Штайгер Юлия
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калинка» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная.
Уровень освоения программы. Программа имеет стартовый уровень, что предполагает ее минимальную сложность.
Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Калинка“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 N 56722).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования, и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
- Устав МБ ДОУ «Детский сад № 259».
- Положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МБ ДОУ «Детский сад № 259».
Актуальность программы
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Хореография - это искусство сочинения и построения танца, а сам танец - процесс исполнения. Он является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть личности.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, и, конечно, фольклор. Фольклор – это ценнейшее культурное достояние народа, которое необходимо осваивать, любить, беречь. В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как составляющую художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Решению задач воспитания детей на традициях народной культуры, приобщению детей к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Его изучение способствует знакомству детей с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации.
Также актуальность программы определяется социальным заказом родителей (законных представителей) воспитанников и необходимостью реализации индивидуальных особенностей воспитанников с хореографическими способностями, выраженным интересом к танцевальным движениям. Опрос родителей воспитанников дошкольного возраста МБ ДОУ «Детский сад № 259» показал востребованность знакомства с русской культурой через русский танец, развитие физических, эстетических качеств у детей: 75% хотели бы, чтобы обучение хореографии происходило в детском саду. Из них 30% родителей не имеют возможности водить ребенка в хореографические коллективы дополнительного образования. Возникла необходимость разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является создание условий для эстетического и патриотического воспитания детей дошкольного возраста, формирования у них чувства принадлежности к Родине, уважение к традициям своего народа, толерантное отношение к самобытному танцевальному народному творчеству средствами русского народного танца.
Использование приемов интенсивного развития координации, пластики, чувства ритма способствует правильному формированию танцевального исполнения, благодаря чему ребенок развивается в целесообразном режиме. Это означает, что активная нагрузка на тело компенсируется комплексом упражнений для разминки (партерная гимнастика) и восстанавливающих упражнений. Такие условия позволяют активно развивать у детей координацию между слухом и ритмом, эффективно осваивать танцевальные навыки, получать «мышечную радость», способствуют общему физическому и эмоциональному развитию детей.
Реализация программы осуществляет преемственность дошкольного и дополнительного образования, так как выпускники коллектива «Калинка» продолжают обучение в образцовом самодеятельном коллективе ансамбля народного танца «Ромашка» (МК ДК Орджоникидзевского района, студии гимнастики и танца «Индиго».
Адресат программы. Программа адресована детям 3 – 7 лет. Для обучения принимаются все желающие дети.
Объем и срок освоения программы.
Объем программы 1-3 года обучения – 32 часа, 4-го года обучения – 64 часа. Программа рассчитана на 4 года обучения.
Форма обучения: очная. Основой обучения является очное занятие.
Режим занятий. Занятия проводятся на 1-3 году обучения 1 раз в неделю по 15 минут (первый год обучения, дети 3-4 лет, 20 минут (2-ой год обучения, дети 4-5 лет, 25 минут (3-ий год обучения, дети 5-6 лет). На 4-ом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятий 30 минут (дети 6-7 лет). Занятия проводятся во вторую половину дня по подгруппам.
Цель программы: формирование танцевально-исполнительских навыков детей дошкольного возраста средствами русского народного танца.
Задачи программы:
- учить детей основам русского народного танца;
- формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;
- развивать творческие способности детей, выразительность исполнения, координацию движений;
- воспитывать навыки коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления;
- создать условия для позитивной социализации воспитанников на основе приобщения к духовно-нравственным и культурным ценностям российского общества.
Задачи программы конкретизированы в соответствии с возрастом воспитанников.
Задачи первого года обучения:
- учить детей элементарным танцевальным движениям, правильной постановке корпуса, рук, ног, головы;
- формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;
- развивать координацию движений (способность к реагированию – быстро и точно начинать движение по определенному сигналу, ориентироваться в зале);
- воспитывать положительные взаимоотношения детей друг с другом, умение взаимодействовать в паре.
Задачи второго года обучения:
- знакомить с основными движениями народного танца: «Гармошка», «Ковырялочка», «Маятник», «Моталочка», «Молоточек»;
- учить детей выполнять положения рук (7 позиций) и позиции ног (5 выворотных, 5 прямых);
- учить детей выполнять рисунок народного танца: «Круг», «Звездочка», «Карусель», «Корзиночка», «Цепочка»;
- развивать выразительность движений в соответствии с музыкой;
- развивать координационные способности (соблюдение равновесия, способности к перестроению движений);
- воспитывать
- воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в совместной деятельности со сверстниками.
Задачи третьего года обучения:
- учить детей выполнять рисунок народного танца поклон («русский поклон», положение рук («кулачки на бочок», «полочка», «матрешка»);
- учить выполнять движения рук «ветерок», «ленточки», выполнять позиции рук в парах: «стрелка», «воротики», «саночки» и позиции ног: 2-я, 3-я;
- продолжать формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями, в музыкально-подвижной игре представлять различные образы;
- развивать координационные способности (выполнение заданий в заданном ритме, способность к управлению времени двигательных реакций);
- воспитывать позитивные взаимоотношения детей в коллективе ровесников.
Задачи четвертого года обучения:
- знакомить с видами шага «шаг на всей ступне (топающий)», «хороводный шаг», «приставной хороводный шаг» (без смены опорной ноги, «высокий шаг», прыжки: на одной ноге - «точка», «лесенка», «заборчик», на двух ногах – «подскок», «веселые ножки» (прыжки с выбрасыванием ног вперед, основные движения народного танца: «Распашонка», «Смоварчик», «Елочка», «Топотушки», «Расческа»;
- продолжать формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, исполнять хореографический этюд в группе;
- развивать координационные способности (умение соединять элементы движений).
- воспитывать командность; лидерство, готовность к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству.
Содержание программы
Учебно-тематический план первого года обучения (II младшая группа)
№ п/п
Наименование разделов и тем Общее кол-во учебных часов Тео-рия
Прак-
тика Форма контроля