Екатерина Скугорева
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Азбука пешехода»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности
«Азбука пешехода»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: воспитатель
Скугорева ЕкатеринаВячеславовна
2022- 2023 год.
Пояснительная записка.
Обеспечение здоровья детей - основная задача цивилизованного общества.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности „Азбука пешехода“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Направленность программы – Данная программа имеет социально-гуманитарной направленность, так как учить ребёнка само реализовывать себя в системе социальных отношений, учит самостоятельно выбирать правильный маршрут до сада, школы. Она составлена на основе правил дорожного движения, а также на основе программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ".
Актуальность программы Окружающая ребенка среда – это не только семья, школа, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить.
Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, а жить им придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Обусловлена потребностью привить дошкольникам правильные ориентиры в формировании культуры поведения на дорогах. Дополнительное образование является одним из средств воспитания и развития социально - развитой личности.
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является то, что ее реализация позволит детям усвоить на познавательном и эмоциональном уровне Правила дорожного движения. Отличительной особенностью программы «ПДД для дошколят» является то, что значительное место в программе уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения.
Адресат программы для мальчиков и девочек 4-5 года. без определенной и физической и практической подготовки по направлению программы.
Объем программы : 36 учебных часов.
Форма организации образовательного процесса: беседа, просмотр видеофильмов, педагогическое тестирование. Занятия проходят в очной форме.
Виды занятия: беседы, игры, выставки, развлечения, игры с предметами и материалами.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 9 месяцев обучения дошкольников с 1 сентября 2022г. по 31 мая 2023г.
Режим занятий: каждый четверг с 15.30 до 16.00 (во второй половине дня, продолжительностью 20 минут).
Цель и задачи программы.
Цель: Сохранение жизни и здоровья детей, формирование элементарных знаний правил дорожного движения
Задачи:
Личностные:
формирование общественной активности личности, гражданской позиции;
воспитание культуры общения и поведения на дорогах,
формировать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
2. Метапредметные:
развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.
3. Образовательные:
закрепить у детей знания правил дорожного движения;
продолжать знакомство с названиями и значениями дорожных знаков;
довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
развитие познавательного интереса.
Планируемые результаты.
1. После прохождения программного материала учащиеся приобретут следующие компетенции:
· Социальные - умения устанавливать и поддерживать отношения со сверстниками в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением.
· Коммуникативные - возможность понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь в игре, в общении.
· Метапредметные - способность поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими.
· Предметные: овладение предметными знаниями, умением применять их в жизненной практике, умение принимать эффективные решения в поставленной задаче.
Условия реализации программы :
Групповое помещение, территория детского сада, информационные (аудио-, видео-, фото-, интернет источники), методические ресурсы, художественная литература, материал для творчества.
Формы контроля: Обследование уровня развития детей проводится два раза в год: начальное – в сентябре, итоговое в мае с использованием следующих методов: беседа, наблюдение, подбор творческих и практических заданий, мониторинг, выставки творческих работ.
Оценочные материалы: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.
Инструкция: ребёнку даётся задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать её. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребёнком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов. При обработке результатов учитываются: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий, за которые педагог выставляет соответствующий бал:
1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;
2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;
3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название раздела, темы Количество занятий
(длительность занятия 30 минут) Формы аттестации / контроль
Всего Теори Практика
1. Диагностика (начальная, итоговая) 3 1 2 групповой
2. Улица полна неожиданностей. 4 2 2 фронтальный
3. Городской транспорт 5 1 4 фронтальный
4. Я пассажир 1 1 1 фронтальный
5. Дорожные знаки – наши друзья. 7 3 4 фронтальный
6. Я пешеход 2 1 1
фронтальный, подгрупповой
7. Безопасность на дорогах 9 4 5 подгрупповой
8. Регулировщик и светофор 2 1 1 фронтальный
9. Развлечение, викторина 2 1 1 группой
Список литературы
1. 1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б., Безопасность. - М. : АСТ-ЛТД, 2018г.
2. Т. Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2016г
3. К. В. Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2019г
6. Старцева О. Ю. «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2020г
7. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? М., 2020г.
8. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. М. 2020г.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о безопасности с детьми 5-8 лет, М., 2018г.
10. Степанкова Э. Я., Филенко М. В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 2019г.
11. Прокофьева С., Сапгир Г., «Мой приятель – светофор». М., 2017г.
12. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М. : «Мозаика – Синтез» 2018г.