Людмила Исаева
Долгосрочный проект по пластилинографии для детей подготовительной группы «Пластилиновые фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ Большеалексеевский д/с комбинированного вида «Калинка»
Долгосрочный проект по пластилинографии для детей подготовительной группы на тему :
«Пластилиновые фантазии»
Исаева Л. А.
2018
Тип проекта : познавательно – творческий
Вид проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Продолжительность: один год
Актуальность:
Публикация «Долгосрочный проект по пластилинографии для детей подготовительной группы „Пластилиновые фантазии“» размещена в разделах
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Пластилинография, пластилин
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…».
Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов. В целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами как ложка, расчёска, карандаш и стремиться проявлять самостоятельность. Однако, некоторые дети с плохо развитой ручной моторикой неловко удерживают ложку, не правильно держат карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, поэтому, чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Некоторые ребята затрудняются раскатать кусочек пластилина, держать в руках кисточку, поэтому они равнодушно относятся к занятиям художественным творчеством: рисованием, лепкой, заранее предполагая отрицательный результат своей работы – все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.
Проблема:
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, т. к. именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор отточенных моторных функций. Ребёнок осознаёт, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой - Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Такое построение занятий проекта ” Пластилиновые фантазии” способствует более успешному освоению образовательной программы.
Цель: Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Образовательные задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие задачи:
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип развивающего обучения.
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»
Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» воспитывать у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность;
закреплять у детей знания по цветовосприятию, развивать эстетический вкус.
3. Принцип свободы выбора. Предоставлять детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставлять им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к детям.
5. Принцип интеграции.
Художественная деятельность взаимосвязана:
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).
6. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.
Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
Наглядные - наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседа, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Приёмы рисования пластилином :
- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
- процарапывание по пластилину;
- вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Ожидаемые результаты
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев. Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифференциация движений пальцев.
Развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Материальное оснащение: цветной пластилин, картон, пластиковая основа.
Природный материал: семена клена, арбуза, тыквы, подсолнуха, крупы: фасоль, греча, рис, перловка, пшено.
Инструменты: стеки, палочки; возможно использование зубочисток, паст от шариковых ручек, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера.
Оборудование: тканевые салфетки, доски для лепки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, бусинки, бисер, пайетки, колечки.
Демонстрационный материал: художественная литература, ИКТ, образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью пластилинографии.
Технические средства обучения: проектор, экран, музыкальный центр.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Виды деятельности Литература
1 этап подготовительный Подбор литературы и демонстрационного материала
Консультация для родителей, на тему: «Развитие мелкой моторики»
Консультация для родителей «Пластилинография – это интересно»
Освоение основных приемов (надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками)
Консультация для родителей «Развитие личности ребёнка через изо - деятельность».
nsportal.ru›…konsultatsiya…melkoy-motoriki-ruk-u…
nsportal.ru›…konsultatsiya…plastilinografiya-eto
sundekor.ru›…2-kurs…razvitie-lichnosti…cherez-izo…
2 этап
основной Грибное лукошко.
Портрет гриба.
Яблоки поспели.
Фрукты - овощи.
Кораблик.
Лебедушка.
Разные коты.
Поросенок.
Кто живет в лесу.
Совушка Сова – большая голова.
Живые яблочки на ветках.
Новогодний натюрморт.
Снегурочка.
Посуда.
Рыбка.
Мастер – класс для родителей «Подводный мир»
Пешеходы.
Нарядный индюк.
Жар – птица.
Черепаха.
Чудо цветок.
Лилии.
Наш космодром.
В далеком космосе.
Пингвины на льдине.
Мастер – класс для родителей «Подснежник»
Зонтики.
Мы на луг ходили, мы лужок лепили.
Балерина.
Бабочки – красавицы.
Птенчик цапли.
Одуванчики цветы, словно солнышки желты. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в д/с» стр 44
Дубровская Н. В. стр 35
Давыдова Г. Н. «Детский дизайн», стр 5
Лыкова И. А. стр 50
Дубровская Н. В. стр 40
Лыкова И. А. стр 56
Шкицкая И. О. «Аппликации из пластилина» стр 22
Лыкова И. А. стр 62
Давыдова Г. Н. «Пластилинография» стр 42
стр. 10
Дубровская Н. В. стр 97
стр 105
Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина» стр 129
Шкицкая И. О. стр 35
Лыкова И. А. стр136
Дубровская Н. В. стр 79
Лыкова И. А. стр 116
Дубровская Н. В. стр 164
Шкицкая И. О. стр 40
Лыкова И. А. стр 158
Дубровская Н. В. стр 57
Лыкова И. А. стр190
стр 186
Давыдова Г. Н. стр 25
Дубровская Н. В. стр 167
Лыкова И. А. стр 200
Дубровская Н. В. стр 196
Лыкова И. А. стр 22
Шкицкая И. О. стр 44
Давыдова Г. Н. стр 39
3 этап
заключительный Выставка работ «Наши руки не для скуки»
Круглый стол «Обсуждение результатов проекта «Пластилиновые фантазии»
Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования.
Созданы условия в развивающей предметно – пространственной среде группы - уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой - пластилинографией, для того, чтобы самостоятельная образовательная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей, с интересом, для пользы и развития мелкой моторики. Итогом стали выставки детских работ.
Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Глоссарий
Размазывание - Небольшой кусочек мягкого пластилина нужно положить на картон и размазать его, заполняя нужное пространство, например, озеро или дерево
Надавливание - указательный пальцем правой руки надавить на шарик
Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы.
Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней. Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.
Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев. Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь.
Список литературы
1. https://doshkolnik.ru/motorika/3609-motorika.html
https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinografija-ili-risovanie-plastilinom-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/zurkalova/plastilinografija-kak-sredstvo-razvitija-melkoi-motoriki-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-iz-opyta-raboty.html
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007.
3. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография., 2006
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. 2011
5. Дубровская Н. В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения» Изд. «Детство – пресс» 2013
6. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
7. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008.
8. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки». 2015
9. Шкицкая И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2014