Наталья Игумнова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов»
▼ Скачать
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов»
естественно - научной направленности
на 2021 – 2022 учебный год
[/b]
Целевая аудитория: 6 - 7лет
Срок реализации: 9 мес.
Автор: педагог
дополнительного
образования Игумнова Н. А.
Саратов 2021
Содержание
I. Основные характеристики дополнительной общеразвивающей программы 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи 4
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Удивительный мир экспериментов“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
1.3. Планируемые результаты 5
II. Содержание программы 6
2.1. Учебный план 6
2.2. Учебно – тематический план 8
III. Организационно – педагогические условия. 15
3.1. Используемые педагогические технологии, формы, методы обучения 15
3.2. Материально-техническое обеспечение программы 15
3.3. Кадровое обеспечение 15
3.4. Оценочные материалы 15-16
3.5. Методическое и информационное обеспечение программы 17
IV. Список литературы 17
4.1. Литература для педагога 17
4.2. Информационно методические и дидактические материалы для обучающихся 17
4.3. Информационно методические и дидактич. материалы для родителей 17
4.4. Интернет – ресурсы 17
Приложение. Аннотация программы 18
I.Основные характеристики дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов» (далее — программа) естественно - научной направленности для обучающихся 6 - 7 лет МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с внесенными изменениями);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 9 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями);
СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
приказ № 1446 Министерства образования Саратовской области от 05.07.2019 (приложение - экспертный лист);
письмо Минобрнауки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 "О направленности информации";
положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова (приказ № 131, от 29.05.2020);
уставом МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова.
Программа составлена в соответствии с методическим пособием Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
- Актуальность темы. На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании развиваются интегративные качества ребенка.
Новизна программы. Детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции - анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Педагогическая целесообразность программы.
Детское экспериментирование — основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в дошкольном возрасте заключается в том, что в процессе эксперимента :
– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
– идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
– детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Форма обучения: подгруппа.
Срок реализации данной программы – 9месяцев (с сентября по май включительно).
1.2. Цели и задачи
Цель— способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знания из различных областей наук:
* развитие у детей представления о химических свойствах веществ: выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды; испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция;
* развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
* развитие элементарных математических представлений: о мерке — как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины;
* познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов : увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль;
3. Развитие у детей умственных способностей:
* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение
* формирование способов познания путем сенсорного анализа;
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
1.3. Планируемые результаты
Группа результатов Результат
Предметные - представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
Метапредметные - умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Личностные - навыки исследовательской деятельности: самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
- расширять знания об объектах и их свойствах.
Форма подведения итогов: альбом экспериментирования, презентация.
II. Содержание программы
2.1. Учебный план
№
п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1 «Экскурсия в детскую лабораторию» 1 0,3 0,7
2 «Какая бывает вода?» 1 - 1
3 «Вода — растворитель. Очищение воды» 1 0,3 0,7
4 «Сила тяготения» 1 - 1
5 «Упрямые предметы» 1 - 1
6 «Волшебные стеклышки» 1 - 1
7 «Почему предметы движутся?» 1 - 1
8 «Хитрости инерции» 1 - 1
9 «Что такое масса?» 1 - 1
10 «Воздух» 1 - 1
11 «Солнце дарит нам тепло и свет» 1 - 1
12 «Почему дует ветер?» 1 - 1
13 «Почему не тонут корабли?» 1 - 1
14 «Путешествие Капельки» 1 - 1
15 «Чем можно измерять длину?» 1 - 1
16 «Всё обо всём» 1 - 1
17 «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» 1 - 1
18 «Откуда взялись острова?» 1 - 1
19 «Как происходит извержение вулкана?» 1 - 1
20 «Как появляются горы?» 1 - 1
21 «Испытание магнита» 1 - 1
22 «О «дрожалке» и «пищалке»» 1 - 1
23 «Как сделать звук громче?» 1 - 1
24 «Почему поет пластинка?» 1 - 1
25 «Как образуются метеоритные кратеры?» 1 - 1
26 «Почему в космос летают на ракете?» 1 - 1
27 «Секретные записки» 1 - 1
28 «Что такое молния?» 1 - 1
29 «Почему горит фонарик?» 1 - 1
30 «Электрический театр» 1 - 1
31 «Радуга в небе» 1 - 1
32 «Забавные фокусы» 1 - 1
2.2. Учебно – тематический план
№ п/п Тема Программное содержание
1 «Экскурсия в детскую лабораторию»
Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятиями «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, 41 о способе познания мира — эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории. Понятие, термины:
«наука», «гипотеза», эксперимент
Практика: опыты с водой.
