Екатерина Сидорова
Дополнительная образовательная программа «Мир добра» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Состояние общественной нравственности в современной России – предмет беспокойства философов, социологов, педагогов. Улучшить нравственное состояние общества невозможно без усиления внимания к соответствующему направлению воспитательной работы с детьми, причем начиная с самого раннего возраста.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой цель – воспитание ребенка мыслящим, совестливым, честным, трудолюбивым. Скромным, уважительным, ответственным.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Мир добра“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под эгидой семьи, общества, государства.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 от 27.08.2015, №45.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Основная цель программы :
Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, воспитание готовности следовать им.
Основными задачами данной программы являются :
1. Развитие морального сознания:
• развитие нравственных представлений, суждений, понятий;
• развитие осознанного и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, своей ответственности;
• формирование установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность.
2. Формирование позитивных отношений к другим людям, себе:
• развитие понимания, взаимозависимости и необходимости людей друг от друга;
• развитие самопознания и воспитания у ребёнка уважения к себе;
• развитие у детей уверенности в себе;
• формирование умения откровенно и понятно выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого;
• Развитие социальных мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений с взрослыми и сверстниками.
3. Развитие нравственных чувств:
• чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
• чувств, положительных стимулов (доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание)
4. Формирование навыков и привычек нравственного поведения:
• воспитание этически ценных способов общения;
• формирование умения формулировать суть проблемы конфликта, находить возможные пути разрешения конфликтов.
5. Содействие семье в проблемах нравственного воспитания детей :
• ознакомление родителей с основами педагогики и психологии;
• формирование представлений о формах традиционного семейного уклада;
• поднятие престижа и ценностей семьи.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием..
Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
Направления работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
Методы обучения:
Наглядный
Словесный
Практический
Наглядный метод:
наблюдение;
просмотр сказок;
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий к храму, целевые прогулки.
Словесный метод:
чтение литературы;
разучивание стихотворений;
беседа с элементами диалога;
загадывания загадок;
рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
разбор ситуаций;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод:
организовывать продуктивную деятельность;
проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
сшить кукол к сказкам;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся во вторую половину дня
. - знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Масленица, навстречу Пасхе)
- тематические выставки детского творчества,
- знакомство детей с жизнью защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы
. - экскурсии в храм с родителями,
- экскурсии в природу «Красота Божьего мира»,
- слушание колокольной и духовной музыки на тематической непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с использованием соответствующих записей,
- театральные постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших,
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» : 20 минут – средняя группа (4-5 лет, количество занятий 1 раз в неделю.
Количество занятий:
В неделю 1
В месяц 4
В год 32
Ожидаемые результаты:
• имеют необходимые знания и представления о нравственных правилах и нормах поведения;
• выражают чувства сопереживания и милосердия;
• проявляют интерес, внимание и заботу к ближним и оказывают помощь окружающим.
Диагностическое исследование проводится по критериям:
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, со свертсниками и взрослыми, в природе
2. Понимает соиальную оценку поступков сверстников, литературных героев, оценивает иллюстрации, эмоционально откликается
3. Проявляет интерес к театрализации, выполняет роли и поддерживает ролевые диалоги, отдает предпочтение любимым героям
4. Знаком с элементами народно-прикладного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности
Результаты диагностики фиксируются в диагностической карте.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОКТЯБРЬ
1 Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2 Моя семья. Послушания в семье. О добром отношении детей к своим близким.
3 Праздник «Осенины»
4 Как был сотворен мир. Дни творения
НОЯБРЬ
1 Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы?
2 Удивительное - рядом. Храмы нашего города
3 Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.
4 «Наш дом»
ДЕКАБРЬ
1 Священник. Понятие о церковной службе. Приглашение священника для знакомства.
2 Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.
3 Скоро праздник Рождества Христова.
4 Делаем вертепный театр.
ЯНВАРЬ
1 Рождественское занятие «Свет Вифлеемской звезды»
2 Беседа о честности, любви, доброте.
3 Что такое иконы? Делаем оклад для иконы Пресвятой Богородицы
4 «О чем поют колокола»
ФЕВРАЛЬ
1 «Что такое хорошо?»
2 Открытка «С любовью»
3 Семейное занятие на Масленицу
4 Русские богатыри – защитники Отечества
МАРТ
1 «Что такое дружба?»
2 «Доброта и забота»
3 «Правила поведения в общественных местах»
4 Готовимся к Пасхе. Роспись пасхальных яиц
АПРЕЛЬ
1 «В воскресенье вербное» Вербная композиция
2 «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны»
3 «Христос воскрес! Христос воскрес!» Семейный пасхальный праздник
4 Наступление весны. «Подснежника глянул глазок голубой»
МАЙ
1 «Хочешь есть калачи – не лежи на печи
2 Экскурсия в храм
3 Оформление фотоальбома «Наши праздники».
4 Итоговое занятие
Список литературы
1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. [Текст] / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. - №11. – С. 17-24.
2. Авраменко, О. В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы [Текст] / О. В. Авраменко. - Елец, 2001. - 152 с.
3. Андросова, М. А. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению [Текст] / М. А. Андросова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №3. – С. 13-15.
4. Аничикова, Т. П. Приобщение к истокам русской народной культуры [Текст] / Т. П. Аничикова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. - №4. - С. 55-62.
5. Антонова, Т. В. Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям [Текст] / Т. В. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2005. - №6. – С. 35-40.
6. Аполлонова, К. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре [Текст] / К. А. Аполлонова // Дошкольное воспитание. – М., 2012. – №5-6. – С. 12-18; С 14-20.
7. Бакланова, Т. И. Народная художественная культура / Т. И. Бакланова. – М., 2000. – 329 с.
8. Бережнова, О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения [Текст] // Образование и общество. - №12. - 2012. - С. 9-13.
9. Савченко В. И. Авторизованная “Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников” ,2012, Детство -Пресс