Шатилова Наталия
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Любознайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
3
1.1. Пояснительная записка…. 3
1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
5
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Любознайки“» размещена в разделах
1.1.3. Значимые для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста….
5
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…
6
2. Содержательный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
7
2.1. Тематическое планирование по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе….
7
2.2. Содержание образовательной работы по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
8
2.3. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
15
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
Обучающихся….
15
2.5. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся….
15
3. Организационный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
16
3.1. Организационные условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
16
3.2. Программное и методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
16
3.3. Расписание занятий… 17
3.4. Описание материально-технического обеспечения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы….
17
1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
- сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Любознайки» составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки».
Предлагаемый курс кружка ориентирован на развитие математических способностей детей 3-4 лет, которое определяется в двух направлениях :
- систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение, предыдущего обучения и т. д.);
- организация работы с детьми по освоению содержания Программы кружка.
В ходе реализации кружка предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.
Содержание кружка представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.
1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель программы :
- раскрытие основных направлений математического развития детей 3 - 4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;
- создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;
- введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта;
- формирование основ математической культуры.
Основные задачи программы :
- развивать потребность активно мыслить;
- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;
- приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
- обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях ДОО;
- развивать логическое мышление;
- формировать инициативность и самостоятельность;
- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
- формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, конструктивные умения (плоскостное моделирование);
- формировать простейшие графические умения и навыки;
- обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Основными принципами программы математического кружка являются:
1. Принцип умственного развития дошкольника.
2. Принцип индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
3. Принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
4. Принцип гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Основополагающими подходами являются:
- системно - деятельностный - при разработке программы учитываются психологические и возрастные особенности воспитанников, что находит отражение в характерных для данного возраста формах детской деятельности;
- личностно - ориентированный - в процессе реализации программы ребенок принимается таким какой он есть, во всей совокупности его возрастных и индивидуальных особенностей, а также учитывается зона его ближайшего развития;
- культурно - антропологический - определение целевых ориентиров программы происходит на основе практики культурной идентификации, важно дать ребенку возможность почувствовать себя как хранителем культурного наследия своей семьи, страны, человеческой цивилизации, так и творцом собственной культурной реальности, способным понимать и принимать культурные различия как норму современной жизни.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы характеристики, в том числе характеристики развития детей дошкольного возраста
Особенности развития детей 3 - 4 лет
- сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
- понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;
- понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
- называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов
- сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
- различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
- различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
- различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
- обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
- двигаться в заданных направлениях : налево, направо, вперед, назад.
1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
К концу года ребенок:
- сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
- устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
- понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
- называет числительные по порядку в пределах пяти;
- относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
- называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- понимает, что фигуры могут быть разного размера;
- видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
- сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- использует в речи результаты сравнения;
- правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
- правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
- обозначает словами положение предмета относительно себя;
- решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.
2. Содержательный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятия и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе кружковой работы используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить доступно.
Кружковая работа проводится в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям. Большую часть программы составляют практические занятия.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении игровых упражнений, играя в подвижные игры «Живые цифры», «Найди свой домик» и др.
«Социально – коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
«Продуктивная (конструктивная) деятельность» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху, ориентироваться на листе бумаги.
«Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.