2 «Какая бывает вода?»
уточнить представления детей о свойствах воды:
прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной
формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить
умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный
кроссворд. Понятие, термины:
представления о свойствах воды
Практика: опыты с водой.
3 «Вода — растворитель. Очищение воды»
выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Понятие, термины:
фильтрование
Практика: опыты с водой.
4 «Сила тяготения» дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Понятие, термины:
сила тяготения
Практика: схематичное рисование
5 «Упрямые предметы» познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. Понятие, термины:
инерция
Практика: опыты с монетой
6 «Волшебные стеклышки»
познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Понятие, термины: микроскоп, лупа, телескоп, бинокль
Практика: рассматривание под микроскопом, лупой
7 «Почему предметы движутся?»
познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Понятие, термины:
сила, трение
Практика: работа с микроскопом
8 «Хитрости инерции»
познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении — инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных). Понятие, термины:
инерция
Практика: опыты с вареным и сырым яйцами.
9 «Что такое масса?»
выявить свойство предметов — массу; познакомить с прибором для измерения массы — чашечными весами; научить способам их использования. Понятие, термины:
масса, чашечные весы
Практика: работа с чашечными весами.
10 «Воздух» расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Понятие, термины: воздух, воздушный шар
Практика: работа с чашечными весами.
11 «Солнце дарит нам тепло и свет» дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Понятие, термины: световая энергия
Практика: опыты с электрической лампой.
12 «Почему дует ветер?». познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый. Понятие, термины: движение воздушных масс
Практика:изготовление вертушки
13 «Почему не тонут корабли?»
выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Понятие, термины: плавучесть предметов
Практика: опыты с водой и предметами
14 «Путешествие Капельки» познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Понятие, термины: круговорот воды в природе
Практика: опыты с водой
15 «Чем можно измерять длину?» расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). Понятие, термины:меры длины, условная мерка, единица измерения
Практика: эксперименты с сантиметровой лентой
16 «Всё обо всём» развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развить аккуратность, взаимопомощь. Понятие, термины:выполнения опытов по схеме
Практика:эксперименты с водой, песком.
17 «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Понятие, термины:айсберг
Практика: опыты с водой и льдом
18 «Откуда взялись острова?» познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. Понятие, термины: остров
Практика: эксперименты с водой и пластилином
19 «Как происходит извержение вулкана?» познакомить детей с природным явлением — вулканом, причиной его извержения. Понятие, термины: вулкан Практика: опыт изготовления «вулкана»
20 «Как появляются горы?» познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. Понятие, термины: горы Практика: эксперимент изготовления «гор»
21 «Испытание магнита» познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. Понятие, термины:магнит, магнетизм, компас
Практика: опыты с компасом.
22 «О «дрожалке» и «пищалке» познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука — дрожание предметов. Понятие, термины: звук, дрожание предметов
Практика:выявить причину возникновения звука — дрожание предметов.
23 «Как сделать звук громче?» обобщить представления детей о физическом явлении — звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Понятие, термины:звуковые волны
Практика:усилить звук с помощью специальных предметов.
24 «Почему поет пластинка?» развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты. Понятие, термины:звук
Практика:изготовление соломинки-флейты.
25 «Как образуются метеоритные кратеры?». смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму. Понятие, термины: Солнечная система, планеты, звезды, метеоритный кратер
Практика: опыт с мукой.
26 «Почему в космос летают на ракете?» уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Понятие, термины: реактивный двигатель Практика: опыт с воздушным шариком.
27 «Секретные записки» выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность. Понятие, термины: невидимые чернила
Практика:опыты с невидимыми чернилами
28 «Что такое молния?» познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. Понятие, термины:«электричество», «электрический ток»
Практика: опыты с воздушными шариками.
29 «Почему горит фонарик?» уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой — хранителем электричества — и способом использования лимона в качестве батарейки. Понятие, термины: электричество вокруг нас Практика: опыт с лимоном.
30 «Электрический театр» выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развить любознательность.
Понятие, термины:наэлектризованные предметы
Практика: опыт с наэлектризованными предметами
31 «Радуга в небе» познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание. Понятие, термины:радужный спектр
Практика:изготовление мыльных пузырей
32 «Забавные фокусы» развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. Понятие, термины: фокус
Практика: фокус с яблоками
33 «Заплесневелый хлеб». Установить, с помощью опытно-экспериментальной деятельности, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. Понятие, термины: плесень Практика: опыт с хлебом
34 «Растения ищут свет» Установить опытным путем как растение ищет свет.
Понятие, термины: свет
Практика: опыт с растениями
35 «Вода– источник жизни» Показать с помощью опытов значение воды в жизни живой природы. Рассказать в ходе экспериментирования о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Понятие, термины: вода Практика: опыты с водой
36 «Вода – растворитель» Опытным путем закрепить свойства воды – вода растворитель, научить элементарным способам очистки воды. Понятие, термины: вода
Практика:опыты с водой
III. Организационно - педагогические условия.
3.1. Используемые формы, методы, приемы, педагогические технологии обучения и воспитания
-Здоровьесберегающая технология (физминутка);
-Игровая технология (познавательная игра);
-Познавательно-исследовательская технология (поисковая активность, исследовательское поведение, исследовательская активность, наблюдения, опыты и эксперименты).
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
-микроскоп,
-лупа,
-песочные часы,
-компас,
-магнит,
-бинокль,
-пластиковые стаканчики,
-пластиковые ложки,
-воронка,
-вата,
-краски.
3.3. Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогами дополнительного образования, имеющие образование по направлению деятельности.
3.4. Оценочные материалы
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: начальный контроль (сентябрь, итоговый контроль (май).
№ Фамилия, имя Выявляют свойства предметов Знают увеличительные приборы Владеют разными способами экспериментирования Делают выводы по итогам экспериментов Средний показатель
Осень Весна Осень Весна Осень Весна Осень Весна Осень Весна
1
2
3
4
5
6
7
Средний показатель
%усвоения программы
Условные обозначения:
1– низкий уровень: обучающийся затрудняется называть свойства предметов, увеличительные приборы не знает, не владеет способами экспериментирования и не делает выводы по итогам;
2– средний уровень: отсутствует целенаправленность, обучающийся справляется с заданием и называет увеличительные приборы с помощью наводящих вопросов педагога;
3– высокий уровень: обучающийся проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, хорошо владеет увеличительными приборами, умеет самостоятельно экспериментировать, делает выводы по итогам экспериментирования.
3.5. Методическое и информационное обеспечение программы
№
п/п Наименование Форма
1 «Волшебные стеклышки»,
«Почему не тонут корабли?» Дидактическая игра, обучающие карточки.
IV. Список литературы
1.1. Список литературы для педагога:
•Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
•О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
•А. И. Иванова «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду»
•Конспекты
4.2. Информационно методические и дидактические материалы для обучающихся
№
п/п Наименование Форма
1 Памятка «Правила поведения при опытах и экспериментах» Таблица
4.3. Список литературы для родителей
1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.
2. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.
3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.
4.4. Интернет-ресурсы
1. Эксперименты для детей 5-7 лет – Школа Семи Гномов. www.shkola7gnomov.ru
2. Интересные химические опыты для детей в домашних условиях. (www.mchildren.ru)
Аннотация программы
Принципы построения дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир экспериментов» взяты с учетом возрастных особенностей.
В результате освоения данной программы дети :
1. Расширяют представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знания из различных областей наук:
* развитие у детей представления о химических свойствах веществ: выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях:магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяниеводы;испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция;
* развитие представлений о свойствахводы, песка, глины, воздуха, камня;
* развитие элементарных математических представлений:о мерке — как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины;
* познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов :увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль;
3. Развитие у детей умственных способностей:
* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение
* формирование способов познания путем сенсорного анализа;
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- опытным путем выявляют и доказывают свойства предметов;
- узнают об увеличительных приборах (лупа, микроскоп, телескоп);
- учатся делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующие развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Удивительный мир экспериментов» относится к познавательному развитию (познавательно – исследовательской деятельности) для детей 6-7 лет. Программа дополнительного образования /кружковой деятельности/ направлена на развитие у дошкольников умственных способностей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формирования умения самостоятельно добывать знания в специально организованной предметно-развивающей среде.