Получи документы

Дополнительная образовательная программа по лепке из соленого теста «Тестопластика» (для детей 5–7 лет с ЗПР)

Надежда Морозова
Дополнительная образовательная программа по лепке из соленого теста «Тестопластика» (для детей 5–7 лет с ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы

I. Пояснительная записка

«От пальцев идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

1.1. Цели и задачи программы

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей с ЗПР в процессе обучения искусству тестопластики.

Задачи:

Образовательные

Публикация «Дополнительная образовательная программа по лепке из соленого теста „Тестопластика“ (для детей 5–7 лет с ЗПР)» размещена в разделах

1. Формировать умение использовать различные способы и приёмы лепки из солёного теста.

2. Сформировать основные знания по объемной и плоскостной лепке.

3. Сформировать представление об основах композиции и основах цветоведения.

4. Научить владеть различными материалами и инструментами, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста, соблюдая при этом технику безопасности.

Развивающие

1. Развивать мелкую моторику и кинестетическую чувствительность рук.

2. Развивать речь, обогащать и активизировать словарь.

3. Расширять и закреплять представления об окружающем мире, о предметах и явлениях.

4. Развивать у детей с ЗПР психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, фантазию.

Воспитательные

1. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

2. Воспитывать у детей с ЗПР адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.

1.2. Направленность программы

Программа «Тестопластика» относится к художественно-эстетическому направлению и ориентирована на приобщение детей к древнему виду творчества – тестопластике.

1.3. Актуальность, педагогическая целесообразность

Период дошкольного детства является важным в развитие ребёнка. Но статистика показывает, что с каждым годом становится всё больше детей, которые отстают от своих сверстников в психическом и физическом развитии. По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Исследователи отмечают, что у дошкольников с ЗПР в достаточно большом проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. Наиболее страдают движения, требующие тонких кинестетических дифференцировок при их серийном последовательном произведении, а потому в значительной степени, зависящие и от кинетического компонента.

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе лепке. Формируя и обогащая данный вид деятельности, а также учитывая специфику и коррекционную направленность, можно ослабить или ликвидировать многие психофизические нарушения у детей с ЗПР.

Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях. Во время подготовки к лепке ребёнок с ЗПР получает много знаний о предмете, вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развития и укрепления пальцев. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. А. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Занимаясь лепкой пальчики ребёнка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности.

Данная программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с ЗПР не только мелкой моторики рук и творческих способностей, но и речи, представлений об окружающем мире, психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение).

Лепить можно из глины, пластилина и солёного теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, предпочтение при создании программы было отдано солёному тесту.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

• Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

• Легко отмывается и не оставляет следов.

• Безопасно при попадании в рот.

• Не липнет к рукам при лепке.

• Можно сушить на воздухе.

• Можно лепить из окрашенного тесла и можно расписать уже готовое изделие.

• Если покрыть лаком – сохранится на века.

Новый материал разнообразит продуктивную деятельность и будет способствовать успешному решению коррекционных задач в работе с детьми ЗПР.

Нормативно-правовая база

Дополнительная образовательная программа «Тестопластика» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

«Закон об образовании РФ» № 273 от 29.12.12г.

• Приказ МО и Н РФ от 29.08.13г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

• ФГОС дошкольного образования (приказ №1155 МО и Н РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)

• «Концепция развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014г. № 1726-Р

• СанПиНы 2.4.4.3172-14. от 20.08.14г.

Образовательная программа и другие нормативно-правовые документы ЛГ МАДОУ «ДСКВ №9 «Солнышко».

1.4. Отличительные особенности программы

• Педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым ребёнком, так как группа формируются из детей с разным уровнем интеллектуального развития, имеющих различные уровни базовых знаний и умений.

• Педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент времени.

• Для занятий используются более современные источники информации.

Программа даёт возможность, опираясь на имеющиеся навыки лепки, проявлять детям с ЗПР свои творческие способности в создании как индивидуальных, так и коллективных работ.

Программа нацеливает на активное участие в различных выставках и конкурсах.

Программа включает в себя не только задачи обучения приёмам и способам тестопластики, но и работу по коррекции общего развития детей с ЗПР.

1.5. Краткая характеристика воспитанников

Списочный состав воспитанников:

1. Г. Р.

