ЕЛЕНА БИРЮКОВА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир красок на ладошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования
"Детско-юношеский центр"
станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Принята на заседании Утверждаю
методического совета МБОДО ДЮЦ Директор МБОДО ДЮЦ
от «___»___ 20__ г. ___ Л. Н. Нечепоренко
Протокол № ___ «___» ___20__г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
"Мир красок на ладошке"
(наименование программы)
Уровень реализации программы : ознакомительный
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Мир красок на ладошке“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Срок реализации программы : 1 год
Возрастная категория: 5-7 лет
Вид программы : модифицированная
Бирюкова Е. Н. - педагог дополнительного образования
(Ф. И. О. разработчика и должность)
ст. Ленинградская
2017
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная, так как программа направлена на формирование у детей художественно-творческих навыков средствами различных техник рисования.
Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ 2016 г. МОН и молодежной политики КК и Института развития образования Краснодарского края.
Актуальность программы педагогическая целесообразность дополнительной программы
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания.
В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. Данная программа ориентирована на образование у каждого ребнка творческого потенциала и художественных способностей соразмерно личной индивидуальности и использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.
Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Большая роль в простейших изобразительных упражнениях отводится использованию приема пассивных движений. Воспитатель вкладывает в правую руку ребенка фломастер и «рисует» вместе с ним дорожку, травку, заборчик, ступеньки и т. п. При обучении дошкольников с проблемами в развитии большое место занимает показ приемов изображения. Дети испытывают особенное желание воспроизводить действия взрослого и видеть в нарисованном образы знакомых предметов в том случае, если занятия носят живой, занимательный характер. Известно, что при обучении нормально развивающихся детей хороший эффект дает использование метода совместных действий (так называемое сотворчество). Этот метод оказывается еще более значимым при проведении коррекционно-воспитательной работы с проблемными детьми. Метод совместных действий позволяет педагогу в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной прием, предоставляя ребенку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Использование этого метода позволяет развивать малейший успех, наметившийся в деятельности маленького рисовальщика, обеспечивать ему продвижение в освоении способов самостоятельных действий при выполнении аналогичной работы. Содержание заданий для совместного рисования подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей. В зависимости от этого можно упрощать или усложнять работу, уменьшать или увеличивать двигательную нагрузку на руку ребенка.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику "кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника "монотипия". В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания.
Возраст учащихся: 5-7 лет. Состав группы может быть разновозрастным, в группе одновременно занимаются мальчики и девочки.
Возрастные особенности учащихся
Главной особенностью, которую нужно учитывать при планировании и разработке занятий для детей от 4 до 7 лет, является то, что все компоненты мышления и психики ребёнка, задействованные в процессе обучения, находятся в стадии формирования. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками, их целью является не только собственно обучение законам искусства и некий конечный результат творчества, но и психическое и психологическое развитие малышей.
К главным из них можно отнести формирование направленного осознанного внимания, памяти, аналитического и ассоциативного мышления, мелкой моторики руки, фантазии, расширение кругозора и внимательного отношения к окружающему миру, достижение необходимого уровня уверенности в своих силах и способностях, психологической раскрепощённости на занятиях, развитие правого (творческого) полушария мозга.
Тем не менее, одно не подменяет другое — основной целью занятий по данной методике остаётся обучение малышей рисованию, т. е. поступательное освоение ими приёмов и принципов изображения, техник работы с различными материалами, знакомство с обширным кругом тем. К собственно учебным задачам можно отнести освоение основ творчества: формирование графической культуры, знакомство с основами композиции, овладение приёмами работы известными графическими и живописными материалами (гуашь, цветные карандаши и пастель, фломастеры или гелевые ручки, знакомство с культурой цвета, развитие способности мыслить творчески, привлекая к работе жизненные впечатления и наблюдения.
Уровень освоения программы – ознакомительный. В процессе обучения выявляются творческие способности и предпочтения детей, формируются элементарная компетентная грамотность в изобразительном творчестве, преобладает репродуктивная деятельность. Программа предполагает формирование стойкой мотивации учащихся для продолжения дополнительного образования художественной направленности.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы и режим занятий
Программа разработана на 1 год обучения в объеме 72 часов - 2 занятия в неделю по 1 академическому часу.
