Арина Черниюк
Дополнительная общеобразовательная программа по пластилинографии «Пластилиновые фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА №1411
ДО № 1327
Дополнительная Общеобразовательная программа
по пластилинографии «Пластилиновые фантазии»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации:1 год
Количество часов в год: 64
2 часа в неделю
ПЕДАГОГ
Черниюк Арина Геннадьевна
Москва
2018
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по пластилинографии „Пластилиновые фантазии“» размещена в разделах
Пояснительная записка к программе Программа художественно – эстетической направленности ориентирована на всестороннее развитие дошкольника, способствует эстетическому воспитанию и расширению кругозора.
Актуальность данной темы заключается в том, что в соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является - развитие детского творчества.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.
Цель программы – создание условий для развития способностей к художественному творчеству дошкольников в процессе освоения пластилинографии.
Основные задачи:
1. Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
2. Освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин.
3. Развитие мелкой моторики, укрепление силы рук.
4. Развитие всесторонней личности ребенка.
5. Развитие психических процессов: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсо – моторная координация.
6. Развитие творческих способностей, креативность.
7. Воспитание культуры общения, норм поведения, познавательный процесс, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчестве.
Организация деятельности
Программа предполагает проведение 2 раза в неделю во вторую половину дня педагогом дополнительного образования.
Продолжительность занятий:
Старшая группа (5-6 лет) – 25 минут
Подготовительная группа (6-7 лет) – 30минут
Педагогический анализ знаний, умений, навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год: в сентябре, в мае.
Формы организации:
- индивидуальная работа с детьми,
- работа парами,
- коллективная работа.
Занятия в подгруппах по 3-15человек.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации задач по пластилинографии предполагается, что дети приобретут:
- знания работы с пластилином в изобразительной деятельности
- умения создавать самостоятельно лепные картины из пластилина на горизонтальной поверхности
- подготовят руки к освоению такого сложного навыка, как письмо
- творческие способности, креативность
Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребенка, его воображения, способности к лепке, творческому рисованию пластилином и в сохранении интереса к занятиям.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в комнате развития с лампами дневного освещения. Помещение, оборудованное столами и стульями, соответствующими росту и возрасту детей, подобранные с учетом санитарно – гигиенических норм.
Материалы для создания картин:
- картон с контурным рисунком
- набор пластилина
- салфетки для рук
- стеки, зубочистки
- доски для лепки
- лак для волос (для финальной фиксации пластилина на картоне)
Учебно - тематический план
План-программа кружка «Пластилиновые фантазии» представлен разделами:
тема Кол-во часов
Вводные занятия 5
«Осень» 4
«Насекомые» 6
«В лесу» 7
«Зима» 3
«Птицы леса» 8
«Зоопарк» 5
«23 февраля» 1
«Домашние птицы» 5
«8 марта» 2
«Ферма» 5
«День смеха» 1
«Космос» 1
«Вербное воскресенье» 1
«Пасха» 1
«День Победы» 1
«Подводный мир» 8
Итого 64
Тематическое планирование
Месяц № неделя № дата Тема занятия
октябрь 1 1 1 01.10 Вводное. «Солнышко»
2 2 03.10 Вводное. «Сладкая морковка»
2 1 3 08.10 Вводное. «Зонтик»
2 4 10.10 Вводное. «Чайный сервиз»
3 1 5 15.10 Вводное. «Золотая рыбка»
2 6 17.10 Коллективная работа «Волшебные зонтики»
4 1 7 22.10 «Ветка рябины»
2 8 24.10 «Заготовки на зиму»
5 1 9 29.10 Коллективная работа «Осень»
2 10 31.10 Насекомые. «Гусеница»
Месяц № неделя № дата Тема занятия
ноябрь 1 2 11 07.11 Насекомые. «Улитка»
2 1 12 12.11 Насекомые. «Бабочка3»
2 13 14.11 Насекомые. «Стрекоза» и «Муравей»
3 1 14 19.11 Насекомые. «Божья коровка»
2 15 21.11 Насекомые «Пчелка»
4 1 16 26.11 В лесу. «Ежик»
2 17 28.11 В лесу. «Заяц»
Месяц № неделя № дата Тема занятия
декабрь 1 1 18 03.12 В лесу. «Лиса»
2 19 05.12 В лесу. «Волк»
2 1 20 10.12 В лесу. «Медведь»
2 21 12.12 В лесу. «Олень»
3 1 22 17.12 В лесу. «Белка»
2 23 19.12 «Зимний пейзаж»
4 1 24 24.12 «Новогодняя елка»
2 25 26.12 Коллективная работа «Елочные шары»
Месяц № неделя № дата Тема занятия
январь 1 2 26 09.01 Птицы леса. «Сова»
2 1 27 14.01 Птицы леса. «Тетерев»
2 28 16.01 Птицы леса. «Сорока»
3 1 29 21.01 Птицы леса. «Ворона»
2 30 23.01 Птицы леса. «Голубь»
4 1 31 28.01 Птицы леса. «Снегирь»
2 32 30.01 Птицы леса. «Синица»
Месяц № неделя № дата Тема занятия
февраль 1 1 33 04.02 Коллективная работа. Зимующие птицы.
