Наталья Гишко
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Маячок»
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 3 месяца
Автор составитель
Гишко Наталья Ивановна,
Воспитатель отделения
диагностики и социальной
реабилитации
Краснодар, 2019
Пояснительная записка
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Проблема духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Всё чаще материальные ценности доминируют над правдивыми представлениями о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и духовности.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции, книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, c которого в жизнь ребенка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Дошкольное детство – это время развития маленького человека, всех его качеств, чувств, приобретения знаний и накопление жизненного опыта, в том числе становление духовно – нравственного мировоззрения. В то же время, именно в этом возрасте у детей появляются негативные качества, которые требуют корректировки, и в этом возрасте можно еще «нащупать спасительные точки опоры». Поэтому духовно – нравственное воспитание ребенка надо начинать в дошкольном, когда еще можно из маленького человека сформировать гармоничную личность.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед педагогами СРЦН.
Известный русский философ И. А. Ильин сказал: «Нравственность и культура человека предполагает существование в его душе честности, совести, верности, любви». Все эти качества души человеческой призвана воспитать, разработанная программа на основе нравственных традиций нашего народа программа духовно – нравственного воспитания «Маячок».
Особое место среди личностных свойств, формирование которых активизирует программа, занимают нравственные качества -доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, согласовывая собственные потребности и стремления с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.
В ходе реализации программы полученные знания позволят понять воспитанникам необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки этикетного поведения будут способствовать формированию доброты. чуткости, доброжелательности.
Направленность программы : социально-педагогическая.
Актуальность программы заключается в том, что в обществе остро ощющается дефецит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра, справедливости, чести, благородства. Не достаточно развито приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям.
Актуальность программы определяется также основными нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.122012 №273-ФЗ
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 №1008);
Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»; СанПиН в учреждении дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41.
Педагогическая целесообразность: программы заключается в том что она содействует сохранению духовно-нравственного здоровья детей и формирует основу личности будущего гражданина.
Отличичительной особенностью программы является инструментом для развития нравственных представлений, этических норм, воспитывает уважительное отношение к окружающим людям.
Цель: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им; формирование представлений об этических нормах и правилах поведения в обществе.
Задачи:
Образовательная: учить самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные так и отрицательные моменты.
Развивающая: развитие нравственных представлений, суждений, понятий; развитие речи, внимания, мышления, памяти.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым; учить навыкам бесконфликтного общения.
Адресаты программы : дети в возрасте 3-7 лет.
Срок реализации программы : 3 месяца.
Объём программы : 18 часов.
Формы организации образовательной деятельности: познавательные занятия, беседы с элементами игры, викторины, творческие задания, игры-драматизации
Планируемые результаты
Сформировать гармоничную духовно-здоровую личность и здорового дошкольника.
Сформировать навыки межличностного общения детей со сверстниками и взрослыми с позиции уважения, взаимопонимания.
Сформировать потребность и готовность проявлять сострадание и милосердие к окружающим.
Данная программа позволяет объединить детей с различными умениями и навыками, а также подключиться к группе с любого занятия, поскольку темы занятий отличны от предыдущих и последующих, являются самостоятельными и на протяжении всего цикла не повторяются.
Кадровое обеспечение: социальные педагоги, воспитатели социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее, среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина, оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)
Инструменты и приспособления: презентации, видиоролики, дидактичческий материал, сюжетные картинки, цветные карандаши, альбомы.
Содержание программы
1. «Ступени доброты»
1.1. Практическое занятие. «Старших уважай малышей не обижай».
Воспитывать чувства уважения к сверстникам и взрослым; развивать культуру речи.
1.2. Практическое занятие. «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть». Формировать понимание необходимости выполнения правил этичного понимания.
1.3. Практическое занятие. «Милосердие, сочувствие, забота о других».
Формировать стремление совершать хорошие поступки. Упражнять в проявлении сострадания, внимательности к близким людям, друзьям, сверстникам.
1.4. Теоретическое занятие «Слово не воробей: вылетит не поймаешь». Формирование представлений о различных формах вежливого общения.
1.5. Практическое занятие. «Зачем нужны правила?».
Формирование представлений об этических нормах и ценностях принятых в обществе.
1.6 Теоретическое занятие «Добрые слова и добрые дела»
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к людям.
2 «Я+ТЫ мир общения»
2.1. Практическое занятие. «Секрет позитивного общения».
Обогащать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.
