Екатерина Кофанова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивающие занятия с психологом»
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное учреждение
Дополнительного образования
Центр дополнительного образования
«Малая академия наук»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Развивающие занятия с психологом»
Возраст обучающихся: 7-10 лет (1-4 класс)
Срок реализации программы : 2018-2019 уч. г.
Автор-составитель:
Кофанова Е. С.
педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ
2018г.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Развивающие занятия с психологом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Пояснительная записка.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, удовлетворения индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии, формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
Актуальность программы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Практика показывает, что многие дети приходят в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.
Проведение занятий в игровой форме обеспечивает профилактику переутомления у младших школьников.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель программы : решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.
Задачи программы :
Обучающие:
- научить положительному самоотношению и принятию других людей;
- научить рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;
- воспитывать нравственные качества учащихся.
Развивающие :
-создавать условия для развития личности каждого подростка;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.
Количество занятий – 25
Время проведения занятий – 3 ак. часа.
Данная программа занятий предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста.
Занятия проходят в оборудованном кабинете, где создана и поддерживается атмосфера раскованности, психологического комфорта, достаточно места для размещения детей, подвижных игр, продуктивной деятельности и творчества.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Ожидаемые результаты:
- результаты обучения:
• владение основными понятиями;
• знание правил игр
- результаты воспитания:
• взаимодействие обучающихся в игре;
• проявление усидчивости, целеустремленности на занятиях
- результаты развития :
• использование произвольного внимания на занятиях;
• применение специальных приемов, облегчающих запоминание;
• умение сравнивать различные объекты, устанавливать связи, планировать;
• использование воображения в продуктивной деятельности;
• участие в творческих мероприятиях различного уровня
1. Учебный план занятий
№ п/п Название раздела, темы Кол-во часов Формы аттестации/ контроля
1. Ознакомительное занятие. Знакомство с группой. Входная диагностика. 6 Наблюдение, беседа, диагностика
2. Развитие навыков позитивного социального взаимодействия 6 Наблюдение, беседа
3. Развитие мыслительных операций 6 Наблюдение, беседа
4. Развитие навыков эффективного общения 6 Наблюдение, беседа
5. Сплочение коллектива 9 Наблюдение, беседа
6. Медиативные сказки 12 Наблюдение, беседа
7. Игры-пантомимы 6 Наблюдение, беседа
8. Развитие памяти 6 Наблюдение, беседа
9. Развитие мышления 6 Наблюдение, беседа
10. Учимся учиться 6 Наблюдение, беседа
11. Наука «Отдыхать» 3 Наблюдение, беседа
12. У меня все получится. Итоговая диагностика. Заключительное занятие. Повторение. 6 Наблюдение, беседа
ИТОГО: 75 -
2. Календарный учебный график.
№п/п Месяц Число Время Форма занятия Кол-во Тема занятия Место проведения Форма контроля
1. Ноябрь 16 15: 00-17:20
15: 00-17:20
15: 00-17:20
15: 00-17:20
Тренинг 3 Ознакомительное занятие. Знакомство с группой.
Тема: Сплочение новых учащихся группы.
Упражнения: «Поздоровайся», «Имя Движение», «Меняются местами те, у кого.», «Снежный ком», «Группы», «Что лежит в портфеле», «Урок или перемена», «Чему учат в школе». МАУ ДО ЦДО «МАН» Наблюдение, беседа
2. 23 Диагностика 3 Входная диагностика.
Диагностика
3. 30 Игра 3 Тема: Развитие навыка позитивного социального взаимодействия.
Упражнения: «Эхо», «Живая скульптура», «Ожерелье», «Радуга», «Ласковый мелок». Наблюдение, беседа
4. 7
Игра 3 Тема: Развитие навыка позитивного социального взаимодействия.
Упражнения: «Приветствие», «Я рада видеть.», «Копилка приятных слов».
Инсценировка басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Обсуждение.
Беседа о сотрудничестве. МАУ ДО ЦДО «МАН» Наблюдение, беседа
5. 14 Игра 3 Тема: Развитие мыслительных операций.
Профилактика нарушения зрения. Дыхательные упражнения.
Упражнения: «Нарисуй одной рукой», «Шифровка», «В магазине», «Сладости», «Назови продукты питания», «Найди общее слово», «Найди лишнее», «Сосчитай морковки», «Разукрась и назови».
Подведение итогов. Рефлексия. Наблюдение, беседа
6. Декабрь 21 15: 00-17:20
Игра 3 Тема: Развитие мыслительных операций.