2. И. А.

3. Л. М.

4. М. М.

5. Н. Ал.

6. Н. Ар.

7. Х С

8. Б Ю

Всего 8 воспитанников - 5 мальчиков и 3 девочки.

Дополнительная образовательная программа «Тестопластика» предназначена для занятий с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития.

Программа разработана и составлена с учетом психологических особенностей детей данного возраста.

В связи с возрастными особенностями и состоянием здоровья воспитанников (5-7 лет с ЗПР) - отсутствие устойчивого внимания, усидчивости, быстрая утомляемость, рекомендуется изготовление простых поделок, не требующих длительных усилий. В процессе обучения идет усложнение изделий и повышение требований к качеству.

Уровень подготовки детей, посещающих занятия различен, поэтому наиболее продуктивным подходом к занятиям является дифференцированный подход, позволяющий каждому ребенку добиваться положительного результата.

1.6. Общая оценка программы

Подбор материала, применение различных методов, форм и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Планируемое содержание дополнительной образовательной программы «Тестопластика» полностью соответствует имеющимся в ОО условиям ее реализации.

II. Методическое обеспечение и условия реализации программы

2.1. Материально-технические условия

Помещение для занятий отвечает санитарно-гигиеническим требованиям - просторное, хорошо освещенное, теплое, проветриваемое. Оно оснащено: детскими регулируемыми модульными столами и стульями, переносными магнитными мольбертами. Для применения во время занятий ИКТ имеется ноутбук, телевизор, магнитофон.

Материалы и инструменты, необходимые для работы: мука, соль, клей, вода, клеенки для столов, влажные салфетки, доски, шаблоны, краски акриловые, гуашь, скалочки, кисточки, ситечко, чесноковыжималка, кондитерский шприц, ножницы, формочки для вырезания теста, фольга, зубочистки, стеки, разнообразный природный и бросовый материал и многое другое - все это понадобится в процессе работы. Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

2.2. Кадровые условия

Программу разработала и реализует воспитатель первой квалификационной категории -Морозова Надежда Васильевна.

2.3. Информационно-методические условия:

• методические разработки занятий;

• учебные и методические пособия;

• технологические карты по изготовлению изделий;

• дидактический наглядно-иллюстративный материал по каждой теме;

образцы готовых изделий;

• электронные образовательные ресурсы : презентации по темам занятий, этапы изготовления поделок, фото готовых изделий;

• диски с записями детских мелодий, классической музыки.

Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который входят книги, журналы, фотографии с образцами изделий, стенды с готовыми изделиями, иллюстрации, позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала. Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о каком-либо образце и способствует более прочному усвоению материала. Они дают точное представлении о размере, форме, объеме изделий. Использование в работе ИКТ позволяет сделать занятие еще более привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи. Занятия должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала.

Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желанию учится выбранному виду творчества, стремлению к успешному выполнению практических заданий.

2.4. Особенности финансирования

Финансирование образовательной услуги осуществляется за счет средств ЛГ МАДОУ ДСКВ №9 «Солнышко», собственных ресурсов руководителя кружка, а также родительской инициативе.

III. Планируемые результаты освоения содержания программы

Дети к концу года должны:

• Знать особенности лепки из солёного теста и применять различные способы и приемы изготовления.

• Уметь выполнять объёмные, плоскостные изделия из соленого теста, а также умело составлять несложные композиции.

• Раскрашивать высохшие изделия, логично, самостоятельно подбирая цветовое решение, не оставляя не прокрашенных мест.

• Владеть различными инструментами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста, соблюдая при этом технику безопасности.

• Творчески подходить к созданию каждого изделия, максимально используя объём знаний, умений и навыков, полученных на занятиях.

IV. Порядок и содержание промежуточной аттестации

4.1. Формы и методы промежуточной аттестации :

• Ежемесячные отчетные выставки внутри группы.

• Персональные выставки воспитанников.

• Тематические выставки внутри детского сада.

• Участие в творческих конкурсах различного уровня.

