Татьяна Маслова
Дополнительная общеобразовательная программа «My robot time»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Ласточка»
Бавлинского муниципального района РТ
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Заведующим МБДОУ
МБДОУ детский сад № 10 «Детский сад» № 10 «Ласточка» «Ласточка»
Протокол №__1___ З. О. Мирзаева
От «28» августа2017г. Приказ №_81___
От «31» августа2017г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЯ
«My robot time»
НАПРАВЛЕНИЕ познавательное
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „My robot time“» размещена в разделах
СТЕПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ дошкольное
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2 года
ВОЗРАСТ дети дошкольного возраста 5-7 лет
РУКОВОДИТЕЛЬ КРУЖКА
ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Маслова Татьяна Николаевна
г. Бавлы 2017 год
Содержание:
1. Пояснительная записка …. 3
2. Цель, задачи программы …7
3. Содержание деятельности по образовательным областям …. …. 8
4. Формы и методы и средства реализации программы …. …. 11
5. Ожидаемые результаты….13
6. Список литературы….15
Приложение
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Образовательная робототехника», наряду с Уставом МБДОУ «Детский сад №10» служит основанием для лицензирования, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).
Программа дополнительного образования «Образовательная робототехника» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Конструирование любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
LEGO конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO технологий является игра-ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам.
Основной набор “My robot time” – новое поколение образовательной робототехники, позволяющей изучать технологии (научно – технические достижения) в процессе увлекательных практических игр - занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LEGO, “My robot time” позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.
Актуальность: Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Технологические наборы ориентированы на изучение базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.
Используя персональный компьютер или ноутбук с программным обеспечением, элементы из конструктора, воспитанники могут конструировать управляемые модели роботов. Загружая управляющую программу в специальный микрокомпьютер схемы моделей, и присоединяя его к модели робота, воспитанники изучают и наблюдают функциональные возможности различных моделей роботов. Робот работает независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа. Получая информацию от различных датчиков и обрабатывая ее, управляет работой моторов.
Итоги изученных тем можно подводить с направляющей помощью педагога созданием воспитанниками собственных автоматизированных моделей.
Работа с конструкторами LEGO способствует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких-либо моделей на плоскости. При этом ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали. Кроме того, дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность.
Используя образовательную технологию “My robot time” в сочетании с конструкторами LEGO, воспитанники разрабатывают, конструируют, программируют и испытывают роботов. В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания.
Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.
Процесс освоения, конструирования роботов выходит за рамки целей и задач, которые стоят перед ДОУ, поэтому курс «Образовательная робототехника» является инновационным направлением в дополнительном образовании детей. В таком виде робототехника может стать частью кружковой деятельности в ДОУ.
2.
3. Содержание деятельности по образовательным областям
Концепция
- Концепция основана на необходимости разработки программы для изучения робототехники, максимально совместимого с базовым курсом конструирования и легко конструирования в ДОУ. Освоение азов программирования в среде “My robot time” ведется с учетом задач образовательных областей по ФГОС: «Художественно - эстетическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально - коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Концепция данной работы позволяют ребенку освоить достаточно сложные понятия – алгоритм, цикл, изменения. Робот, собранный из конструктора LEGO, может стать одним из таких исполнителей.
Программирование робота некой стандартной и универсальной конструкции, отвечающей всем поставленным перед ребенком задачам, снижает порог вхождения в робототехнику, позволяя воспитателю достигать в рамках программы тех же целей, что и на традиционных играх - занятиях. По сравнению с программированием виртуального исполнителя, LEGO - робот вносит в решение задач элементы исследования и эксперимента, повышает мотивацию ребенка, что будет положительно оценено воспитателем.
Интегрирование различных образовательных областей в Программе открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, расширения круга интересов, овладения новыми навыками в естественных науках, проектировании, в формировании элементарных математических представлениях, в развитии речи:
Естественные науки - изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в роботе - машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи.
Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ;
Проектирование - создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем.
Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами. Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.
Организация проектов, мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями;
Формирование математических представлений - измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния.
Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров;
Развитие речи - общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ.
Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
Концепция Программы направлена на :
- помощь детям в индивидуальном развитии;
- мотивацию к познанию и творчеству:
- к стимулированию творческой активности;
- развитию способностей к самообразованию;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- организацию детей в совместной деятельности с педагогом.
Описание механизма реализации Программы
Данная Программа имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся дошкольного возраста. Для обучающихся такого возраста в образовательном процессе применяются игровые формы обучения. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация Программы помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивно-модельной деятельности.
4. Формы и методы используемые для реализации программы :
- Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)
-Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, дискуссии)
-Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
-Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений, и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);
-Проблемный (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.)
-Игровой (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)
Формы организации игр- занятий:
-Активная помощь педагога;
-Сотрудничество с родителями (законными представителями);
-Беседа, показ, объяснение;
-Практическое занятие с помощью педагога;
-Выставка
Продолжительность программы :
Данная программа рассчитана на два года обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы.
Первый год обучения- 68 занятий по 25 минут (2раз в неделю)
Второй год обучения – 72 занятий по 25-30минут (2 раз в неделю)
Краткие сведения о группе
Программа «Образовательная робототехника» ориентирована на воспитанников дошкольного возраста. В каждом разделе воспитанники занимаются конструированием, технологией, сборкой и программированием.
Программа рассчитана на 36 часа.
Год обучения – 2.
Обучение – платное.
Количество занятий в год – 56 занятий (36 часов).
Количество занятий в неделю – 2 занятие по 20-25 минут
Состав – мобильный.
Набор – свободный.
Форма занятий – подгрупповая, индивидуальная.
Материальные ресурсы - основным содержанием данного курса являются игры-занятия по техническому моделированию, сборке и пограммирования роботов с использованием следующих материалов и источников:
1. Набор LEGO - конструктор:
- Ресурсный LEGO WeDO
2. Компьютер, проектор, сканер, принтер
5. Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- Сформированность устойчивого интереса к робототехнике, умений работать по предложенным инструкциям;
- Сформированность умений творчески подходить к решению задачи;
- Сформированность умений довести решение задачи до работающей модели;
-Сформированность умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Сформированность умений работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
В результате обучения дети могут знать:
-основные детали LEGO-конструктора (назначение, особенности)
- правила безопасной работы;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов;
- конструктивные особенности различных роботов;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме;
- демонстрировать технические возможности роботов;
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету)
- работать с активной помощью родителей с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- конструировать по образцу;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;
- демонстрировать технические возможности роботов.
- реализовывать творческий замысел
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
-Наблюдение за работой детей на занятиях;
- участие детей в проектной деятельности;
- в выставках творческих работ дошкольников.
6. Список литературы:
1. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. : Наука, 2010, 195 стр.
2. Емельянова, И. Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_ игровых комплексов : учеб. _метод. пос. для самост. работы студентов / И. Е. Емельянова, Ю. А. Максаева. – Челябинск:ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
3. Фешина Е. В. «Легоконструирование в детском саду» : Пособие для педагогов. М. : изд. Сфера,2011.
4. Ишмакова М. С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:пособие для педагогов. -всерос. уч. -метод. центр образоват. робототехники. _М. Изд. -полиграф. центр «Маска»-2013.
5. Интернет – ресурсы:
https://robocraft.ru/
https://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15/
https://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/