Профилактика нарушения зрения. Дыхательные упражнения.
Упражнения: «Обведи по контуру правой и левой рукой одновременно», «Составь предложение из букв», «Что осенью бывает», «Соедини точки и назови животное», «Собери картинку из частей и составь рассказ», «Реши кроссворд», «Найди лишнее». Наблюдение
7. 28 Тренинг 3 Тема: Развитие навыков эффективного общения.
Упражнения: «Ролевая гимнастика», «Секрет», «Мои хорошие качества», «Я лучше всех умею.», «Волна». Наблюдение
8. Январь 11
15: 00-17:20
15: 00-17: 20 Тренинг 3 Тема: Развитие навыков эффективного общения.
Упражнения: «Мимическая гимнастика», «Собери эмоцию», «Моё настроение. Настроение группы», «Слушаем тишину», «Заряд бодрости», «Броуновское движение». Наблюдение, беседа
9. 18 Тренинг 3 Тема: Сплочение коллектива.
Упражнения: «Котёл», «Вторжение», «Передай по кругу», «Монетка в кулачке», «Подними игрушку», «Найди и промолчи», «Коробка переживаний». Наблюдение
10. 25 Игра 3 Тема: Сплочение коллектива.
Упражнения: «Акулы и матросы», «Коровы, собаки, кошки», «Разведчики», «Пианино», «Кто кого перехлопает/перетопает», «Аплодисменты». Наблюдение
11. Февраль
1
Тренинг 3 Тема: Сплочение коллектива.
Упражнения: «Создание рисунка по кругу», «Приветствие», «Скучно-скучно», «Тень», «Властелины кольца». Наблюдение
12. 8 Тренинг 3 Тема: Медиативные сказки
Упражнения: «Сказка о грустном клоуне», «Сказка о гномах». Наблюдение, беседа
13. 15 Тренинг 3 Тема: Медиативные сказки
Упражнения: «Сердитки», «Мы любим друг друга». Наблюдение
14. 22 Тренинг 3 Тема: Медиативные сказки
Упражнения: «Разноцветные имена», «Любимые игрушки», «Кляксы». Наблюдение
15. Март 1 15: 00-17: 20 Тренинг 3 Тема: Медиативные сказки
Упражнения: «Загадочный сундучок», «Кулачок», «Грустинки». Наблюдение
16. 15 Игра 3 Тема: Игры-пантомимы Наблюдение
17. 22 Игра 3 Тема: Игры-пантомимы Наблюдение
18. 29 Тренинг, Игра 3 Тема: Развиваем память
Беседа на тему «Необычные способности памяти».
Упражнения: «Запомни цифры», «Повтори за мной», «Запомни движение», «Запомни своё место», «Запомни свою позу». «Снежный ком».
Заключительная беседа «Что я запомнил» Наблюдение, беседа
19. Апрель
Апрель 5 15: 00-17:20
15: 00-17:20 Беседа, Игра 3 Тема: Развиваем память
Беседа на тему «Важность памяти»
Упражнения: «Пиктограмма», «Испорченный телефон-слово, поза», «Запомни порядок», «Вот так позы», «Что изменилось?», «Кукловод», «Подарки».
Заключительная беседа-рефлексия. Наблюдение, беседа
20. 12 Практическая работа, Игра 3 Тема: Развиваем мышление
Игра «Мозаика»
Практическая работа «Ловушки».
Упражнения: «Что это?», «Исключи лишнее», «Расскажи рассказ», «Обобщение».
Игры «Угадай животное».
Подведение итогов «Оцени пользу». Наблюдение,
беседа.
21. 19 Тренинг, Игра 3 Тема: Развиваем мышление
Беседа «Мы мыслим»
Упражнения: «Составь предложение», «Скажи аналог», «Примени предмет»
Решение логических задач.
Беседа-рефлексия. Наблюдение, беседа
22. 26 Тренинг 3 Тема: Учимся учиться
Практическая работа «Оцени свои школьные успехи», «Составление маршрута преодоления»
Познавательная игра «Альпинисты»
Релаксационное упражнение «Дом на холме»
Беседа «Чему учат в школе?»
Подведение итогов. Рисование «Я в школе» Наблюдение, беседа
23. 17 Игра 3 Тема: Учимся учиться
Игра «Четыре стихии», «Нос, нос, нос, рот»
Упражнения: «Да и нет не говорить», «Кот и лодыри», «Ребус», «Нарисуй письмо».
