МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Архимед» для детей 6–7 лет

Мария Коротина
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Архимед» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Целью программы является развитие одаренности, креативности и «дивергентного» мышления (оперирование неожиданными свойствами предметов) у старших дошкольников.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

- Развитие таких качеств как оригинальность, гибкость мышления, сверхчувствительность к обнаружению и решению проблем

- Формирование и развитие творческого воображения

Публикация «Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности „Архимед“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

- Овладение техникой релаксации

- Развитие психических процессов, входящих в занятия по развитию одаренности, креативности и «дивергентного» мышления (оперирование неожиданными свойствами предметов) у старших дошкольников:

- Конвергентное мышление (логическое, последовательное). Данный вид мышление проявляется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логическими выведен из самих условий. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решения достигаются путем использования определенных правил. Выполнение таких заданий должно привести детей к овладению умениями анализировать, систематизировать, классифицировать и т. д.

- Дивергентное мышление (отступающее от логики). Данный вид мышления наиболее тесно связан с воображением и служит источником порождения большого количества оригинальных и разнообразных идей. В ходе выполнения задач данного типа у детей развиваются такие качества как оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, легкость ассоциирования.

- Воображение. Психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. Задания направлены на формирование и развитие творческого воображения. Выполнение заданий призвано содействовать активизации способностей к генерированию идей, эмпатии, свертыванию мыслительных операций, умению менять точку зрения.

- Восприятие. Это не пассивное копирование мгновенного воздействия, а творческий процесс. Задания ориентированы на формирование и стимулирование разных видов восприятия.

- Память. Способность запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить ранее усвоенные умения, навыки. При этом использование прошлого и собственного опыта в творческой деятельности – одна из важных задач интеллектуального развития. Задания способствуют укреплению произвольной и непроизвольной памяти, а так же различных ее видах и форм.

- Внимание. Характеризуется сосредоточенностью субъекта в данный момент, на каком – либо реальном или идеальном объекте. Задания блока предусматривают внимания и направлены на совершенствования всех характеристик: избирательности, объема, устойчивости, возможности распределения, переключаемости.

Структура занятий: Вводная часть – упражнения на развитие навыков взаимодействия со сверстниками, игра - приветствие. Основная часть – совокупность игр и упражнений, направленных на решение задач данного занятия. Заключительная часть – включает в себя упражнения на релаксацию, а также рефлексию, оценку занятия.

Материально – техническое обеспечение:

В помещении должны быть столы для работы, а также достаточно места для проведения подвижных и релаксационных игр и упражнений. Большинство занятий не требует специального оборудования.

Материалы, используемые в программе: копии бланков приложений, тетрадь в клеточку с заданием на каждого дошкольника, карточки с изображением ладоней красного, синего и желтого цвета.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись, классная доска, мел, губка, канцелярские принадлежности белые листы бумаги формата А4, мяч, колокольчик.

Методы, используемые в программе наблюдение, беседы, релаксационные игры, развивающие игры и упражнения, рефлексия.

Ограничения и противопоказания на участие в освоении программы: в целях обеспечения безопасности дошкольников к освоению программы не допускаются дети, страдающие психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга). А так же дети, состоящие на учете у невропатолога или имеющие в анамнезе повреждения головного мозга.

Перед реализацией программы педагог - психолог должен получить согласие родителей на участие ребенка на занятиях. За ребенком сохраняется право не участвовать в играх и упражнениях.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 15 занятий, 4 занятия из которых диагностических. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Основные умения и навыки, формируемые в ходе реализации данной программы:

- Умение разрешать проблемно – поисковые ситуации, проявляя при этом самостоятельность и творчество.

- Умение подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил.

- Умение оперировать словами, понимать логику рассуждений

- Умение классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам

- Умение действовать в уме с образами, раскладывая целое на части и соединение целого из частей

- Умение ориентироваться на листе бумаги, в окружающем пространстве

- Умение отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы.

- Умение обобщать, анализировать и соотносить понятия.

Анализ навыков и умений детей подготовительной к школе группы проводится 2 раза в год в форме диагностических занятий.

Эффективность работы программы можно отследить, сравнив результаты данных заданий:

1. «Нарисуй картинку»; «Завершение фигуры»; «Повторяющиеся линии»:

Детям предлагается выполнить фигурный тест Торранса. При оценивании пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «разработанность» и «замыкание») подсчитывается среднее арифметическое баллов полученных после выполнения трех заданий Полученный результат: меньше 30 — очень плохо; 30—34 — ниже нормы; 35—39 — несколько ниже нормы; 40—60 — норма; 61—65 — несколько выше нормы; 66—70 — выше нормы; больше 70 — превосходно.

2.«Заплатка для коврика»:

Детям необходимо выбрать из предложенных на выбор фрагментов подходящую «заплатку» для каждого «коврика» и обвести ее кружком. Полученный результат: ниже нормы – меньше 30 баллов, норма – 30-40 баллов, выше нормы – больше 40 баллов.

3.«Ломаные линии»:

Дети необходимо нарисовать с выделенной точки ломаной линией предложенные фигуры. Время выполнения задания – 4 минуты. Оценивается каждая правильно срисованная фигура. За выполнение задания 1 балл. Максимальное количество – 4 балла.

4.«Найди пару»:

Детям необходимо к каждой фигуре из первого ряда подобрать вторую часть из второго ряда таким образом, чтобы получился прямоугольник. Время выполнения задания – 4 минуты. Оценивается каждая правильно найденная фигура. За выполнение задания 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов.

5.«Что лишнее?»:

Детям необходимо найти лишнее и объяснить свой выбор. Если ребенок показал лишний предмет и объяснил свой выбор – 2 балла, если показал и не объяснил – 1 балл. Максимальный результат - 4 балла.

Итогом работы программы социально – педагогической направленности «Архимед» является качество подготовки детей подготовительной к школе группы к школьному обучению, соревнование и участие детей в конкурсах различного уровня.

ЗАНЯТИЕ 1 (в рамках учебной программы социально – педагогической направленности «Архимед» для детей 6 – 7 лет):

Цель: Развитие наглядно-образного мышления, произвольного контроля поведения, концентрации и устойчивости внимания.

Игра – приветствие «Знакомство». Участники сидят в кругу и предают друг другу «волшебную палочку», тот, у кого палочка называет свое имя.

Упражнение «Узнай по контуру». Детям раздаются карточки с наложенными друг на друга изображениями предметов. Им нужно перечислить все изображенные предметы.

Упражнение «Разложи по ящичкам». Детям необходимо аккуратно разложить по ящичкам буквы А, М и К, но так, чтобы в каждой строчке и столбце буквы не повторялись.

Игра «Почта»:

Перекличка водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта.

- Откуда?

- Из города…

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают, шепчут и т. д. играющие делают то, что сказал водящий.

Упражнение «Дорисуй узор». Детям предлагается дорисовать их несколько узоров.

Релаксационная игра «Порхание бабочки». Дети ложатся на коврик на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты. Педагог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

Итог занятия. Дети обмениваются впечатлениями от занятия. Педагог хвалит и отмечает успехи каждого ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Береславская Л. Я. Интеллектуальная мастерская. Москва, 2006.

2. Григорьева Л. Р. Интеллектуально – развивающие занятия со старшими дошкольниками. Волгоград, 2009.

3. Ильина М. И., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе? Дельта, 1997.

4. Корсак Г. С., Махотина Е. В. Развивающие игры. Обнинск 1996.

5. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет. Санкт-Петербург, 2011.

6. Монина Г. Б., Рузина М. С. Ох уж эти одаренные дети! Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. Санкт-Петербург, 2010.

7. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. Москва, 1999.

8. Синицына Е. Умные слова. Москва, 1997.

9. Фесюкова Л. Б. Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет. Харьков, 2008.

10. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества. Москва, 2006.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста в подготовительной группе Сентябрь 1-2. Тема: «Пчелка Майя на ромашке» (из киндера) Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Учить использовать знания и представления.

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста (средняя группа) Пояснительная записка Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном.

«В мире мягкой фантазии» Дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «В мире мягкой фантазии» разработана с учетом требований к содержанию и оформлению.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по вышивке «Вышивка крестиком» для несовершеннолетних 6–10 лет Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по вышивке «Вышивка крестиком» Разработчик: воспитатель приемного.

Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей 5–6 лет Дополнительная образовательная программа Нетрадиционные техники рисование (пластилинография) художественно – эстетической направленности.

Дополнительная образовательная программа для детей 6–7 лет «Природа и здоровье» Дополнительная общеразвивающая программа «Природа и здоровье» Выполнила: Гончарова О. А. Новокузнецк Содержание Пояснительная.

Дополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 летДополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить.

Дополнительная общеобразовательная программа Чистореченька для детей 4–5 лет Содержание разделов программы № п/п Наименование разделов (или тем) Программное содержание Форма контроля «Осень» 1 Сентябрь «Осень. Признаки.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности и платной образовательной услуге Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Непоседы» города Муравленко Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеразвивающая программа «В стране добрых дел» Возраст детей 4–5 лет (социально-коммуникативное развитие) Дополнительная общеразвивающая программа «В стране добрых дел»Возраст детей 4-5 лет (социально-коммуникативное развитие) Срок реализации.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Архимед» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 17 июля 2017 в 10:21
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Архимед» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Мария Коротина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД