Екатерина Петровна Торчинова
Дополнительная общеобразовательная программа «Готовим пальчики к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа для детей от 5-6 лет
кружка по развитию мелкой моторики
у детей старшего дошкольного возраста
«Готовим пальчики к письму»
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: Сидорчук Екатерина Петровна
воспитатель
г. Белово
Содержание
Пояснительная записка…4
Учебный план…7
Учебно-тематический план….8
Содержание программы…. 10
Ожидаемые результаты…11
Материально техническое обеспечение…. 12
Информационно-методическое обеспечение….…13
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Готовим пальчики к письму“» размещена в разделах
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013. примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основу программы положены принципы :
научной обоснованности и практической применимости;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Цели и задачи программы.
Цель: Создать условия для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить детей владеть графическими навыками письма;
2. формировать навыки исполнительского мастерства;
3. формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
2. воспитывать внимательность к выполнению заданий;
3. воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду
Актуальность:
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна:
• обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
• разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
• речевое развитие.
• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа в кружке «Готовим пальчики к письму» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе : познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Характерные особенности развития детей 5-6 лет.
Начиная со старшей группы, развитие мелкой моторики становится составной частью большой работы по подготовке к обучению письму. К пяти годам дети способны совершать действия, требующие достаточной точности и согласованности движений рук. Игровые моменты в процессе подготовки руки к письму ориентируют ребенка контролировать зрительно-моторную деятельность, а также стимулируют желание заниматься определенным видом деятельности в течение продолжительного времени. Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень которых предотвращает формирование школьных трудностей.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (10 человек) по 25 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры (приложение 1) и физкультминутки (приложение 2). Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Учебно – тематический план работы кружка
Виды деятельности Количество занятий
старшая Подгот
1. Рисуночные задания, графические диктанты 3
2. Работа с крупами («сухой бассейн», рисование, выкладывание мозаики) 3
3. Работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование) 4
4. Работа со шнурками, рукоделие, шитье (шнуровки, плетение, шитье, нанизывание предметов) 3
5. Рисование 3
6. Моделирование (счетные палочки, спички, трубочки) 2
Итого 18
Календарно – тематический план работы кружка старшей группы
Срок реализации Тема занятия Содержание деятельности
• «Осенняя пора»
• «В гости к сказке» – коллективная аппликация из листьев
– рисуночные задания
• «Волшебные палочки»
• «Волшебный поднос»
– выкладывание фигурок из счетных палочек (геом. фигуры)
– рисование пальчиками на подносе с манкой
• «Сухой бассейн»
• «Соедини по точкам» – опознавание на ощупь различных предметов
– рисуночные задания
• «Наряжаем елочку»
• «Портрет Деда Мороза»
– работа с бисером и тонкой проволокой
– рисование с элементами аппликации (гуашь, салфетки)
• «Веселый счет»
• «Олень»
– рисование цифр и раскрашивание
– аппликация из резаных ниток
• «Валентинка»
• «Открытка для папы»
- оригами
– мозаика из журнальных вырезок с использованием изоленты
• «В весеннем лесу»
• «Букет для мамы» – рисуночные задания
– объемная поделка (цв. бумага, пластилин, трубочки)
• «Закладка и коврик»
• «Шкатулочка» – знакомство с техникой плетения из полосок бумаги
– роспись картонной коробки
• «Гвоздики к празднику
• «Веревочки»
– объемная аппликация
– плетение косичек, завязывание узелков, бантиков
Ожидаемые результаты
К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:
• некоторые виды бумаги;
• свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
• несколько разных способов нанесения краски;
• основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
• основные правила склеивания;
• понятие «конструктор»; «мозаика»;
• некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и. т. п.);
• несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
должны уметь:
• правильно держать кисть, карандаш;
• пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
• работать с трафаретами;
• заштриховывать предметы двумя способами;
• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
Результатом работы данного кружка должно стать:
• Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
• овладение разными видами трудовой деятельности;
• умение создавать художественный образ своего изделия;
• овладение приемами работы с разными инструментами;
• умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
• овладение нормами этики поведения.
Материально техническое обеспечение
Столы, шнурки, прищепки, природный материал, семена, крупы, пластилин, соленое тесто, счетные палочки, бисер, бусы, пуговицы, проволока, трафареты, спички, перья, бумага, семечки, банты, рамки-вкладыши, пластилиновые основы, соль, набор геометрических фигур, ножницы, клей, разрезные картинки, штаммы, щетки.
Дидактический материал:
«Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», игры с прищепками, сухой бассейн, геометрический поезд, театр на липучках, пальчиковый театр, показываем руками стих-я, массаж, пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, д/игры, п/игры.
Литература
1. Александрова Э. И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
2. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М. : “Фким”, 2000. 207 с.
3. Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М. : ООО “Дрофа”, 2000.
4. Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : “Астрель”, 2001.
5. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : “Просвещение”, 2001. 93 с.
6. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
7. Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
8. Крупенская Н. Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
9. Лукашина М. М. Готовим руку к письму. - М. : “Карапуз”, 2008.
10. Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
11. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М. : “Астрель”, 2006.
12. Шульгина В. П. Методическая копилка для учителей начальных классов. // Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург: 2005.40 с.
14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.