Сауткина ольга
Дополнительная общеобразовательная программа «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных задач нашего времени. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, красоте, истине. Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условиях введения ФГОС ДО. Патриотизм прослеживается в отражении регионального аспекта культуры края, района, страны на основе ценностного подхода к пониманию культурных истоков. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
1. Направленность образовательной программы.
Рабочая кружковая программа «Моя малая Родина» направлена на необходимость воспитания ребенка на материале социального и природного окружения родного края, влияние на общее развитие ребенка через те условия, в котором он проживает. Изучение народного творчества, фольклора, языковых особенностей, праздников, обычаев, традиций, обрядов и прочее.
2. Новизна программы.
Новизна кружковой программы состоит в том, что она составлена с учётом образовательных областей. Материалы отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия.
«Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе, по сезонам, знакомство с талантливыми людьми.
«Художественная литература», где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством мордовского народа.
«Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся подвижные игры.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом, традициями своего народа. Организовываются экскурсии.
3. Актуальность программы.
Мы горим желанием воспитать у ребенка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. Но ведь основа основ нравственно- патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
4. Отличительные особенности программы.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объемах гражданское, патриотическое воспитание. Это комплексные программы — «Истоки», авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др. ; «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; «Радуга», авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева и др. ; «Детство», авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. парциальные программы — «Семицветик», авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова; «Наш дом – природа», автор: Н. А. Рыжова; «Юный эколог», автор: С. Н. Николаева; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
Их анализ показывает, что ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, т. к. предлагаемая в них работа по краеведению носит недостаточно целостный характер, отмечаются эпизодические включения.
Моя программа призвана помочь детям проникнуться красотой родного края, узнать больше об основных богатствах нашего края, о его растительном и животном мире. В ходе ее реализации дети узнают об этих уникальных местах республики Мордовии, много интересных фактов: их местоположение, занимаемую площадь, живописность ландшафта, растительный и животный мир.
Отличительной особенностью программы является взаимосвязь между циклами, направленными на воспитание у подрастающего поколения личности - патриота, как неотъемлемой части патриотического воспитания. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в детском саду и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
5. Педагогическая целесообразность.
Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и доброте, формированию желания видеть неповторимость окружающей родной природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении, формирование познавательного интереса к языку своего народа.
Новизна кружковой программы состоит в том, что она составлена с учётом образовательных областей. Материалы отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия.
- «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе, по сезонам, знакомство с талантливыми людьми.
- «Художественная литература», где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством мордовского народа.
- «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся подвижные игры.
- «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом, традициями своего народа. Организовываются экскурсии.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам. В этом и есть отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
6. Цель программы.
Формирование у детей нравственно – патриотических чувств. Воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине.
7. Задачи программы.
- Обучающие: Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Формирование представления о России как о родной стране, о городах России, о Москве как о столице России, о республике в которой мы живем – Мордовии, столице республике – городе Саранске. Познакомить детей с символами государства и родного края (герб, флаг, гимн).
- Развивающие: Развитие интереса к мордовским традициям и промыслам. Развитие чувства ответственности и гордости за свой край. Расширение знаний детей по истории, природе и культуре родного края. Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, творческих способностей и фантазии.
- Воспитательные: Воспитание любви к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ. Воспитание чувства патриотизма, уважения и любви к Родине, к культурному прошлому России и его народу. Воспитание уважения к труду; воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Воспитание культуры общения и поведения во время посещения кружка, музеев, выставок, экскурсий. Прививать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
8. Возраст детей.
Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы : 6 – 7 лет.
Состав группы: постоянный.
Особенности набора обучающихся: свободный.
9. Сроки реализации этой программы.
Сроки реализации 1 год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Программа рассчитана на 32 занятий в год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю 30 минут в подготовительной группе (воспитанники 6 – 7 лет).
Формы и методы работы с детьми.