2 34 06.02 Зоопарк. «Лев»
2 1 35 11.02 Зоопарк. «Обезьяна»
2 36 13.02 Зоопарк. «Павлин»
3 1 37 18.02 Зоопарк. «Слон»
2 38 20.02 Подарок для папы 23 февраля
4 1 39 25.02 Зоопарк. «Жираф»
2 40 27.02 Дом. птицы. «Цыпленок»
Месяц № неделя № дата Тема занятия
март 1 1 41 04.03 Подарок маме 8 марта. Мимоза
2 42 06.03 «Ваза с цветами»
2 1 43 11.03 Домашние птицы. «Гусь»
2 44 13.03 Домашние птицы. «Петух»
3 1 45 18.03 Домашние птицы. «Индюк»
2 46 20.03 Коллективная работа. «На ферме»
4 1 47 25.03 На ферме. «Собака»
2 48 27.03 На ферме. «Корова»
Месяц № неделя № дата Тема занятия
апрель 1 1 49 01.04 «День смеха» «Клоун»
2 50 03.04 На ферме. «Конь»
2 1 51 08.04 На ферме. «Свинья»
2 52 10.04 «Космос»
3 1 53 15.04 На ферме. «Овца»
2 54 17.04 «Вербное воскресенье»
4 1 55 22.04 «Пасха»
2 56 24.04 Подводный мир. «Рыбки»
Месяц № неделя № дата Тема занятия
май 1 1 57 06.05 «День Победы»
2 58 08.05 Подводный мир. «Подводная лодка»
2 1 59 13.05 Подводный мир. «Парусник»
2 60 15.05 Подводный мир. «Осьминог»
3 1 61 20.05 Подводный мир. «Краб»
2 62 22.05 Подводный мир. «Морской котик»
4 1 63 27.05 Подводный мир. «Дельфин»
2 64 29.05 Подводный мир. «Кит»
Оценка уровня освоения программы
1. Проведение выставок «Волшебные зонтики», «Осень», «Зима», «Зимующие птицы», «На ферме», «8 марта», «День Победы»
2. Участие в конкурсах по декоративно – прикладному искусству
Список литературы для педагога
1. Смирнова Т. В. «Художественно – эстетическое развитие детей 5-6 лет». Занятия пластилинографией. ФГОС ДО – Волгоград: Учитель, 2015 – 47с.
2. Смирнова Т. В. «Учимся рисовать пластилином». Комплект цветных карт с рисунками для занятий с детьми пластилинографией. Для детей 5-7 лет ФГОС ДО - Волгоград: Учитель
3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей» - М. : СКРИПТОРИЙ 2003, 2017. – 64с.
4. Московка О. С. «Лепим птиц леса». Секреты пластилина. – М. Карапуз. Сфера
5. Московка О. С. Простая лепка. «В парке» - М. Карапуз., 2015
6. Московка О. С. Простая лепка. «В лесу» - М. Карапуз., 2015
7. Московка О. С. Простая лепка. «Насекомые» - М. Карапуз., 2015
8. Московка О. С. Простая лепка. «Морские животные» - М. Карапуз., 2015
9. Московка О. С. Простая лепка. «Море» - М. Карапуз., 2015
10. Московка О. С. Простая лепка. «Ферма» - М. Карапуз., 2015
11. Московка О. С. Простая лепка. «Домашние птицы» - М. Карапуз., 2015
12. Московка О. С. Простая лепка. «Зоопарк» - М. Карапуз., 2015