Юлия Садыкова
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в ДПИ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Введение в ДПИ»
Уровень - начальный
Направленность - художественная
Возраст учащихся - 6-14 лет
Срок реализации – 3 недели
Садыкова Юлия Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Арзамас
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка….…. 3
Публикация «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа „Введение в ДПИ“» размещена в разделах
Планируемые результаты освоения программы…. …. 4
Содержание программы…. 5
Учебный план…. 6
Учебно-тематический план…6
Календарный учебный график …. 7
Форма аттестации и оценочные материалы…. …. 8
Организационно-педагогические условия …. 8
Список литературы…. …. 9
Приложения …. 10
Пояснительная записка
Занятия декоративно-прикладным искусством занимают особое место в развитии и воспитании детей, содействуют развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами, формируется интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе использования традиционных и нетрадиционных техник декоративно-прикладного искусства у детей развиваются не только художественные способности, но и коммуникативные навыки. Использование разнообразных техник в творческой деятельности, позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Введение в ДПИ» имеет художественную направленность. Ее реализация позволяет создать условия для творческого развития личности ребенка, видеть и понимать красоту окружающего мира. Это воспитание культуры чувств, развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности.
Уровень программы – начальный.
Новизна программы заключается в том, что занятия строятся по принципу ненавязчивого вовлечения в творческую деятельность ребенка. Таким образом получается сформировать устойчивый интерес к декоративно - прикладному искусству через интересные средства познания окружающего мира, через техники создания изделий декоративно-прикладного творчества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что знакомясь с декоративно - прикладным творчеством, дети не только проявляют себя как творческие личности, но и приобретают необходимые в жизни умения и навыки, развивают мелкую моторику. Также, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, которая оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Изучая виды декоративно-прикладных искусств, дети могут реализовать свою творческую индивидуальность.
Цель данной программы – создание условий для устойчивого интереса к творческой деятельности учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, знакомство с основными техниками декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы :
образовательные:
Обучить навыкам рисования различными техниками изобразительной деятельности;
Обучить навыкам лепки в технике пластилинография;
Познакомить с видами декоративно-прикладного искусства и изучить виды народных промыслов.
воспитательные:
Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
Прививать культуру межличностных отношений.
развивающие:
1. Развивать индивидуальные способности детей к творческому подходу к работе;
2. Развить творческие способности детей, их фантазию, сенсорную и эмоциональную сферы, терпение, усидчивость, аккуратность и трудолюбие на занятиях.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она, являясь краткосрочной, позволяет учащимся познакомиться с основными видами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы, с 6 до 14 лет.
Форма обучения – очная, дистанционная. Состав группы постоянный. Набор в объединение проводится по желанию детей. Занятия проводятся по группам, которые формируются соответственно возрасту учащихся, на базе образовательных организаций города.
Формы проведения занятий: групповые занятия, дистанционные занятия.
Программа предусматривает входящую диагностику (Приложение 1,2, которая проводится в виде тестирования (тестирование может проводиться как в очном формате, так и в дистанционном). По итогам работы баллы суммируются, определяется уровень знаний, умений и навыков детей по следующей формуле:
УРОВЕНЬ = (количество верных ответов (сумма баллов))/ (общее @количество вопросов в тесте) x 100 %
Высокий уровень - 71-100%.
Средний уровень - 41-70% .
Низкий уровень - до 40%.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы :
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа является краткосрочной, рассчитана на 18 часов обучения, 2 раза в неделю по 3 часа.
Планируемые результаты освоения программы.
По итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в ДПИ» учащиеся:
1. Получат навыки рисования и овладеют различными техниками изобразительной деятельности;
2. Будут обладать навыками лепки и пластилинографии;
3. Получат представление о видах декоративно-прикладного искусства, изучат виды народных промыслов;
4. Разовьют умение работать в коллективе, научатся самостоятельно принимать решения и взаимодействовать друг с другом;
5. Разовьют мелкую моторику, творческое мышление, фантазию и воображение;
6. Разовьют усидчивость, терпение, трудолюбие.
3. Содержание программы.
Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1. Знакомство педагога с детьми. Вводная беседа о разнообразии техник декоративно-прикладного искусства. Традиционные и креативные виды декоративно-прикладного творчества. Правила поведения и техника безопасности на занятиях, режим работы. Игры на знакомство.
Теория: Необходимые инструменты, правила работы, организация рабочего места.
Практика: Игра на знакомство «Кто сидит справа?», «Чей голос?». Рисунок на тему «Моя любимая игрушка». Диагностика способностей, умений и навыков.
Раздел 2. Живопись.
Тема 1. Нетрадиционная живопись.
Теория: Понятие и виды нетрадиционной живописи (монотипия, набрызгивание, рисование мыльными пузырями, живопись сухой кистью, нитками и т. д.). Особенности техник и их приемы. Выражение чувств, художественного образа различными способами.