Словесные и дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, подвижные игры, слушание мордовских песен, мордовского фольклора, стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседы, рассказы.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Владеть знаниями о семейном быте, традициях, с удовольствием рассказывать о семье. Активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей. Иметь знания об истории возникновения родного города, уметь рассказывать о своем городе, его достопримечательностях. Знать герб, гимн, флаг Мордовии, России. Иметь представление о природе Мордовии, о животном и растительном мире. Иметь зачатки гражданско-патриотических чувств и нравственных норм поведения. Иметь представление о народных праздниках и их значении, знать предметы декоративно-прикладного искусства, русские сказки, пословицы и поговорки. Знать небольшие стихотворения, песенки, потешки, считалки. Уметь играть в мордовские подвижные игры. Знать особенности мордовского декоративно – прикладного искусства (вышивка, орнамент, узор). Самостоятельно составлять узоры.
12. Форма подведения итогов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, соревнования, конференции, беседы).
Контроль может проводиться в разных формах:
- творческие задания, тесты, анкеты;
- диагностика личностного роста;
- участие в конкурсах.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешного усвоения задач, для занятий подбирается демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, предметные и сюжетные картинки, предметы, дидактические куклы, в соответствии с темой занятия.
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу
Формы занятий: игры, беседы, экскурсии, конкурсы.
- занятие;
- досуговая форма.
2. Приемы и методы организации
Эмоциональные методы:
поощрение;
порицание;
учебно-познавательная игра;
создание ярких наглядных образных представлений;
создание ситуации успеха;
свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
опора на жизненный опыт;
создание проблемной ситуации;
выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
создание ситуации взаимопомощи;
поиск контактов и сотрудничества;
заинтересованность в результатах;
взаимопроверка.
3. Дидактический материал
Альбомы:
«Мордовская национальная одежда»
«Достопримечательности города Саранск»
«Мордовский фольклор»
«Мой край, Мордовия моя»
«Заповедники Мордовии»
Демонстрационный материал:
Предметные картинки
Сюжетные картинки
Картотеки:
«Мордовский фольклор»
«Мордовские подвижные игры»
Дидактический материал:
Стилизованные матрешки
Куклы в национальных костюмах
Флаг, герб, гимн России
Флаг, герб, гимн Мордовии
Предметы декоративно-прикладного искусства.
Список литературы:
1. Баргова Т. С. Республика Мордовия. Саранск, 2020, 160 стр.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2021. – 392 с.
3. Голубчик Е. М., Пресняков В., Качалов В. Всё о Мордовии. Саранск, Мордовское кн. изд-во, 2017.
4. Баргова Т. С., Руськина Е. С. и др. «Саранск – столица Мордовии». Саранск, 2016.
5. День обычный на дворе : Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Для старшего дошкольного возраста : книга для детей / сост. : М. М. Мудрова, И. И. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 2021. – 288с.
6. Детям о Мордовии: методическое пособие — авт. -сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина. — Саранск, 2013 г.
7. Древняя мордва, Саранск, издательский центр ИСИ МГУ имени Н. П. Огарева, Виктор Вахляев,2017
8. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2022.
9. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.- 352 с.
10. Мордовское декоративно – прикладное искусство в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. ФГОУ ВПО «Мордовский государственный институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Бурляева О. В., 2020г.
11. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева [и др. ] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск,2015. – 84 с.
12. Н. В. Иполитова «Патриотическое воспитание дошкольников» : учебное пособие. 2021г.
13. Писатели Советской Мордовии. Биобиблиографический справочник, 2 изд., Саранск, 1970.
14. Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2021. – 108 с.
15. Прокина Т. П., Мордовский народный костюм. Саранск, 2007, 462 стр.
16. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2022
17. Саранск – столица Мордовии, Саранск издательский центр ИСИ МГУ имени Н. П. Огарева 2017
18. Терехин А. Ф., Терешкин И. С., Достопримечательности Мордовии. Мордовское книжное из-во, Саранск, 1989, 144 стр.
19. Уроки мокшанского, эрзянского. Н. Б. Голенков – С, изд. Дом «Писатель».
20. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : пособие для дошк. образов. учреждений РМ / авт. -сост. Е. Н. Киркина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2014.- 352с.
21. Художник радости Федот Сычков, Н. Осянина, Саранск, Фонд «Открытая Мордовия» Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзя, 2020.