Наталья Ткач
Дополнительная образовательная программа по формированию ЗОЖ для учащихся 12–18 лет «Путь к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Путь к здоровью» - коррекционная программа дополнительного образования по формированию здорового образа жизни у воспитанников «Центра реабилитации», как важной составляющей экологического воспитания.
Публикация «Дополнительная образовательная программа по формированию ЗОЖ для учащихся 12–18 лет „Путь к здоровью“» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ситуация в обществе всё больше беспокоит педагогов, медиков. Подрастающее поколение – это наше будущее, которое на сегодняшний день находится в печальном положении, положении нездоровья, отсутствия здорового образа жизни. Это понимают ученые и пытаются общими усилиями решить эту проблему и создать благоприятные условия для развития наших детей.
Внеурочная деятельность воспитанников «Центра реабилитации» - очень объёмная и важная часть воспитательно-образовательного процесса для формирования основ здорового образа жизни, как важной составляющей экологического воспитания. Программа «Путь к здоровью» предусматривает ознакомление с основами экологических знаний и природоохранной деятельностью человека, а также даёт необходимый минимум знаний по формированию, сохранению и укреплению здоровья. Программа создана для дополнительного образования воспитанников 12 – 18 летнего возраста и рассчитана на детей, которые уже имеют определённые знания по формированию ЗОЖ, ОБЖ, экологии. Содержание программы отвечает общим дидактическим принципам: научности, доступности, систематичности, последовательности, связи с жизнью; учитывает экологические особенности России. В календарно-тематическом планировании предусмотрено выполнение практической части программы. Приобщение воспитанников к наблюдению, экспериментированию, участие в проектной деятельности создаёт основу для навыков исследования,умению вести себя в природе и является необходимым условием для воспитания этических, эстетических и патриотических качеств личности.
Содержание соответствует возрастным потребностям и возможностям детей подросткового возраста.
Цель:
Формирование представлений о целостной картине мира; воспитание экологической культуры личности каждого воспитанника; формирование умений соотносить экологические знания с жизненным опытом; накопление морально-этических представлений, общекультурных представлений и эрудиции;расширение и углубление знаний о собственном здоровье; ознакомление с закономерностями формирования, сохранения, укрепления здоровья человека;
развитие толерантности, навыков общения.
Задачи программы :
• создание благоприятных условий для самореализации воспитанников;
• содействовать формированию экологической культуры;
• воспитывать умение противостоять употреблению наркотиков, алкоголя и другим негативным проявлениям;
• воспитание культуры здоровья.
Образовательный процесс в «Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции» организуется в соответствии с годовым календарным учебным графиком, утверждённым директором Центра на учебный год и расписанием занятий.
Режим занятий: 2 занятия в неделю, 72 занятия в год.
Продолжительность 1 занятия: 30 – 40 минут.
Формы и методы организации занятий.
= ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
(информация из области экологии и формирования ЗОЖ, работа с различными источниками информации, беседы, дискуссии, просмотр видеофильмов, роликов, презентаций и т. д.)
= ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
(проведение игровых заданий, викторин, разгадывание кроссвордов, шарад; проведение выставок рисунков, фотографий, плаката, участие в проектной деятельности, экскурсии, наблюдения, анкетирование, индивидуальная и групповая работа)
= ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕНТРА
(репетиции и подготовка к тематическим мероприятиям Центра, участие в них и проведение)
Учебно-тематический план
№ Название раздела Количество занятий
Теоретические
Практические
Всего
Вступление 1
1 2
1. Блок «Экомир» 24
17 41
1.1. «Взаимосвязь в
природе» 3 2 5
1.2. «Факторы
неживой природы» 5 4 9
1.3. «Мир живой
природы» 5 6 11
1.4. «Взаимодействие
человека с природой» 4 5 9
1.5.
«Охрана природы» 7 7
2. Блок «Человек и здоровье» 19
10 29
2.1. «Здоровье и его
составляющие» 5 5
2.2. «Биологическая
программа человека»
(старение и долголетие) 2 2
2.3. «Особенности развития
детей и подростков» 7 3 10
2.4.
«Пути формирования,
сохранения и
укрепления здоровья» 5 5
2.5. Итоговые занятия и тематические мероприятия. 7 7
ВСЕГО 44 28 72
Содержание программы
№
Блок, направление деятельности
Количество занятий
Работа в группе В природной среде В социальной среде
Время проведения
Вступительные занятия 1 1 2
1. Блок «Экомир» Сентябрь - декабрь
1.1. «Взаимосвязь в природе» 3 2 5
Значение экологии, понятие природы 1
Взаимосвязь живой и неживой природы 1
Дискуссия по теме: «Последствия научно-технического прогресса. Плюсы и минусы» 1
Экскурсии с целью поиска местных примеров позитивного и негативного влияния общества на окружающую среду 2
1.2. «Факторы неживой природы» 5 4 9
Понятие про организм и природную среду 1
Свет – как фактор неживой природы 1
Понятие о биологических ритмах 1
Значение воды для жизни организмов 1
Температура – важный фактор 1
Экскурсии в парк для ознакомления с сезонными изменениями в природе
4
Сентябрь - май
1.3. «Мир живой природы» 5 4 2 11
Сложность и разнообразие взаимоотношений в природе 1
Хищники и паразиты в царстве растений 2
Хищники и паразиты в животном царстве
2
Наблюдения за представителями растительного и животного мира
4
Экскурсии в краеведческий музей
2
1.4.