Практика: Рисование цветов, зверей, насекомых, абстракции в технике «монотипия».
Тема 2. Декоративная роспись.
Теория: Знакомство с видами росписи - Городецкая роспись, Гжель, Хохломская роспись, Жостовская роспись, Дымковская роспись игрушек. Показ мультимедийной презентации «Отличительные признаки Городецкой, Хохломской и Дымковской росписи». Показ образцов. Основные мотивы: травка, цветы, ягоды, птицы. Основные элементы письма. Особенности цветового решения. Основы композиции.
Практика: Декоративная хохломская роспись «Цветы» - композиция в круге.
Раздел 3. Лепка.
Тема 1. Пластилинография.
Теория: Понятие пластилинографии. Последовательность выполнения рельефной работы, работа стекой. Понятия «объем» и «рельеф». Свойства пластилина, его пластические возможности. Последовательность выполнения элементов картины.
Практика: рельефная композиция на картонных дисках «Осенний сад», «Зимний Сад» «Весенний букет», «Ёжики», «Городок» и т. д.
Раздел 4. Аппликация.
Тема 1. Знакомство с понятием аппликация.
Теория: Ознакомление с разными техническими приемами работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание).
Практика: Создание сувенира «Лягушка» в технике оригами. Создание сувенирных фигурок «Гусеничка» из полосок бумаги.
Раздел 5. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в декоративно – прикладное искусство».
Практика: создание коллективной работы с использованием изученных ранее техник ДПИ.
4. Учебный план.
№ п/п Раздел программы Количество часов
1. Вводное занятие 3
2 Живопись 6
3. Лепка 3
4. Аппликация 3
5. Итоговое занятие 3
Итого: 18
*В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (пожара, наводнения, террористической угрозы, пандемии и т. д.) данная программа может быть реализована с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий. При условии изменения в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы до 50% от общего объема учебных часов форма реализации программы не изменяется. Корректировка учебного плана осуществляется в соответствии с Приложением 1 к рабочей программе.
5. Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел программы и темы занятий Всего часов В том числе
Форма контроля (аттестации)
Теория Практика
I. Вводное занятие. 3 1 2 тестирование
II.
1.
2. Живопись.
Нетрадиционная живопись.
Декоративная роспись. 6
3
3 2
1
1 4
2
2 Показ образцов
Выставка
III
1. Лепка.
Пластилин. Пластилинография. 3 1
2
Устный опрос
Выставка работ
IV.
1. Аппликация.
Знакомство с понятием аппликации. 3 1
2 Викторина
Выставка работ
V. Итоговое занятие. Промежуточная аттестация 3 3 Тестирование
ИТОГО: 18 5 13
6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Введение в ДПИ"
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май июнь июль август Кол - во недель Кол - во часов Кол - во групп
Группа 1,2,3 Группа 4,5,6 Группа 7,8,9 Группа 10,11,12 Группа 13,14,15 Группа 16,17,18 Группа 19,20,21 Группа 22,23,24 Группа 25,26,27 36 18 27
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3 6 6 3
3 3 3 3 3 3 3 3 3
Условные обозначения:
- комплектование образовательного объединения;
- занятия по расписанию;
- аттестация учащихся;
- каникулярный период.
7. Форма аттестации и оценочные материалы.
Форма проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в ДПИ» - тестирование. Тестирование включает в себя 10 вопросов (Приложение 3, касающихся изученного материала. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, не правильный 0 баллов. Максимальное количество 20 баллов.
Уровень ЗУН учащегося определяется путем суммирования общего количества баллов за выполнение:
Уровень ЗУН =кол-во баллов (тест - е) Х 100%
максимальное кол-во баллов
Высокий уровень - 71-100%.
Средний уровень - 41-70% .
Низкий уровень - до 40%.
Полученные результаты фиксируются в протоколе. (Приложение 4)
8. Организационно-педагогические условия.
Учебно - методическое обеспечение.
Для эффективной реализации программы в основу ее построения заложены следующие методы организации учебно-воспитательного процесса: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский.
Методическое обеспечение осуществляется педагогом: книги, журналы, карточки, схемы, эскизы, образцы, технологии изготовления.
Занятия проводятся на базе общеобразовательный учреждений города Арзамас.
1. Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям.
2. Мебель:
- столы, стулья в необходимые для размещения учащихся;
- мебельная стенка для демонстрации наглядных пособий, образцов, лучших работ.
3. Материалы - клей, бумага, краски, карандаши, ластики, нитки, альбомы для рисования, пластилин, стеки, доски для лепки, коврики, стаканчики – непроливайки, кисти, салфетки.
4. Оборудование и инструменты: ножницы, линейки, карандаши.
9. Список литературы.
1. Андреева, А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг / А. Андреева. - М. : Паритет, 2014.
2. Вилер, У. Декоративные цветы по работам М. П. Вернейя / У. Вилер. - М. : Магма, 2014.