2.2. Практическое занятие. «Конфликты и как их решать».
Учить справедливо разрешать споры и конфликты.
2.3. Практическое занятие. «Хорошие и плохие поступки».
Введение понятий: «честность», «правдивость». Игровые ситуации.
2.4. Теоретическое занятие «Нормы поведения в обществе».
Формировать понятия о социальных нормах и правилах поведения в обществе, развивать познавательную активность.
2.5. Теоретическое занятие «Дружелюбие» Воспитание доброжелательных взаимоотношений, заботливого отношения к близким, развитие умения организовывать игру с небольшой группой сверстников.
2.6. Практическое занятие. «Честность». Игра «Ивовый листочек» Беседа.
3. «Я - человек»
3.1. Практическое занятие. «Скромность каждому к лицу».
Познакомить с понятием скромность. Воспитывать чувство уважения к сверстникам и друзьям. Обыгрывание педагогических ситуаций.
3.2. Практическое занятие. «Ложь человека не красит».
Просмотр мультфильма, беседа по содержанию. Разыгрывание сценок и педагогических ситуаций, в которых проявляются отрицательные черты характера: хитрость, лживость.
3.3 Практическое занятие. «Мы в ответе за тех кого приручили»
Формировать представление о понятии «Ответственность».Учить оценивать собственные действия.
3.4. Практическое занятие. «Терпение и труд всё перетрут».
Формировать понятия «Старательный», «Прилежный».
Обыгрывание педагогических ситуаций.
3.5. Теотетическое занятие «Почитание родителей и старших» Воспитание любви и уважения к родителям, людям старшего поколения. Подвижная игра «Журавушка». Беседа.
3.6. Теоретическое занятие «Главные правила настоящего человека». Формирование понятия общечеловеческих нравственных ценностей.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Азбука нравственности /Сост. Е. Г. Кононенко. - М. :, 2007.-54 с.
2. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. : Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей / Сост. Р. С. Буре, М. В. Воробьёва, В. Н. Давидович и др. – М. : Просвещение, 2004.
3. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учебное пособие – М. : ВЛАДОС, 2001.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М. : Просвещение, 2011. 25 с.
5. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками : Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие / М. : ВЛАДОС, 2005.
ополнительная литература
1. Романюта Н. А. «Ты и твои друзья». Учим детей общаться: Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей. - 2-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2004.
Интернет ресурсы: https//pedportal.net
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Маячок»
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Количество часов
№
п/п Название разделов Всего Теория Практика
Формы аттестации/ контроля
1. «Ступени доброты» 6 2 4 Диагностическая карта
2. «Я+Ты = Мир общения» 6 2 4
3. «Я человек» 6 2 4
Всего: 18 6 12
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Маячок»
Возраст обучающихся: 3-7 лет
№ п/п Тема занятия Количество
часов Теоретическое занятие Практическое занятие
1
«Ступени доброты»
6
2
4
1.1 «Старших уважай малышей не обижай».
Игра-инсценировка. 1 - 1
1.2 «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть». Кукольный театр 1 - 1
1.3 «Милосердие, сочувствие, забота о других».
Беседа с элементами театрализации 1 - 1
1.4 «Слово не воробей: вылетит не поймаешь»
Викторина 1 1 -
1.5 «Зачем нужны правила?»
Игра-путешествие 1 - 1
1.6 «Добрые слова и добрые дела» Беседа с элементами театрализации 1 1 -
2
«Я+ Ты =Мир общения»
6
2
4
2.1 «Секрет позитивного общения», беседа с игровыми ситуациями 1 - 1
2.2 «Конфликты и как их решать». Игра-драматизация 1 - 1
2.3 «Хорошие и плохие поступки». Занятие- игра 1 - 1
2.4 «Нормы поведения в обществе». Словесная -викторина 1 1 -
2.5 «Дружелюбие» 1 1 -
2.6 «Честность» 1 - 1
3 «Я- человек» 6 2 4
3.1 «Скромность каждому к лицу» занятие-игра 1 - 1
3.2 «Ложь человека не красит».
Просмотр мультфильма «Замок лгунов» 1 - 1
3.3 «Мы в ответе за тех кого приручили». Конкурс рисунков 1 - 1
3.4 «Терпение и труд всё перетрут». Занятие с элементами игры 1 - 1
3.5 «Почитание родителей и старших» 1 1 -
3.6 «Главные правила настоящего человека» .Словесная викторина 1 1 -