Рейн Елена
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Школа здоровья» для несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«КРАСНОДАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Принята на педагогическом совете
Протокол
от «__»___2019 года №___
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
ГКУ СО КК «Краснодарский СРЦН»
от «__»___2019 года №___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности „Школа здоровья“ для несовершеннолетних» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
"ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ"
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 3 месяца
Автор-составитель:
Рейн Елена Николаевна,воспитатель
отделения диагностики и социальной реабилитации
Краснодар, 2019
Пояснительная записка
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственно политики в области образования.
Направленность программы : социально-педагогическая направлен-ность.
- направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит программа, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
- направленность на учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. Д.)
- направленность на развитие личности ребенка. Воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его.
Актуальность программы : программа помогает создать поведенче-скую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информа-ционном пространстве.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического психического и социального благополучия.
На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факто-ров. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы рис-ка). Последние составляют четыре группы:
1. образ жизни;
2. наследственность;
3. внешняя среда;
4. качество медицинского обслуживания.
Основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физиче-ская активность, отношение к вредным привычкам, психологический микро-климат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяю-щим эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладевать школьной программой.
Педагогическая целесообразность: в настоящее время актуальным является вопрос о сохранении и приумножении здоровья детей. Воспитание мотивации к здоровому образу жизни у воспитанников в социально-реабилитационных центрах – целенаправленный длительный процесс взаи-модействия педагога и воспитанников в целях формирования у последних системы знаний, отношений, поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Программа «Школа здоровья» позволит воспитанникам раскрыть цен-ность здоровья, как для каждого человека, так и населения в целом, которое является основой национальной безопасности страны, условием ее устойчи-вого развития. Здоровье индивида определяет его благополучие во всех сфе-рах жизнедеятельности – семейной, профессиональной, общественной.
Отличительные особенности программы программы является её личностно-ориентированное взаимодействия с ребенком. Программа «Школа здоровья» ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но становление его мотивационной сферы гигиенического по-ведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его ре-альном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, пси-хологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровитель-ную деятельность, формировать свое здоровье. В программе рассматрива-ются не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо чтобы ребенок уже с раннего детства учился к любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Цель программы : создание условий для формирования у детей пред-ставления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также осознанному выбору здорового стиля жизни.
Задачи
Обучающие:
1. Сформировать начальное представление о здоровом образе жизни.
2. Обучить несовершеннолетних приемам по профилактике простуд-ных заболеваний.
Развивающие:
3. Развивать потребность в здоровом образе жизни.
4. Расширить гигиенические знания и навыки несовершеннолетних.
Воспитательные:
5. Способствовать расширению кругозора.
6. Прививать пользоваться различными источниками информации.
Адресаты программы : несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет.
Срок реализации программы : 3 месяца.
Объем программы : 18 часов.
Форма организации образовательной деятельности: групповая (беседы, выставки, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, дискуссии, подвижные игры, упражнения, просмотр и обсуждение видеороликов).
Планируемые результаты: по итогам освоения программы несовершеннолетние должны знать :
1. Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья.
3. Правила личной гигиены.
4. Об опасных и вредных привычках.
5. Правила закаливания.
6. Правила рационального питания.
7. Знать различные подвижные игры.
Несовершеннолетние должны уметь :
1. Составлять режим дня.
2. Управлять своими эмоциями.
3. Выполнять упражнения для профилактики простудных заболева-ний, сколиоза, плоскостопия.
4. Включать в свой рацион питания полезные продукты.
Данная программа позволяет объединить детей с различными умения-ми и навыками, а также подключиться к группе с любого занятия, поскольку темы занятий отличны от предыдущих и последующих, являются самостоя-тельными и на протяжении всего цикла не повторяются.
Формы аттестации и оценочные материалы: мониторинг эффектив-ности осуществляется на всех этапах реализации программы в диагностиче-ских картах воспитанников. Оценка уровня знаний и умений, личностных ка-честв, развитых в процессе реализации программы, определяется с помощью тестирования, анкетирования, диагностирования, наблюдений и т. д.
Кадровое обеспечение: социальные педагоги, воспитатели.
Материально-техническое обеспечение: кабинет, игровая комната, компьютеры, ноутбук, видеотехника, таблицы, схемы, фотографии, видео и звукозаписи, ватман, предметные и сюжетные картинки, предметы-заместители, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки с заданием.
Содержание программы
1. ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ»
1.1. Теоретическое занятие: «Введение. Что такое здоровье?»
Знакомство. Анкетирование «Уровень информированности о здоровом образе жизни». Понятие здоровье. Мудрые слова о здоровье. Слагаемые здоровья. Вычленение компонентов здоровья. Почему мы болеем? Призна-ки болезни, причины болезней. Кто и как предохраняет нас от болезней. Здоровым быть здорово. Здоровье нужно беречь.
1.2. Практическое занятие: «Лекарства»
Что нужно знать о лекарствах? Горькие и «вкусные» лекарства. Где хранить лекарства?
1.3. Теоретическое занятие: «Аллергия»
Понятие аллергия. Аллергия на лекарства. Реакция организма на прием лекарств.
2. РЕЖИМ ДНЯ
2.1. Теоретическое занятие: «Хочешь ты здоровым быть – по режиму нужно жить»
Значение режима дня. Составление режима для школьника. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки).Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
2.2. Теоретическое занятие: «Сон – лучшее лекарство»
Зачем человек спит? Влияние сна на наш организм. Что делать, если нарушился сон?
2.3. Практическое занятие: «Мы зарядку любим очень, каждый быть здоровым хочет»
О пользе зарядки. Разучивание комплекса утренней зарядки.
3. ГИГИЕНА
3.1. Практическое занятие: «Кто аккуратен – тот людям приятен»
Правила личной гигиены. Чистый дом – залог здоровья. О пользе воды. Вода – наш доктор и друг. Зачем нужна сменная обувь в школе. Разыгрывание мини-сценок.
4. НАСТРОЕНИЕ
4.1. Практическое занятие: «Настроение как показатель здоровья»
Что такое эмоции? Как они влияют на наше здоровье? Чувства и по-ступки. Стресс. Признаки стресса. Как справиться со стрессом.
5. ПИТАНИЕ
5.1. Теоретическое занятие: «Питание – необходимое условие для жизни человека»
Белки, жиры и углеводы. Что такое калорийность? Определение энер-гозатрат. Диеты: «за» или «против». Азбука правильного питания. Опрос воспитанников о правильном питании. Умеем ли мы правильно питаться? Полезные и вредные продукты. Вкусовые и пищевые добавки.
5.2. Теоретическое занятие: «Правильное питание»
Анкетирование «Едим ли мы то, что следует есть?». Правильное пита-ние. Режим питания моей семьи. Понятие витаминов. Для чего нужны вита-мины. Где они содержаться. Правильное питание. Режим питания моей се-мьи. Вкусное часто бывает опасным. Профилактика заболеваний пищевари-тельных органов. Профилактика отравлений. О чем расскажет упаковка. Срок годности.
6. СПОРТ
6.1. Теоретическое занятие: «История физической культуры и спорта»
О зарождении физической культуры и спорта. История физической культуры и спорта России. Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развитие силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Нагруз-ки, которые может выдержать человек.
6.2. Практическое занятие: «Физические занятия и спорт»
Влияние двигательной активности на организм, гиподинамия. Тестиро-вание «Если хочешь быть здоров…». Диагностика – самооценка собственной физической формы, комплекс физических упражнений.
7. ЗАКАЛИВАНИЕ
7.1. Практическое занятие: «Если хочешь быть здоров – закаляй-ся!»
Влияние высоких и низких температур на организм. Закаливающие факторы. Как закаляться и обтираться: комплекс упражнений.
8. ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
8.1. Теоретическое занятие: «Курение – опасная привычка»
Что мы знаем о курении? Причины курения. Статистические данные. Пассивное курение. Ролевая игра «Умей сказать – нет».
8.2. Теоретическое занятие: «Похититель рассудка – алкоголь»
Что мы знаем об алкоголе? Алкоголь опасен в любом возрасте. Анке-тирование «Оценка риска начала раннего употребления алкоголя». Влияние алкоголя на организм человека. Игра «Пить или не пить»
8.3. Теоретическое занятие: «Злой волшебник наркотик»
Любая зависимость опасна для вашего здоровья. Наркотики и их по-следствия для здоровья. Анкетирование «Отношение подростков к наркомании».
8.4. Практическое занятие: «Невидимые враги человека»
Нецензурные слова. Понятие «сквернословие», «мат». Вырабатываем волевое поведение.