3. Гизе, М. Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII-начала XX века / М. Э. Гизе. - Л. : Ленинградский Университет, 2017.
4. Дулькина, Т. И. Керамика гжели / Т. И. Дулькина. - М. : Художник РСФСР, 2017.
5. Можаева, Е. М. Русские игрушечные кони / Е. М. Можаева. - М. : Советская Россия, 2018..
10. Рождественская, С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С. Б. Рождественская. - М. : Наука,2014.
11. Романенко, А. Музей прикладного искусства и быта XVII века. 22 открытки / А. Романенко. - М. : Изобразительное искусство, 2018.
12. Соловьев, В. Я. Игрушка народов СССР / В. Я. Соловьев, Н. И. Лукьянчук. - М. : Загорск, 2017.
13. Якимчук, Н. А. Искусство Гжели / Painted pottery from Gzhel / Н. А. Якимчук. - М. : Советская Россия, 2015.
14. Фокина Л. В. Орнамент. -Ростов н/ Д: Феникс, 2007
15. Алексахин Н. Н. : Художественные промыслы России. -М. :Народное образование, 2005.
16. Сост. Осадчук: Праздник оригами. -Киев:Центр оригами Украины, 2004.
https://tratatuk.ru/applikatsii/applikatsii-dlya-detej.html
https://www.liveinternet.ru/users/5031314/post452114700/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/10/narodnye-promysly
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/48791-konspekt-obrazovatelnoj-dejatelnosti-po-lepke
https://www.maam.ru/detskijsad/narodnye-promysly-rosi.html
Литература для детей:
Берлина М. А. «Игрушечки» - М. : «Культура и традиции», 2015
Журналы «Я дизайнер».
Пластилиновая лаборатория Чевостика.
Приложение 1
Вопросы для входящей диагностики учащихся.
Выберете один правильный ответ.
Сколько цветов в радуге?
А) 7
Б) 5
В) 6
2. Как называется предмет, с помощью которого на пластилине можно наносить узор?
А) Карандаш
Б) Палочка
В) Стек
3. Какими красками можно рисовать?
А) Гуашь
Б) Акварель
В) И теми, и другими
4. Присутствует ли в радуге синий цвет?
А) Да
Б) нет
5. Сколько основных цветов, из которых можно получить все остальные?
А) Два
Б) Три
В) Пять
Приложение 2
Протокол входящей диагностики учащихся
Образовательное объединение «Введение в ДПИ» Педагог Садыкова Ю. А.
Группа №___ Дата проведения___
Форма проведения – тестирование (Максимальное количество баллов – 10. Правильный ответ- 2 балла, неправильный ответ - 0 баллов)
Уровень ЗУН = кол-во баллов (тестирование) Х 100%
10
№
п/п
ФИ учащегося Общее количество баллов
%
Уровень ЗУН Результат
освоения программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Педагог ___ /___ ___
ФИО подпись дата
Приложение 3.
Вопросы для аттестации
по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Введение в ДПИ».
Выберете один или несколько из предложенных ответов на вопрос, которые являются правильными.
Присутствует ли в радуге коричневый цвет?
А) Да
Б) Нет
2. Сколько всего цветов в радуге?
А) 3
Б) 5
В) 7
3. Как называется вид декоративно-прикладного искусства, в котором роспись на предметах осуществляется в бело-голубых тонах?
А) Хохлома
Б) Гжель
В) Дымка
4. Как называется декоративно – прикладное искусство складывания бумаги в различные фигурки, зародившееся в Японии?
А) Аппликация
Б) Оригами
В) Лепка
5. Как называется искусство изготовления плоских ил объемных композиций из скрученных в спиральки из узких и длинных полосок бумаги?
А) Аппликация
Б) Оригами
В) Квиллинг
6. Инструмент для создания узоров на пластилине?
А) Стек
Б) Краски
В) Альбом
7. Какой цвет получится, если смешать желтую краску с синей?
А) Голубой
Б) Зеленый
В) Красный
8. Можно ли лепить из теста?
А) Да
Б) Нет
9. Как называется старинный народный промысел, зародившийся в селе Хохлома?
А) Жостовская роспись
Б) Хохломская роспись
В) Гжель
10. Чем можно рисовать?
А) Штамп
Б) Краски
В) Мел
Приложение 4
Протокол аттестации учащихся
по итогам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Образовательное объединение «Введение в ДПИ» Педагог Садыкова Ю. А.
Группа №___ Дата проведения___
Форма проведения – тестирование (Максимальное количество баллов – 20. Правильный ответ- 2 балла, неправильный ответ - 0 баллов)
Уровень ЗУН = кол-во баллов (тестирование) Х 100%
10
№
п/п
ФИ учащегося Общее количество баллов
%
Уровень ЗУН Результат
освоения программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Педагог ___ /___ ___
ФИО подпись дата