Юлия Цвет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по кружковой деятельности для обучающихся 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида № 37 «Колобок»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа кружка
«Занимательная сенсорика»
для обучающихся 3-4 лет.
Социально – гуманитарная направленность.
Срок реализации программы : 1 год.
Разработчик:
Цвет Юлия Васильевна,
воспитатель
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по кружковой деятельности для обучающихся 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
г. Архангельск
2023
Содержание программы :
№
п/п Раздел Программы Страница
1 Основные характеристики программы дополнительного образования 3
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1.1 Направленность программы 3
1.1.2 Актуальность программы 3 - 4
1.1.3 Отличительные особенности программы 4
1.1.4 Характеристика детей, обучающихся по программе 4 - 5
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 5- 6
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 - 6
1.3.1 Учебный план 6 – 7
1.3.2 Содержание программы 7 - 10
1.3.3 Календарный учебный график 11
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 11 – 12
2 Организационно – педагогические условия реализации программы дополнительного образования 12
2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 12
2.1.1 Материально-техническое обеспечение 12 - 13
2.1.2 Информационно-образовательные ресурсы 13 – 14
2.1.3 Методическое обеспечение программы 14 – 15
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 15-16
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 15-16
2.4 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
3 Приложение 1,2,3 18-27
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Развивайка» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Конституция Российской Федерации и Конвенция ООН о правах ребёнка;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26);
-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
1.1.1 Направленность дополнительной образовательной программы
Образовательная программа дополнительного образования детей «Развивайка» по содержанию является программой социально - гуманитарной направленности, по форме организации – кружковой, по времени реализации – однолетней.
1.1.2 Актуальность
Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. В начале года я провела диагностику по трем разделам: цвет, форма, величина. Результаты диагностики показали, что дети выполняли элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала).
Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами и чем раньше начинается обучение, тем легче будет в школе.
В начале учебного года методом наблюдения проводится индивидуальная диагностика, по которой можно судить о возможностях каждого ребёнка. На основании диагностических наблюдений составляется перспективный план работы на год и соответственно ему разрабатывается календарное планирование занятий.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
-педагогические принципы реализации программы
- доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
-наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;
- научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы;
- «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребёнок переходит к выполнению более сложных творческих работ.
1.1.4 Характеристика детей, обучающихся по программе
На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.
Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
1.2 Цели и задачи программы
Цель: Формировать представления о сенсорных процессах (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.
Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).
Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, дидактическими играми и пособиями
- развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, мышление
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям, доброжелательное отношение к сверстникам.
-воспитывать умение радоваться своим результатам.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план
Программа кружка «Занимательная сенсорика» рассчитана на 32 занятия в год. В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 15 минут. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-15 человек, малыми группами (4-6 человек) и индивидуально. Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно- ролевая, логическая, проектная и исследовательская деятельность и т. д.
На каждом занятии используются различные формы работы и методы:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, объяснение, совет) ;
• наглядные
• практические
• игровые
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами и оборудованием.
II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия. Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний. Физкультминутка. Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.
III этап. Заключительная часть. Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
1.3.2 Содержание программы
Месяц Сроки проведения Тема Задачи Наглядный материал
ОКТЯБРЬ 1-я неделя «Воздушные шары» Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый». Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
2-я неделя «Подбери флажки к домикам» Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Дидактические картинки, карандаши, бумага.
3-я неделя НОД «Радуга» Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом - голубой. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Письм, картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.
4-я неделя «Найди куклу по цвету» Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироватьсяв семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы. Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги
НОЯБРЬ 1-я неделя «Большой-маленький» Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации. 1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.
2-я неделя «В какую коробку?» Закреплять знания о величине предметов Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
3-я неделя «Из каких фигур состоит машина?».
«Коврик». Учить узнавать и называть геометрические фигуры. Конструкцию машины, составленная из геометрических фигур.
Коврик из геометрических фигур
4-я неделя «Геометрическое лото» Закреплять знание и название геометрических фигур. Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)
ДЕКАБРЬ 1-я неделя «Разложи в коробки» Закреплять знание и название геометрических фигур. Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.
2-я неделя «Помоги шоферу» Познакомить с длиной предметов Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика» разной длины.
3-я неделя «Куклы собираются в гости» Продолжать знакомить с длинной предметов. Кукла, ленты разной длинны.
4-я неделя «Самая длинная, самая короткая». Закреплять знания о величине предметов (длина) Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
ЯНВАРЬ 1-я неделя «Путешествие на лесную полянку» Познакомить с шириной предмета Шнуры для изображения рек.
2-я неделя «Определи на ощупь». Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки. Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).
3-я неделя «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы. Мешочек, стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
4-я неделя «Спрячь грибок за елкой» Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету. дидактические картинки, музыкальный центр, экран.
ФЕВРАЛЬ 1-я неделя «Угости кукол конфеткой» Закреплять знания о величине предметов (высота) Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.
2-я неделя «Самая длинная, самая короткая». Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной. Разноцветные ленты разной длины.
3-я неделя «Дальше-ближе» Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше. Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
4-я неделя «Найди Котенка» Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами. Котенок, вся группа.
МАРТ 1-я неделя «Кисло, сладко…» Упражнять в развитии эталонов вкуса Яблоко, лимон, виноград, банан.
2-я неделя «Узнай на вкус» Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус. Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.
3-я неделя «Что как плавает» Закреплять знания свойств камней.
Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Таз с водой, камни, деревянные палочки.
4-я неделя НОД «Теремок» Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения, обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься. Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.
АПРЕЛЬ 1-я неделя «Научи зайца строить забор» Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда. Заяц, полоски разные по-высоте, одинаковые по цвету.