• Использование изготовленных работ в сюжетно-ролевых играх.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы детей. Чувство важности своего труда, необходимости самотворчества дает ребенку толчок к самосовершенствованию, формирует потребность в приобретении новых знаний и навыков. Поэтому каждый месяц организовываются выставки работ воспитанников, персональные выставки воспитанников, позволяющие пережить успех в своей работе. Кроме того, выставки создают эстетическую среду в группе, приносят эмоциональное удовлетворение ребятам, которые видят, что их труд нужен, а это в свою очередь побуждает к творчеству.

И как результат работы с соленым тестом – все изделия, созданные руками детей, отлично подходят для различных сюжетно-ролевых игр.

Кружковая работа помогает выявить и раскрыть талантливых детей, и подтянуть отстающих, но имеющих желание работать.

4.2. Порядок проведения оценочных процедур

Диагностика воспитанников проводится два раза в год – в начале (октябрь) и в конце обучения (май).

Стартовый контроль – проводится перед началом обучения, его цель – определение уровня подготовки воспитанников в начале цикла обучения, прогнозирование возможности успешного обучения.

Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, чтобы выявить уровень полученных знаний, умений и навыков, приобретенных в течение учебного года.

4.3. Порядок обобщения и представления результатов оценки

Уровни полученных знаний, умений и навыков определяются по разработанным критериям.

Критерии умений и навыков

Вид работы

Низкий уровень

(1-3 балла)

Средний уровень

(4-7 баллов)

Высокий уровень

(8-10 баллов)

1. Умение пользоваться инструментами. Не знает и путает инструменты, не умеет пользоваться стеком. Знает предназначение, неуверенно держит в руках стек. Ребенок уверенно применяет инструменты в работе.

2. Основы цветоведения. Не знает основные и дополнительные цвета. Знает основные цвета, но не знает, как получить дополнительные. Хорошо знает и применяет при раскрашивании поделок.

3. Основные формы лепки. Не знает, не может без помощи педагога скатать основные формы. Умеет изготавливать основные формы, но не качественно. Самостоятельно скатывает шар, конус, цилиндр и другие формы.

4. Основные способы лепки. Не знает способы лепки. Знает способы лепки, но не умеет определять какой способ используется при изготовлении поделки. Знает способы, умеет определять способ изготовления поделки.

5. Основы композиции. Не знает правила композиции. Имеет теоретические знания, но не может применить на практике. Грамотно составляет несложную композицию.

V. Учебно-тематический план

5.1. Основные разделы содержания

Месяц Основные разделы

Октябрь 1. «Весёлая улитка» (диагностика)

2. «Ласковое солнышко» (диагностика)

Ноябрь 1. «Ветка рябины»

2. «Печенье для кукольного уголка»

Декабрь 1. «Украшение на ёлку»

2. «Подсвечник»

Январь 1. «Зимний пейзаж»

Февраль 1. «Подарок папе - фоторамка»

2. «Стаканчик для карандашей»

Март 1. «Подарок маме - мимоза»

2. «Игольница»

Апрель 1. «Веточки вербы»

2. «Подснежник»

Май 1. «Бабочки» (диагностика)

2. «Мой портрет» (диагностика)

5.3. Количество часов, отводимых на освоение содержания

Месяц

Тема Количество часов

Теория

(Лепка/

Раскрашивание,

оформление)

Практика

(Лепка/

Раскрашивание,

оформление) Всего

Октябрь 1. «Весёлая улитка» (диагностика) 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

2. «Ласковое солнышко» (диагностика) 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

Ноябрь 3. «Ветка рябины» 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

4. «Печенье для кукольного уголка» 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

Декабрь 3. «Украшение на ёлку» 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

4. «Подсвечник» 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

Январь 2. «Зимний пейзаж» 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

Февраль 3. «Подарок папе - фоторамка» 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

4. «Стаканчик для карандашей» 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

Март 3. «Подарок маме - мимоза» 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

4. «Игольница» 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

Апрель 3. «Веточки вербы» 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

4. «Подснежник» 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

Май 3. «Бабочки» (диагностика) 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

4. «Мой портрет» (диагностика) 0,5+0,5=1 0,5+0,5=1 2

Итого 15 15 30

5.4. Основной вид деятельности в рамках освоения каждого раздела

Основным видом деятельности при реализации программы является непосредственно образовательная деятельность, которая состоит из этапов:

• организационный;

• подготовительный;

• основной;

• итоговый;

• рефлексивный.

