Елена Габова
Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности «Мой любимый коми край» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ КОМИ КРАЙ»
Возраст обучающихся –5-6 лет
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.
Составитель:
Габова Елена Александровна
воспитатель
Сыктывкар, 2017
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности „Мой любимый коми край“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально коммуникативной направленности «Мой любимый коми край» разработана в соответствии с:
• Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»,
• Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 «Правила оказания платных образовательных услуг»;
• Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН № 2.4.1. 3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требованию к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468);
• Уставом МАДОУ «Детский сад №4»;
• Положением об образовательной программе по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ.
Программа дополнительного образования является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Цель программы : Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения. Знакомство с культурой и народными промыслами родного края.
Задачи:
-Расширять представления о предметах национального быта; мебели орудия труда, одежде, обуви.
-Формировать представления о Республике Коми; её обширной территории, богатстве и разнообразии природы, своеобразии быта.
-Продолжать расширять знания о труде взрослых, о значении труда взрослых в жизни республики, трудолюбии и профессионализме народных мастеров и о творчестве коми писателей и поэтов.
-Способствовать расширению и углублению знаний о природе родного края
-Побуждать к активному использованию личных знаний в процессе беседы, побуждать доброжелательно вести беседу, использовать вежливые обороты, пополнять словарь детей, обозначающими названия предметов и их признаки, качества, свойства.
Ожидаемые результаты:
Дети могут назвать:
- старинное название города, в котором они живут, другие города республики (3-4 города).
- символику России и республики Коми.
- чем занимаются люди нашей республики (оленеводством, добычей угля, нефти, газа, обработкой древесины).
- животных и растения тундры и тайги (песец, глухарь, тетерев, мох, лишайник, карликовая берёза).
- элементы коми орнамента, различать среди других орнаментов и называть их (5-6 элементов).
- старинные и современные коми игры, рассказывать правила игр, использовать считалки.
Учебно-тематический план
1. «Дом в котором я живу» -4 занятия
2. «Мой край родной»-4 занятия
3. «Народные ремесла»-7 занятий
4. «Сказки народа коми»-4 занятия
5. «Игры и игрушки коми детей»-8 занятий
6. Игра-викторина «Наш Коми край»-1 занятие
Итого 28 занятий в год.
Содержание изучаемого курса
Дом в котором я живу
1. «Путешествие по карте» Цель: Дать представление о Земле, о разных частях света и их климатических условиях. Учить находить на карте нашу республику. Дать представление о климатических условиях республики Коми.
2. «Сыктывкар- столица Республики коми.» Цель: Воспитывать в детях любовь к родному городу и интерес к его достопримечательностям Дать детям знания о том, что город Сыктывкар – главный город, столица Коми.
3. «Богатства земли Коми» Цель: Познакомить детей с богатствами нашей республики. Воспитывать гордость за свою республику. Учить беречь свою родину и ее богатства.
4. «Однажды в старину» Цель: Расширить представление детей об облике старого города. Познакомить со старинным название города – Усть-Сысольск. Познакомить с достопримечательностями старого и нового города.
«Мой край родной»
1. «Дары леса.» Цель: Уточнить знания детей о лесе, о том, что растёт в лесах коми. Учить узнавать и описывать дары леса. Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю, заботу о лесе и его богатствах.
2. «Жители тайги, тундры.» Цель: Систематизировать представления детей о животном мире тундры, тайги.
3. «Заповедники коми края» Цель: Познакомить детей с заповедниками Республики Коми. Учить беречь природу. Вспомнить правила поведения на природе.
4. «Народные промыслы» Цель: Познакомить детей с коми народными промыслами. Способствовать воспитанию интереса к народному творчеству нашего края, гордости и уважения к местным умельцам
«Народные ремесла»
1.«Народный орнамент коми» Цель: Ознакомление детей с элементами коми орнамента. Показать где и для чего он использовался.
2. «Народный костюм коми» Цель: Ознакомление детей с женским и с мужским народным костюмом коми
одеждой оленевода.
3. «Узорное вязание коми» Цель: Закрепить знание элементов коми орнамента «Зубцы», «Рога оленя, «Следы»
4. «Коми сарафан» Цель: Познакомить с женским национальным костюмом,с его назначением и применением в жизни коми женщины. Закрепление название орнамента.
5. «Традиционная деревянная посуда народа Цель :Познакомить с традиционной посудой народа коми. Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям.
6. «Как жили раньше коми» Цель: Знакомство с коми керкой.
Учить понимать и ценить красоту и культуру родного края
Воспитывать любовь к Родине.
Сказки народа коми
1. «Сказки народа коми» (2часа) Цель: Знакомство с коми сказками.
Путешествие в мир коми легенд и предсказаний.
знакомство со словами: коч, руч, ош, ур,коин, шыр
2. «Легенды коми края»(2 часа) Цель: Продолжать знакомить детей со сказочными героями народа коми. Воспитывать положительные чувства к сказочным героям.
Игры и игрушки коми детей
1. «Акань -коми народная кукла» Цель: Знакомство с народной игрушкой. Показать какие были куклы и для чего они предназначались.
2 «Коми музыкальные инструменты» Цель: Познакомить детей с национальными инструментами (как выглядели,как
звучали)Прослушивание народной музыки.
3.«Народные песни,фольклор.» Цель: Познакомить детей с коми народным фольклором. Дать знания об исполнении коми песен (прослушивание аудиозаписей). Воспитывать уважение к коми народному творчеству.
4. «Детские коми песни» Цель: Познакомить с детскими коми песнями. Разучивание песни «Козьо»Развивать музыкальный слух и память.
5. Традиционные коми игры(4 часа) Цель: Познакомить детей с подвижными играми коми
Игра-викторина «Наш Коми край» Цель: Закрепление материала в игровой форме.
Методическое обеспечение занятий
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программе
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя :
1. Формы занятий: практические занятия, интегрированные занятия.
2. Приё мы и методы организации учебно-воспитательного процесса: использование предметности и наглядности, просмотр презентаций и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, продуктивная деятельность, диалог с детьми.
3. Дидактический материал: канцтовары, материалы для ручного труда и детского творчества.
Используемая литература:
1. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы
2. Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей,традициями коми народа. Сыктывкар, 1998.
3. Детям о культуре народа коми(1 и 2 части)
4. «Народное искуство Коми».
5. «Удивительная Республика Коми». Сыктывкар 2016