Подведение итогов «Моё желание учиться». Беседа.
24. Май 24
15: 00-17: 20 Тренинг 3 Тема: Наука «Отдыхать».
Вводная беседа «Умеете ли вы отдыхать?».
Упражнение «Пчелиный рой».
Упражнение-рисование «Я отдыхаю».
Релаксационные упражнения «Планета отдыха». Беседа
25. 31 Тренинг
Игра 3
Тема У меня все получится.
Повторения пройденных тем в виде упражнений.
Рисование в тетради «Мои занятия с психологом».
Рефлексия-беседа «Что я узнал нового».
Итоговое диагностика. Анализ результатов. Наблюдение, беседа
3. Учебные пособия.
Учебные пособия
год издания
Справочная литература: (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.) :
1. Гамезо М. В. Атлас по психологии 2000
2. Национальная психологическая энциклопедия 2007
3. «Психологос» Энциклопедия практической психологии 2007
4. Р. С. Немов «Словарь основных энциклопедических понятий» 1998
5. psyfaq.ru/ -
6. www.psynavigator.ru/terms.php -
7. www.gnpbu.ru/sprav/webres/psy -
Художественная литература:
1. Лагеркранц Русе «Моя счастливая жизнь» 2017
2. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» 2000
3. Лагеркранц Русе «Моё сердце прыгает и смеётся» 2017
Научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.) :
1. Федоренко Л. Г. «Позитивная психология в школе» 2017
2. Немов Р. С. «Общая психология», 3 части 1998
3. Блонский П. П. «Психология и педагоги» 2016
4. Князева Т. Н. Я учусь учиться 2004
периодические издания:
1. Журнал «Школьный психолог» ИД: Первое сентября -
2. Он-лайн журнал «Psychologies.ru» -
методические пособия:
Методики исследования мотивационной сферы и направленности личности:
1. Метод «Незаконченные предложения»;
2. Шкала оценки значимости эмоций;
3. Методика «Мой герой»;
4. Методика самооценки личности ребенка «Лесенка»;
Методики изучения темперамента и характера:
1. Изучение темперамента методом наблюдения;
2. Методика «Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности»
Проективные методы исследования личности:
1. Тест «Несуществующее животное»;
2. Тест «Дом. Дерево. Человек»;
3. Методика «Нарисуй себя»;
4. Тест «Рисунок семьи»;
5. Методика «Кактус»
6. Серия рассказов «Детский мир»;
Диагностика психических состояний и свойств личности:
1. Шкала депрессии;
2. Тест-опросник «Оценка настроения»;
Методики изучения познавательных процессов:
Методики изучения внимания:
1. Методика «Корректурная проба»;
2. Методика «Красно-черная таблица»;
3. Методика Мюнстенберга;
Методики изучения памяти:
1. Методика «Оперативная память»;
2. Методика «Память на числа»;
3. Методика «Оценка оперативной слуховой памяти»;
4. Методика «Определение объема зрительной памяти»
Методики для оценки логики мышления:
1. Методика «Закономерности числового ряда»;
2. Методика «Интеллектуальная лабильность»;
3. Методика «Исключение понятий»;
4. Методика «Выделение существенных признаков»
5. Методика «4 лишний»
Методики изучения внутригрупповых отношений:
1. Метод социометрических измерений;
2. Шкала психологической близости;
3. Определение психологического климата группы;
Методики изучения компетентности в общении :
1. Оценка уровня общительности;
2. Тестовая карта коммуникативной деятельности;
3. Тест на оценку самоконтроля в общении;
4. Тест оценки коммуникативных умений;
Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения:
1. Тест описания поведения К. Томаса;
2. Психогеометрический тест;
3. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрически фигур»;
видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.) :
1. Мотивационные видеолекции
2. Видеолекции о познавательных процессах
3. Обучающие видеоролики для младших школьников
аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы) :
1. Сборник медитативная музыка
2. Релаксационная музыка
электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.) :
1. Презентация «Учимся учиться» 2018
2. Презентация «Внимание» 2018
3. Презентация «Память» 2018
материально-техническое оснащение:
1. Компьютер (блок питания, монитор)
2. Проектор
3. Экран
Разное:
Консультации и памятки:
- Родителям о наказаниях.
- Советы родителям.
- Конфликты.
- Медлительный ребенок
- Что делать, чтобы ребенок стал зависим от компьютера?
- Застенчивость.
- Гиперактивный ребенок.