НОД строится таким образом, что сначала дается словесный материал по данной теме (стихи, сказки, рассказы и др., который ложиться затем в основу изображаемого предмета или сюжета. Благодаря правильно подобранному художественному слову, музыке, наглядному материалу и т. п., создается настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.

НОД проводится в форме совместной игровой, продуктивной деятельности, экспериментирования с материалами и веществами.

Каждое занятие является интегрированным (используются разные виды детской деятельности, чередование умственной и физической нагрузки исключает переутомление детей, используются различные приёмы активизации и поддержания интереса к деятельности.

Структура занятия:

• Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

• Рассматривание и обследование предметов и явлений окружающего мира.

• Объяснение, показ приемов лепки.

Лепка детьми.

• Физкультурная пауза.

• Доработка изделия из дополнительного материала.

• Рассматривание и обыгрывание готовых работ.

Методические рекомендации:

При организации НОД необходимо помнить следующие правила:

• Не мешать ребенку творить.

• Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

• Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

• Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.

• Поддерживать инициативу детей.

• Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Психолого-педагогические требования к проведению совместных занятий:

«Ритуальность» (наличие обязательных действий, которые начинают и заканчивают занятие на протяжении всего года).

• Максимальная эмоциональная включенность.

• Искренность и открытость в выражении чувств и эмоций.

• Активность в осуществлении эмоционального контакта взрослого и ребёнка.

• Обеспечение атмосферы доверия, партнёрства, сотрудничества, взаимопомощи.

VI. Календарный учебный график

Длительность одного занятия – 25-30 минут.

Занятие по одному разделу проводится в течение двух недель: на первом занятии изделие лепиться, на втором – раскрашивается, украшается и эстетически оформляется.

Режим работы

День недели Время в режиме дня

Вторник 18.00-18.30

Начало работы

кружка Окончание работы

кружка Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год Количество

образоват. недель Количество образоват. дней

01.10.2017г. 31.05.2017г. 1 4 30 30 30

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по формированию ЗОЖ для учащихся 12–18 лет «Путь к здоровью» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Путь к здоровью» - коррекционная программа дополнительного образования по формированию здорового образа.

Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей 5–6 лет Дополнительная образовательная программа Нетрадиционные техники рисование (пластилинография) художественно – эстетической направленности.

Дополнительная образовательная программа «Мир добра» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов.

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности «Мой любимый коми край» для детей 5–6 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ КОМИ КРАЙ» Возраст обучающихся –5-6.

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Архимед» для детей 6–7 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Целью программы является развитие одаренности, креативности и «дивергентного» мышления (оперирование неожиданными.

Конспект НОД по лепке из соленого теста «Весенний ковер» для детей старшего возраста Конспект НОД по парциальной программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки» Тема: Лепка декоративная из соленого теста «Весенний ковер» (плетение.

Конспект занятия по лепке из соленого теста с детьми 5–7 лет «Подковка на счастье»Конспект занятия по лепке из соленого теста с детьми 5–7 лет «Подковка на счастье» Цель: учить лепить из цветного соленого теста, раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение, из отдельных частей,.

Конспект НОД по лепке из соленого теста «Брелок» в подарок папе на 23 февраля в разновозрастной группе 4–7 лет Цель: развитие у детей приемов лепки:катать колбаску, далее из колбаски формировать букву на шаблоне из картона. Задачи: 1. Развивать.

НОД по лепке из соленого теста «Брелок» в подарок папе на 23 февраля в разновозрастной группе 4–7 летНОД по лепке из соленого теста «Брелок» в подарок папе на 23 февраля в разновозрастной группе 4–7 лет Цель: развитие у детей приемов лепки:катать колбаску, далее из колбаски формировать букву на шаблоне из картона. Задачи: 1. Развивать мелкую.

Программа кружковой работы по тестопластике в старшей разновозрастной группе 5–7 лет «Азбука соленого теста» Комочек соленого теста – Лепить из него интересно! Комочек из теста мягкий, На ощупь приятный и гладкий. Лежит у меня на ладошке, Слепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа по лепке из соленого теста «Тестопластика» (для детей 5–7 лет с ЗПР)
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 19:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа по лепке из соленого теста «Тестопластика» (для детей 5–7 лет с ЗПР)» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Морозова (УИ 316495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД