Ольга Платонова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка ….3
2. Учебный план…6
3. Учебно – тематический план…6
4. Методы, используемые для реализации работы кружка…9
5. Материал….10
6. Список использованной литературы…. 11
Пояснительная записка
Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот человек другой национальности, но живет на этой земле, ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край.
Темочки:
Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка, фольклора, национальной литературы и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры.
Воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре и традициям очень важно. Потому что, во-первых, это познавательно, а во-вторых, интересно. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка, но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычным орнаментом. Ребенок сравнивает свою одежду с её одеждой и обязательно у него созревает познавательный интерес.
Интерес к национальной культуре воспитывается не только во время занятий. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам.
В нашем детском саду создан кружок «Лейне» по обучению детей мордовскому языку (эрзя). Главной целью является:
- обучение эрзянскому языку;
- познание национальных традиций;
-изучение культуры мордовского народа.
В нем занимаются не только дети мордовской национальности, но и других национальностей, желающих изучать мордовский язык.
В кружковой работе используется программа А. И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в ДОУ Республики Мордовия», а также программы «Валдоня» и «Мы в Мордовии живем», написанные авторским коллективом МГПИ им. М. Е. Евсевьева.
Содержание образовательного процесса, при обучении мордовскому языку, включает: знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, загадок. Данная программа предназначена для детей 4-7 лет и направлена на пробуждения у ребенка интереса стремления к общению на мордовском языке, в данном случае на эрзянском.
Во время обучения решаются образовательно-воспитательные задачи: - дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа,
- осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее и глубже. Этому способствует игра, создание игровых ситуаций. Общение организуется в играх, игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах в группе, о сказочных героях.
Программа рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю по 10-15 минут в средней группе, по 15-20 минут в старшей группе, 20-25 минут в подготовительной к школе группе. Обучение предлагается проводить в устной форме на занятиях, и в процессе общения с детьми вне занятий (режимных моментах, а также при организации различных утренников, мероприятий. Программа предусматривает проведение занятий с октября по апрель. Для усвоения материала в 1-й год обучения предлагается 12 тем, во 2-ой 11 тем, в 3-й год обучения 12 тем.
Обогащению словаря, развитию связной речи способствуют такие методы и приемы, как: рассматривание предметных и сюжетных картинок и беседа по ним; вводные беседы и рассказы воспитателя на русском языке с применением мордовских слов и выражений, обобщающие беседы. В группе необходимо создать развивающую среду для обучения детей мордовскому языку: оформить группу (уголок) предметами декоративно-прикладного искусства, создать музей народного творчества, оформить альбомы, раскладушки о достопримечательностях республики, о знаменитых людях Мордовии и т. д. Большую помощь оказывает воспитателю пособие Брыжинского А. И. «Лисьмаприне»- для изучения эрзянского языка.
Программа предусматривает развитие двух основных форм устной речи: понимание речи и говорения.
Самыми важными при обучении мордовскому языку являются первые занятия с детьми, когда воспитатель создает эмоциональный настрой у детей, прививает интерес к изучению языка. Работу надо начинать с активного усвоения слов эрзянской речи устной речи в игровых и учебных ситуациях по темам: «Мы знакомимся», «Моя семья», «Игрушки» и т. д.
Знакомство с мордовским языком начинается с разучивания слов-приветствий. Воспитатель здоровается с детьми на русском зыке, потом повторяет на мордовском языке. Для этого можно принести какого-нибудь героя.
При знакомстве детей с мордовскими названиями домашних и диких животных, птиц, организуются различные игровые ситуации и разучиваются игры. Для закрепления названий животных на мордовском языке сначала разучиваются и инсценируются сказки на русском языке, а после этого предлагается инсценировать сказку, называя животных на мордовском языке.
Учебный план занятий кружка «Лейне»
Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год
2 8
Сентябрь - адаптационный период и занятия не проводятся.
Май - занятия не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.
Учебно-тематический план
1-го года обучения
№ Тема занятий Количество часов
1. Мы знакомимся
3
2. Моя семья
3
3. Игрушки
3
4. Овощи и фрукты
3
5. Цвет
3
6. Части тела
3
7. Домашние животные и птицы
2
8. Дикие животные
3
9. Пища и посуда
3
10. Зима
3
11. Весна
3
12. Одежда и обувь
3
Повторение пройденного материала
4
Учебно-тематический план
2-го года обучения
№ Тема занятий Количество часов
1. Детский сад
3
2. Моя группа
3
3. Моя семья
3
4. Овощи и фрукты
4
5. Осень
3
6. В столовой
3
7. Новый год
3
8. Мой день
3
9. Зима. Зимние забавы.
3
10. Магазин
3
11. Счет 1-10
2
12. Повторение
4
Учебно-тематический план
3-го года обучения
№ Тема занятий Количество часов
1. В детском саду (мои игрушки, наша группа)
3
2. Семья. Профессии.
3
3. Одежда (ателье). Изготовление одежды.
3
4. Части тела. Личная гигиена.
4
5. Звери и птицы.
3
6. Овощи и фрукты. Сервировка стола
4
7. Город.
3
8. Дни недели
3
9. Времена года
4
10. Огород
4
11. Весна
4
12. Лето
3
13 Повторение
5
Методы, используемые для реализации работы кружка:
· Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр.
· Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
· Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
загадывание загадок.
· Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
оформление мордовского уголка
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Материал
Вид
Тематика
1. Картины - Времена года
- Моя семья
- Домашние животные
- Дикие животные
- Народный костюм
2. Дидактический материал к играм - Овощи, муляжи овощей
- Фрукты, муляжи фруктов
- маски зверей
3. Технические средства - Магнитофон
-Аудиокассета "Мордовские напевы"
4. Игрушки -Кукла «Мордовочка»
-Сказочные герои
- Игрушки звери
Список использованной литературы
1. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» ; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.
2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учрежденийРесп. Мордовия/ М-во образов. Респ. Мордовия. -Саранск:2001.
3. Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М Авт- сост. Е. Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г
4. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
5. Лисьмаприне :Вишкинетненьтуртов хрестоматия. / Сост. А. И. Брыжинский. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с.
6. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М. 1998г.
7. «Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, Саранск, 1993г.