На основании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008) образовательная деятельность осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. В связи с чем, данная программа реализуется и в летний период по отдельному тематическому плану в соответствии с расписанием по текущему графику. Темы выбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями детей.
Форма организации деятельности – групповая.
II. Цель и задачи программы
Цель: развитие творчества, эстетического вкуса, чувства образного представления и воображения посредством обучения детей изображению предметов и явлений как образного отражения жизненных впечатлений.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
- Организовывать наблюдения в природе для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
- Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и примов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве, отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;
Личностные:
- Формировать умения создавать несложные изображения в рисовании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
- Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
- Формировать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.
Метапредметные
- уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- обогащать ключевые компетенции (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- уметь организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
III. Cодержание программы.
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие
Теория.
Обзор программы. Инструктажи по технике безопасности. Свойство красок. Приемы работы с материалами: акварель, гуашь, карандаш.
Практика.
Стартовая диагностика.
Тема 2. Азы рисования. Знакомство с цветом.
Теория.
Знакомство с цветом. 7 основных цветов. Правила смешивания цветов. Понятие формы. Круг, овал, квадрат.
Практика.
Ассоциации предметов с цветом. Рисование: круг, овал, квадрат. Дорисовывание фигурок из круга («яблоко», «апельсин», «гранат», из овала («огурец», «кабачок», «баклажан», из овала и круга («ромашка», из квадрата («домик»). Работа в цвете.
Тема 3. Раскраски цветными карандашами, фломастерами. Работа с трафаретами.
Теория.
Штрихи. Направление штрихов. Просмотр видео-занятий по раскрашиванию с использованием трафаретов, самостоятельное изготовление трафаретов для поздравительных открыток.
Практика.
Защита творческих проектов.
Выполняем работу в цвете не раскрашивая, а придумывая разные виды штриховки.
Каракулеграфия (Дорисовать простым карандашом недостающие детали объекта, по желанию дополнить композицию тематическими элементами).
Штриховка цветными карандашами.
Рисование контура предмета по контурным линиям, по опорным точкам.
Тема 4. Нетрадиционные техники рисования.
Теория.
Нетрадиционные техники рисования: пальчиковое рисование; рисование способом «по мокрому листу», рисование ватными палочками.
Рисование красками. Правила пользования кисточкой.
Композиция в сюжетном рисунке. Правила работы в цвете гуашью. Ориентирование на листе бумаги.
Практика.
Рисование пальчиками и ладошкой : «В гостях у жирафа», «Птички клюют ягоды», «Цветы для пчелки». Закрепление цветов.
Рисование ватными палочками: «Солнечный свет», «Черепашка и львёнок».
Рисование солью «Елочка - колкая иголочка», «Подводные обитатели».
Рисование «по мокрому» : «Вселенная», «Морские обитатели», «Весенний лес».
Рисование красками : «Цветик-семицветик»,
Рисование с помощью поролоновой губкой «Плюшевый Мишка», «Ваза с цветами».
Рисование мыльными пузырями «Разноцветные воздушные шары», «Поздравление с 8 марта».
Рисование, приём примакивания «Мимоза», «Бабушкины сказки», «Листики летят».
Монотипия «Пейзаж у озера», «9 мая».
Техника граттаж «Космический пейзаж».
Рисование нитками «Картинки из разноцветных ниток».
Создание декоративной композиции на поверхности листа с помощью сыпучих материалов - «Фантастические цветы», «Домик в деревне».
Тема 5. Промежуточная аттестация.
Практика
Диагностика знаний, умений и навыков по итогам полугодий.
Выставки по итогам полугодий.
IV.Планируемые результаты
По окончании учебного года обучения учащиеся должны
знать:
- цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
- основные и дополнительные цвета;
- понимать значение терминов: краски, палитра,
- способы зрительного и тактильного обследования,
- свойства красок и графических материалов.
уметь:
- правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками);
- правильно располагать изобразительную поверхность на столе;
- отличать основные геометрические фигуры;
- правила и приёмы штрихования;
- соединять детали аппликации с изобразительной поверхностью с помощью клея;
-различать оттенки цветов;
- владеть дополнительным материалом для нетрадиционного рисования (ватные палочки, губка, нить, сыпучие материалы).
Личностные результаты:
- сформировать умения создавать несложные изображения в рисовании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.
- сформировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развить художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- сформировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
- сформировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
- сормировать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности.
Метапредметные результаты:
- уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- обогащать ключевые компетенции (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- уметь организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
V. Формы аттестации
Сроки Вид Объект Методы
сентябрь Стартовая диагностика Уровень знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. собеседование,
наблюдение
декабрь Промежуточная аттестация Уровень сформированности знаний, умений и навыков по итогам 1 полугодия. Тестирование
выставка
май Промежуточная аттестация Уровень сформированности знаний, умений и навыков по итогам 2 полугодия. Тестирование
выставка
май Итоговая аттестация Уровень сформированности знаний, умений и навыков по итогам года Тестирование
выставка
VI. Условия реализации
Материально-техническое обеспечение:
1. Наличие просторного, светлого помещения с необходимым общим и индивидуальным освещением рабочих мест. Наличие мебели для хранения инструментов и материалов, полочек для демонстрации работ.
2. Инструменты и материалы для работы:
- краски акварельные. Краски гуашевые;
- кисти разных размеров;
- ватные палочки;
- губки;
- альбомы для художественного творчества;
- бумага, основа для композиций Листы белой и тонированной бумаги А4, А3;
- ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий);
- клеевые кисточки;
- салфетки бумажные и матерчатые;
- пластилин;
- картон.
VII. Методическое обеспечение
Наглядные методы и приемы обучении: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ педагогом приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесные методы и приемы обучения: беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Игровые приемы обучения. Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Наряду с игровыми методами, в обучении используем ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую и социальную активность детей:
- концентрический метод обучения (по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному;
- метод “оживления” теоретического материала – сказок, мифов, легенд и преданий посредством театрализованных постановок;
- эвристический (частично поисковый) метод;
- метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности.
Активно используются методы и приемы развивающего обучения (сочетание репродуктивных методов с продуктивными, носящими творческий характер; моделирование; элементарные опыты, эксперименты).
Учитывая возраст учащихся, в основе обучения лежит здоровьесберегающая технология: динамические паузы во время занятий, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.
Методы, используемые при организации занятий с детьми: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, обрывание бумаги, скатывание бумаги, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, набрызг, отпечатки листьев. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности: репродуктивная; коммуникативная; позновательно-исследовательская; игровая; трудовая; двигательная.
Основные принципы программы
Изучения такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы :
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
1. Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.
2. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
3. Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусств.
4. Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения задания по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:
- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
- фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; договариваться о совместной работе, ее содержании; планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения; радоваться успехам своим и товарищей при создании работы. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
VIII. Список литературы
1. Анцифирова, Н. Г. Необыкновенное рисование. ж. «Дошкольная педагогика» №7, 2011. – С. 72.
2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки», издательский дом «Цветной мир», М. 2013
3. Бородкина, Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Методическое пособие. - М. : ООО «Академия развития», 2012.
4. Красный Ю. Е. Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусства. – М. : Дорога в мир, 2014
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М. :ИД «Цветной мир», 2014
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. - М. :ИД «Цветной мир», 2013
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. - М. :ИД «Цветной мир», 2014
8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. - М. :ИД «Цветной мир», 2013
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. - М. :ИД «Цветной мир», 2014
10. Рабочая тетрадь Л. А. Неменская «Твоя мастерская» для учащихся 1 класса. /Под ред. Б. М. Неменского.. – М. : Просвещение, 2015г;
11. Тарищняя О. А. Я рисую ладошками. СПб. : Издательский Дом «Литера», 2011