2-я неделя «Волшебный лес» Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше» Деревья разные по-высоте, толщине.
3-я неделя «Подарки» Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера. Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине.
4-я неделя «В гости к мишке» Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов. Воспитывать желание заниматься Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостик через речку, игрушка мишка.
МАЙ 1-я неделя Опыт «Прозрачность воды». Познакомить со свойствами воды. Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, лимон,одноразовые стаканчики, ложка.
2-я неделя Опыт «Разноцветная вода». Закреплять знания о свойствах воды. Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.
3-я неделя «Теплый – холодный» Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная. Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.
4-я неделя «Спрячь мышку» Программные задачи. Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить идентификацию цвета. Воспитывать усидчивость. Листы бумаги шести цветов (20*15см,посередине белый квадрат (8*8см, на котором нарисована мышка (домик для мышки,квадраты тех же шести цветов – дверцы (10*10см,игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10*8см,белые квадраты на них (5*5см, цветные квадраты (6*6см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.
1.3.3 Календарный учебный график
Дата начала обучения по
программе/
Дата окончания обучения по
программе
Всего учебных
недель
Количество
учебных часов
Режим занятий
06.10.2023г. - 17.05.2024г. 32 8 часов 1 раз в неделю
15 минут
1.4 Планируемые результаты освоения программы
От занятия к занятию в процессе кружка, дети становятся всё более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. А все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению. Постепенное освоение разнородных графических движений позволит правильно сформировать графические навыки, развить зрительно – моторные координации, выработать правильную позу при рисовании и письме, научатся правильно держать в руках карандаш и работать с тетрадью, освоить её пространство и ориентироваться на листе тетради, что в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Кроме того, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Реализация примерной программы обеспечивает полноценное, разностороннее развитие каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей детей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности, обогащает детское развитие, взаимосвязь всех его сторон.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, и времени прохождения материала.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Условия реализации программы
Для реализации ДОП созданы необходимые условия:
1. Для занятий кружка есть необходимые по количеству детей оборудование и инвентарь.
2. Тщательно подобраны традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с песком.
3. Подготовлены необходимые материалы и атрибуты.
2.1.1 Материально-техническое обеспечение
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:
-Дидактические игры:
«Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и
маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.
-Картотеки:
«Геометрические фигуры», «Цвета».
-Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки
большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки
-Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе) : игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов, шнурки, бусинки.
-Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты
различных цветов и их оттенков.
Техническое оснащение занятий.
Для проведения занятий имеется следующее оборудование:
- DVD плейер, музыкальная колонка
2.1.2 Информационно-образовательные ресурсы
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.
3. Интернет ресурсы.
4. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М. :1976, с. 81-82,162-163.
5. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб. : «Паритет», 2002.
7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. – Волгоград:
9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
10. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М. : Просвещение, 2007.
2.1.3 Методическое обеспечение программы
Основными формами реализации дополнительной общеобразовательной программы детей, являются:
• фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка);
• дидактические игры;
• логические игры и задачи;
• занятия путешествия;
• обыгрывание ситуаций;
• проблемные ситуации
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
Наглядные методы включают в себя:
• наглядно – слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);
• наглядно - зрительные (дидактический материал);
• сенсорно - моторные (обследование);
• формы несловесной поддержки - улыбка, подбадривающее пожатие
руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
подмигивание, обнимание за плечи и т. д. ;
• рассматривание иллюстраций, картин, образцов.
Словесные методы:
• объяснение - краткое, четкое, эмоциональное;
• указания - даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально;
• вопросы - четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память
• Пояснения, уточнения;
Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.
Практические методы:
• метод упражнений. Связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала;
• игровой метод занятия носит игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт.
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, помогают тщательно изучить и понять материал, применять самостоятельно.
Групповые игры
Групповые игры направлены на умение действовать сообща, дружно, формировать умение конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими. Групповые формы работы развивают открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
2.2 Формы аттестации
Итогом реализации образовательной программы являются оформление выставочного стенда с работами детей в группе; методические рекомендации для родителей. Способы контроля и критерии оценки: педагогическое наблюдение, устный опрос и собеседование. Контроль занятий и оценивание проходят дважды в год по критериям - низкий, средний, высокий уровень.
2.2 Оценочные материалы
Диагностика результатов обучения по программе проводится 2 раза за период обучения : входная диагностика – в начале первого учебного года, итоговая диагностика - в конце обучения по программе. Диагностика умений проводится по 3-х балльной шкале.
Критерии диагностики:
3 балла Высокий уровень: задание выполнено самостоятельно и правильно. Ребенок выполняет задание до конца сам, знает фигуры,
2 балла Средний уровень: задание выполнено с помощью взрослого. Ребенку часто требуется помощь взрослого, сам ребенок выполняет половину задания. Обладает соответствующими навыками в начальной степени.
1 балл Низкий уровень: задание не выполнено даже при помощи взрослого. Ребенок не различает цвет, форму и другие сенсорные эталоны.
Диагностические показатели освоения курса программы
В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов. В конце года все баллы суммируются. Высокий/(продвинутый) уровень освоения программы – от 8 до 9 баллов. Средний/(базовый) уровень освоения программы – от 4 до 6 баллов. Низкий/(стартовый) уровень освоения программы – от 1 до 3 баллов.
№ ФИО Входная диагностика Итоговая диагности
2.4 Список литературы
1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 2008
2. Игры – занятия с малышами. / А. Н. Фролова, — К., Рад. школа, 2007
3. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001
4. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошко-льников. — Минск: Народная асвета, 2007
5. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.