«Взаимодействие человека с природой 4
5
9
Место человека в природе 1
Значение природы в жизни человека 1
Изготовление плаката, выставка фотографий на тему: «Природа – наш дом» 2
Практическая работа по благоустройству участка 4 Осень,
весна
Встреча с врачом. Беседа на тему: «Как предотвратить инфекционные заболевания?» 1
1.5. «Охрана природы» 7 7
Земля и её защита 1
Родниковые и минеральные воды 1
Защита воздуха от загрязнения 1
Защита природного и растительного мира 2
Правила поведения в природе 1
Красная книга 1
2. Блок «Человек и здоровье» Январь - май
2.1. «Здоровье и его составляющие»
5 5
Физическое здоровье 1
Психическое здоровье 1
Духовное здоровье 1
Эмоциональное здоровье 1
Социальное здоровье 1
2.2. «Биологическая программа человека» (старение и долголетие) 2 2
2.3. «Особенности развития детей и подростков» 10 10
Общие закономерности развития организма человека 1
Акселерация и ретардация развития детей и подростков 1
Формирование полезных и вредных привычек 2
Табакокурение в жизни подростка 1
Детский алкоголизм 1
Наркотическая зависимость 1
Работа над проектом «Молодёжь выбирает здоровый образ жизни», оформление презентации 3
2.4.
«Пути формирования, сохранения и укрепления здоровья» 5 5
Наследственность, гигиена 1
Режим дня, рациональное питание 1
Физические упражнения, свежий воздух 1
Хорошее настроение, взаимоотношения в коллективе 1
Здоровый образ жизни 1
2.5. Итоговые занятия и тематические мероприятия 5 2 7
Всего 52 11 9 72
Планируемые результаты:
усвоение знаний о типовых представителях растений и животных родного края;
понимание значения наблюдений за живыми и неживыми объектами;
усвоение правил поведения в природе;
формирование заботливого отношения к растениям и животным;
получение представлений о здоровье, его составляющих : физическое здоровье, психическое, эмоциональное, социальное, духовное;
получение представлений о здоровом образе жизни, о вредных привычках, о биологических и психологических аспектах наркотической зависимости среди подростков, о вредном влиянии табакокурения, алкоголя, наркотиков на организм подростка;
знание составляющих компонентов здорового образа жизни;
Литература
1. Акимушкин И. И. Проблемы экологии / И. Акимушкин. – М. : Мол. гв. ,
1985. – 191 с.
2. Анашкина Е. Н. Веселая ботаника / Е. Анашкина. – Ярославль : Академия
развития, 1998. – 192 с.
3. Бровдий В. М. Охрана природы : Пособие для учеников старших классов
Общеобразовательных школ, лицеев, гимназий / В. М. Бровдий, Н. В. Вадзюк, А. Д. Гончар – К. : Генеза, 1997. – 152 с.
4. Тинберген Н. Поведение животных / Н. Тинберген. – М. : Мир, 1978. –
192 с.
5. Мантейфель Б. П. Экология поведения животных / Б. Мантейфель. – М. :
Наука, 1980. – 220 с.
6. Радкевич В. А. Экология / В. Радкевич. – Минск :Высш. шк., 1998. – 159с.
7. Амосов М. М. Размышления о здоровье. - К. : Здоровье, 1989. - 62с.
8. Антипчук Ю. П., Вожик И. Б., Лебедева Н. С. ,Лунина Н. В. Анатомия и физиология ребёнка (с основами школьной гигиены). - К., 1984. - 176с.
9. Билич Г. Л., Назарова Л. В. Основы валеологии. - Спб. ,«Водолей», 1998:-560с.
10. Белов В. И. Психология здоровья. - М. : КСП; Респекс, 1994. - 272с.
11. Дунаевский В. В. ,Стяжкин В. Д. Наркомания. - Л. :Медицина, 1990. - 123с.
12. Копыт Н. Я., Скворцова Е. С. Алкоголь и подростки. -М. : Медицина, 1984. -48с.
13. Быть здоровым : Справ. изд. /П. Г. Отрошенко, В. О. Мовчанюк и др. - К. : Лыбидь, 1991. - 33с.
14. Книга о здоровье/ Под ред. Ю. П. Лисицына. - M. :Медицина, 1988.512с.
15. Куценко П., Новикова Ю. Книга о здоровом образе жизни. - М. : ФиС, 1987. - 138с.
16. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - М. :ФиС, 1990. -207с.
17. Войтенко В. П. Здоровье здоровых. - К. : Здоровье, 1991.- 248с.