Екатерина Борисовна Егошкина
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности «Моя безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
«МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Возраст детей: 4-7 лет
Срок реализации программы: 3 учебных года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили ещё в пещерах. Жизнь сейчас стала легче, чем в древние времена, но опасностей в ней всё равно много. Это, конечно, не значит, что надо всего на свете бояться, но и смелость не должна быть неосмотрительной. Надо знать, как люди борются с опасностями, чтобы уметь защитить себя. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, человеку надо знать источники опасностей, условия и причины их проявления, а также способы защиты от них. Именно поэтому направленностью данной программы является изучение и внедрение основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности „Моя безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Актуальность программы: Мир, в котором мы живём, полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью и самой жизни. Не проходит и дня, чтобы СМИ не принесли сообщение об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлекшим за собой гибель людей.
А сколько совершается менее масштабных происшествий, связанных с физическим и психическим травмированием людей, в том числе и детей. Приводит к этому элементарное незнание основ безопасности. Дети не умеют в должной степени управлять своим поведением. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека выручают знания, иногда инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами и, главное, знаниями не в полной мере.
Избежать опасности можно обучая детей основам безопасности с раннего возраста, так как именно в дошкольной возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдения – потребностью. Таким образом, актуальность программы «Моя безопасность» не вызывает сомнений.
Новизна программы: заключается в создании целостной системы развития по обучению безопасности жизнедеятельности и интеграции всех образовательных областей дошкольного воспитания. Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий (кинезиологические упражнения, энергетическая гимнастика, дыхательная гимнастика, психологические тренинги, закаливание и др., а также использование мультимедийных средств обучения (видео-аудио материалы, презентации).
Педагогическая целесообразность программы: заключается в том, что она способствует формированию физической, психической и социальной защищённости детей.
Деятельность по программе кружка «Моя безопасность» имеет большое познавательное и воспитательное значение в развитии детей дошкольного возраста.
Цель программы: сформировать элементарные навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с основными понятиями опасных для жизни и здоровья ситуаций и особенностями поведения в них;
- довести до понимания детей, что почти любую опасность можно предвидеть и постараться избежать её;
- научить детей находить выход из создавшейся ситуации, если избежать неприятностей всё же не удалось;
- научить обращаться за помощью.
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность;
- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- способствовать развитию связной речи, слуховому и зрительному вниманию;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Воспитательные:
- создать условия для осознанного отношения детей к необходимости выполнения правил безопасности;
- способствовать воспитанию у детей навыков безопасного поведения;
- воспитывать у детей чувство ответственности, уверенности в своих силах;
- воспитывать аккуратность, взаимопомощь.
Возраст обучающихся: 4-7 лет.
Данная программа, в силу своего особого значения для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует построения следующих принципов:
- принцип полноты – содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения. То дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности;
- принцип систематичности и последовательности – работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы и последовательно;
- принцип возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип интеграции – данную программу следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс;
- принцип преемственности взаимодействия ДОУ и семьи;
Методы обучения:
- метод сравнения – помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию, помогает сравнивать опасные и неопасные ситуации и т. д. ;
- метод моделирования ситуаций – даёт ребёнку возможность применить полученные знания, развивает воображение и мышление, и готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни;
- метод повторения – повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формированию выводов, повышает познавательную активность;
Формы обучения:
- беседы, рассуждения, обсуждения;
- проведения НОД;
- рассматривание плакатов, иллюстраций, макетов;
- экскурсии;
- чтение и обсуждение художественной литературы;
- игротерапия (тренинги, создание игровых обучающих проблемных ситуаций, дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры);
Средства организации обучения:
Используются средства наглядности, аудио-видео материалы, презентации, дидактические материалы, художественная и методическая литература, здоровьесберегающие технологии.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 3 учебных года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ребёнок и природа.
Ядовитые грибы и ягоды. Контакт с животными и насекомыми. Природные явления. Безопасность на воде.
Ребёнок – дома.
Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами (спички, газовая плита, электроприборы, бытовая химия, лекарства, режуще-колющие предмет) в зависимости от возраста. Экстремальные ситуации в быту (умение пользоваться телефоном, позвать на помощь, уметь потушить начинающийся пожар).
Ребёнок – среди людей.
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Ситуации насильственного поведения со стороны взрослого. Если чужой приходит в дом.
Ребёнок и улица.
Если ребёнок потерялся. Безопасность в зимнее время года (гололёд, сосульки, катание с горки, на водоёме).
Ребёнок – участник дорожного движения.
На какие части делится улица. Кто является участником дорожного движения. Где можно и нельзя играть. Правила поведения в транспорте. Светофоры и дорожные знаки. Пешеходные переходы. Спецтранспорт. Дорожные ловушки. О работе регулировщика.
Ребёнок и его здоровье.
Что такое здоровье и как его сохранить. Витамины. Закаливание. Моё тело. Правильное питание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь 1 Беседа о съедобных и несъедобных грибах.
2 Беседа о съедобных и ядовитых ягодах.
3 Беседа о насекомых и правилах поведения с ними.
4 Беседа о том, на какие части делится улица и для чего они предназначены.
Октябрь 1 Беседа об участниках дорожного движения.
2 Беседа о пешеходном светофоре.
3 Беседа о транспортном светофоре.
4 Беседа о видах пешеходного перехода. Знаки: «пешеходный переход наземный», «пешеходный переход подземный», «пешеходный переход надземный».
Ноябрь 1 Беседа о том, как правильно себя вести в транспорте.
2 Беседа о том, как правильно себя вести на остановке общественного транспорта. Знак «Место остановки троллейбуса или автобуса.
3 Беседа о безопасном месте для игр на улице.
4 Беседа о транспорте (общественный, спецтранспорт).
Декабрь 1 Беседа о здоровье (что такое «здоровье», как его сохранить и укрепить).
2 Беседа: «Чистота – залог здоровья».
3 Беседа о полезных и вредных для здоровья продуктах.
4 Беседа: «Домашняя аптечка».
Январь 1 Беседа о правилах поведения на горке, играх в снежки, катании на санках и ледяных дорожках.
2 Беседа о том, почему нельзя есть снег, сосать сосульки.
3 Беседа об электроприборах и электричестве.
4 Беседа: «В страну электроприборов».
Февраль1 Беседа о газовой плите.
2 Беседа «Осторожно, огонь!»
3 Беседа: «Пожар в доме».
4 Беседа о пожарных.
Март 1 Беседа о правилах поведения при пожаре.
2 Беседа о том, как может начаться пожар в лесу.
3 Беседа: «Для чего нужен телефон?» (телефоны экстренных служб)
4 Беседа об опасности на водоёмах весной.
Апрель 1 Беседа о том, что нельзя открывать дверь незнакомцу.
2 Беседа: «Незнакомец на улице»
3 Беседа: «Если ты потерялся».
4 Беседа: «Умей сказать – нет и позвать на помощь».
Май 1 Беседа: «Если чужой приходит в дом».
2 Беседа: «Осторожно, бытовая химия».
3 Беседа о безопасном обращении с животными.
4 Беседа: «Осторожно, гроза!»
ЛИТЕРАТУРА:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2004 г.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. - 3-е изд. М. : Просвещение, 2001
3. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. : ТЦ Сфера, 2003
4. Пола Статмен Безопасность вашего ребёнка: Как воспитать уверенных и осторожных детей – Екатеринбург У – Фактория 2004
5. Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2000 г.
6. Шорыгина Г. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М. : Прометей, Книголюб, 2002 г.
7. К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.