминаемом объекте, т. к. память и внимание качественно зависят как от эмоционального состояния учащихся, так и от его отношения к запоминаемой информации. Для этого моделирую ситуации, используя как свой собственный опыт, так и опыт учащихся, а также поощряю учеников закончить начатую мной историю, задавая определённые параметры (использование новых лексических единиц или грамматических структур). Для создания сильного, яркого первого впечатления об объекте запоминания и сохранения его в памяти учащихся стараюсь новую информацию подавать в виде наглядности, используя зрительный образ, на который учащиеся смогут ориентироваться. Если есть возможность, помимо зрительного восприятия даю возможность школьникам получить впечатления при помощи как можно большего числа органов чувств, что поможет испытать его сильнее. Например, объясняя разницу между группами времён Simple и Continuous гласные в глаголах времени Continuous, при произношении я тяну, также обычное действие мы обозначаем значком, длительное действие – .
3)Системность. Большую часть теоретической информации мы с учащимися переводим в таблицы и схемы, делая краткие элементарные «шпаргалки», которые впоследствии рассматриваем более развёрнуто. Например, давая начальную информацию о правилах применения артиклей, использую следующую таблицу:
По мере углубления в тему при помощи стрелок дописываем в такую таблицу уточнения и дополнения.
Помимо этих принципов я также часто использую специальные методы и приемы организации процесса запоминания информации, обращаясь к такой технике, которая называется мнемоника или мнемотехника. Слова «мнемоника», «мнемотехника» - синонимы и обозначают один и тот же процесс – запоминание. Основными принципами мнемотехники являются ассоциации и формирование образов. А так как мнемотехника облегчает процесс изучения языка, то он становится качественным и быстрым.
В своей практике применяю такие приемы запоминания, как образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации, рифмизация и метод фонетических ассоциаций. Более подробно остановлюсь на последнем, так как учащимся нравится самостоятельно искать собственные ассоциации, схемы, принципы или другие отношения и взаимосвязи в изучаемой области, что влияет на ускорение и эффективность процесса понимания и усвоения материала. Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка. Например, слово glass [gla :s]-стекло созвучно с русским словом ГЛАЗ, слову fish [fi] – рыба созвучно русское слово ФИШка. Для лучшего запоминания нужно найти максимально, похоже звучащие слова (или части слов). Но, как показывает многолетняя практика, фонетические ассоциации еще более эффективны при комбинировании их с методом последовательных ассоциаций, т. е. с составлением сюжета (связки) для перевода и созвучия. Например, после того как были подобраны созвучные слова к слову sudden [sdn]-внезапный, неожиданный, составляется сюжет: ВНЕЗАПНО СО-ДНА появилось чудо.
В результате системного применения вышеописанных приёмов и методов учащиеся стали проявлять большую активность на уроках, уменьшились случаи неуверенности при говорении, повысилась успеваемость по предмету.
Заключение.
Таким образом, применение приёмов активизации внимания и памяти на уроках английского языка облегчает запоминание нового материала и сокращает время работы с ним, а также стимулирует познавательную активность и повышает общий интеллектуальный уровень развития обучающихся, что позволяет учителю сделать свои занятия не только интересными, содержательными, но и максимально продуктивными.