Татьяна Куксова
Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающей направленности «Буквоежка»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. Пояснительная записка.
1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
За последнее десятилетие система образования в России очень резко изменилась. Мы ушли от авторитарной педагогики, от однообразия, но при этом в большей степени утратили стабильность. Большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети начинали учиться как можно раньше. Они хотели бы, чтобы в образовательной организации их ребенок серьезно и много занимался. Поэтому в последние годы стало меняться учебное содержание, предлагаемое детям-дошкольникам. В программах появились задачи, ранее не стоявшие перед детьми и педагогами. К числу таких задач относится обучение детей грамоте (ранее осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающей направленности „Буквоежка“» размещена в разделах
Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку.
В возрасте шести лет речь для детей из средства общения превращается в объект познания. Именно в этом возрасте стоит начинать знакомить детей с элементами букв, учить их понимать различие таких понятий, как «звук» и «буква».
Для того чтобы детям было легче выделить систему языка, отделить ее от системы предметов, им надо познакомиться с ее письменным вариантом, то есть познакомиться с буквами.
1.2. Актуальность программы.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.
1.3. Педагогическая целесообразность.
В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.
Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.
1.5. Отличительные особенности.
дополнительной общеразвивающей программы является комплексное взаимодействие разделов программы, где присутствует единый игровой сюжет.
Программа предусматривает развитие артикуляционного аппарата, формирование умения правильно называть предметы, подготовку детей к овладению письмом.
Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. Безусловно, когда речь идет о тренировке кисти рук и пальцев, то подразумеваются не только мышцы рук. Доказано, что развитие кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи ребенка. Тренировочные упражнения для рук логично вписываются в развитие и совершенствование операционно-технической сферы деятельности ребенка. В ходе выполнения упражнений у детей формируется произвольное внимание и определенные волевые качества.
При обучении грамоте учитываются психофизиологические особенности детей 4-7 лет:
• внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваются исходя из интересов детей. Самым лучшим приемом для этого является игра;
• дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально;
• дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении;
• не следует перегружать детей, так как у них в этом возраста повышена утомляемость.
1.6. Цель и задачи программы :
Цель программы : обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования; содействие интеллектуально - познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста; формирование готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы,выполнение анализа и синтеза слов, дифференциация звуков, знакомство с буквами русского алфавита.
Реализация программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
• развить графические навыки;
• активизировать связную речь;
• сформировать начальные понятия о языке;
• сформировать и развить начальные представления о времени и пространстве;
• научить, самостоятельно, играть по правилам.
• обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;
• работать над расширением, уточнением и активизацией словаря.
Развивающие:
• развить познавательные процессы: память, мышление, восприятие, воображение, внимание;
• развить логическое мышление;
• с помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы, способствовать развитию речи в целом.
• способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
• развить звуковую культуру речи;
• развить фонематический слух;
• развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
Воспитательные:
• научить правилам этикета;
• сформировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
• содействовать формированию адекватной самооценки;
• воспитать способность сопереживать;
• сформировать доброжелательное отношение к окружающим.
1.7. Категория обучающихся.
Программа ориентирована для детей 4-7 лет
1.8. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на один год обучения.
1.9. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы.
К концу курса обучения дети будут:
Знать:
• все звуки и буквы русского алфавита;
• гигиенические правила письма;
• правильное положение тетради при письме;
Уметь:
• вычленять первый и последний звук в слове;
• правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
• писать печатные варианты букв русского алфавита;
• составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;
• правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
• использовать в речи обобщающие слова;
• правильно держать ручку;
• ориентироваться на листе бумаги;
• закрашивать нарисованные предметы, не выступая за контур;
• штриховать нарисованный предмет прямыми наклонными линиями
Итоговые занятия проводятся по каждому из разделов программы не только с присутствием, но и с участием родителей. Одной из форм обучения является экскурсия. Экскурсия в библиотеку проводится с целью приобщения детей к книге, развития интереса к книге и чтению разнообразных по содержанию книг.
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы и приемы обучения:
• Наглядный;
• Словесный;
• Практический
На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Раздел 2. Содержание программы. Условия реализации программы.
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование раздела
Тема
Всего часов Теория Практика
1 «Удивительный мир речи» «В гости буквы к нам пришли»
«Новая буква»
«На прогулку мы идем»
«Дружба начинается с улыбки»
«Звуки разные нужны, звуки всякие важны»
«Тук-тук»
«В мире слов»
«Мамина буква» 16 8 8
2 «В стране поющих звуков» «Слово «Кит» и «Кот»
«Новые звуки»
«Закрепляй-ка»
«Где ты буква Ы»
«Насос»
«Поиграем с буквами»
«Наши друзья – буквы» 14 7 7
3 «Знакомство с Букварёнком» «Давай поиграем»
«Новые звуки»
«Семь раз отмерь, один – отрежь!»
«Поспешишь – людей насмешишь»
«Сказка за сказкой»
«Проколи колесо» 12 6 6
4 «Как хорошо уметь читать» «Как поменять слова?»
«Послушай-ка, дружок!»
«Ра-ра-ра, начинается игра»
«Высоко летит наш самолет»
«Прятки» 10 5 5
5 «В гостях у сказки» «Что сначала, что потом»
«Сказка за сказкой»
«Сказка про невидимку»
«Еще одна сказка»
«Новая игра»
«Наши друзья – буквы»
«Про ежика»
«Про юлу»
«Как хорошо уметь читать»
«Лето жаркое идет» 20 10 10