8.5. Практическое занятие: «Полезные привычки»
Понятие «привычки». Роль полезных привычек в нашей жизни. Тести-рование «Сможешь ли ты устоять?».
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Анастасова, Л. П. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л. П. Анастасова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. - М. : Вентана-Граф, 2016. - 208 c.
2. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М. : Мир, 2016. - 368 c.
3. Безруких М. И., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиоло-гия. М., 2012
4. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. - М. : Феникс, 2016. - 224 c.
5. Татарникова Л. Г. «Педагогика здоровья : здоровьесберегающие образовательные технологии. – СПб. : СПбАППО, 2010. – 184 с.»
Дополнительная литература
1. Васильева Н. В. Организация учебного процесса в школе без ущерба для здоровья //Забота образовательных учреждений о здоровье детей : Материалы Международного научного симпозиума. - СПб; 2016. – С. 9-11.
2. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону. Феникс. 2015
3. Лисицын Ю. П. Здоровье человека – социальная ценность. М. : мысль, 2010.
4. Малыгина, О. А. Моделирование процесса формирования здорового образа жизни у подростков [Текст] / О. А. Малыгина. - Ярославль, 2011. - 392с.
5. Пашин, А. А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании школьников : монография [Текст] / А. А. Пашин. - Пенза: ПГПУ, 2011. - 228 с.
Интернет-источники
1. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/582683/
2. https://cyberleninka.ru/article/v/programma-shkola-zdorovya-v-obrazovatelnom-protsesse-selskoy-shkoly
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
№
п/п Наименование раздела, темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
1 ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» 3 2 1 Диагностическая карта
1.1. «Введение. Что такое здоровье?» 1 1 -
1.2. «Лекарства» 1 - 1
1.3. «Аллергия» 1 1 -
2 РЕЖИМ ДНЯ 3 2 1
2.1. «Хочешь ты здоровым быть – по режиму нужно жить» 1 1 -
2.2. «Сон – лучшее лекарство» 1 1 -
2.3. «Мы зарядку любим очень, каждый быть здоровым хочет» 1 - 1
3 ГИГИЕНА 1 - 1
3.1. «Кто аккуратен – тот людям приятен» 1 - 1
4 НАСТРОЕНИЕ 1 - 1
4.4. «Настроение как показатель здоровья» 1 - 1
5 ПИТАНИЕ 2 2 -
5.1. «Питание – необходимое условие для жизни человека» 1 1 -
5.2. «Правильное питание» 1 1 -
6 СПОРТ 2 1 1
6.1. «История физической культуры и спорта» 1 1 -
6.2. «Физические занятие и спорт» 1 - 1
7 ЗАКАЛИВАНИЕ 1 - 1
7.1. «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» 1 - 1
8 ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ 5 3 2
8.1. «Курение – опасная привычка» 1 1 -
8.2. «Похититель рассудка – алкоголь» 1 1 -
8.3. «Злой волшебник - наркотик» 1 1 -
8.4. «Невидимые враги человека» 1 - 1
8.5. «Полезные привычки» 1 - 1
Итого: 18 10 8 Диагностическая карта
Приложение 1
Диагностическая карта
ФИО___
Цель: выявить имеющие знания у детей по ЗОЖ на момент диагностирования ребенка
№ п/п Вопросы Первичная
диагностика
Повтор-ная диа-гностика Итоговая диагности-ка
1 Знаком с понятием «здоровье», «ЗОЖ»
2 Знаком с понятием «Лекар-ства». Знает правила хранения лекарств.
3 Знает понятие «Аллергия». Понимает причины ее возникновения.
4 Понимает режимные моменты
5 Понимает влияние сна на организм.
6 Знаком с пользой зарядки. Овладел комплексом упражне-ний для утренней зарядки.
7 Знает правила личной гигиены
8 Знаком с понятием «эмоции»
9 Понимает роль правильного питания в жизни человека
10 Знает историю зарождения фи-зической культуры и спорта.
11 Понимает значение закалива-ния?
12 Знает полезные и вредные привычки
ИТОГО:
В протоколе фиксируются объяснения ребенка. 0 баллов – ребенок да-ет неправильный ответ.
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояс-нить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ.
20-26 баллов – высокий уровень знаний о профессиях;
17-25 баллов – средний уровень;
0-16 баллов – низкий уровень.