Получи документы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности «Моя безопасность»

Екатерина Борисовна Егошкина
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности «Моя безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

«МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Возраст детей: 4-7 лет

Срок реализации программы: 3 учебных года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили ещё в пещерах. Жизнь сейчас стала легче, чем в древние времена, но опасностей в ней всё равно много. Это, конечно, не значит, что надо всего на свете бояться, но и смелость не должна быть неосмотрительной. Надо знать, как люди борются с опасностями, чтобы уметь защитить себя. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, человеку надо знать источники опасностей, условия и причины их проявления, а также способы защиты от них. Именно поэтому направленностью данной программы является изучение и внедрение основ безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности „Моя безопасность“» размещена в разделах

Актуальность программы: Мир, в котором мы живём, полон опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью и самой жизни. Не проходит и дня, чтобы СМИ не принесли сообщение об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлекшим за собой гибель людей.

А сколько совершается менее масштабных происшествий, связанных с физическим и психическим травмированием людей, в том числе и детей. Приводит к этому элементарное незнание основ безопасности. Дети не умеют в должной степени управлять своим поведением. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека выручают знания, иногда инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами и, главное, знаниями не в полной мере.

Избежать опасности можно обучая детей основам безопасности с раннего возраста, так как именно в дошкольной возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдения – потребностью. Таким образом, актуальность программы «Моя безопасность» не вызывает сомнений.

Новизна программы: заключается в создании целостной системы развития по обучению безопасности жизнедеятельности и интеграции всех образовательных областей дошкольного воспитания. Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий (кинезиологические упражнения, энергетическая гимнастика, дыхательная гимнастика, психологические тренинги, закаливание и др., а также использование мультимедийных средств обучения (видео-аудио материалы, презентации).

Педагогическая целесообразность программы: заключается в том, что она способствует формированию физической, психической и социальной защищённости детей.

Деятельность по программе кружка «Моя безопасность» имеет большое познавательное и воспитательное значение в развитии детей дошкольного возраста.

Цель программы: сформировать элементарные навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с основными понятиями опасных для жизни и здоровья ситуаций и особенностями поведения в них;

- довести до понимания детей, что почти любую опасность можно предвидеть и постараться избежать её;

- научить детей находить выход из создавшейся ситуации, если избежать неприятностей всё же не удалось;

- научить обращаться за помощью.

Развивающие:

- развивать у детей познавательную активность;

- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

- способствовать развитию связной речи, слуховому и зрительному вниманию;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Воспитательные:

- создать условия для осознанного отношения детей к необходимости выполнения правил безопасности;

- способствовать воспитанию у детей навыков безопасного поведения;

- воспитывать у детей чувство ответственности, уверенности в своих силах;

- воспитывать аккуратность, взаимопомощь.

Возраст обучающихся: 4-7 лет.

Данная программа, в силу своего особого значения для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует построения следующих принципов:

- принцип полноты – содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения. То дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности;

- принцип систематичности и последовательности – работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы и последовательно;

- принцип возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип интеграции – данную программу следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс;

- принцип преемственности взаимодействия ДОУ и семьи;

Методы обучения:

- метод сравнения – помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию, помогает сравнивать опасные и неопасные ситуации и т. д. ;

- метод моделирования ситуаций – даёт ребёнку возможность применить полученные знания, развивает воображение и мышление, и готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни;

- метод повторения – повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формированию выводов, повышает познавательную активность;

Формы обучения:

- беседы, рассуждения, обсуждения;

- проведения НОД;

- рассматривание плакатов, иллюстраций, макетов;

- экскурсии;

- чтение и обсуждение художественной литературы;

- игротерапия (тренинги, создание игровых обучающих проблемных ситуаций, дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры);

Средства организации обучения:

Используются средства наглядности, аудио-видео материалы, презентации, дидактические материалы, художественная и методическая литература, здоровьесберегающие технологии.

Режим занятий:

Программа рассчитана на 3 учебных года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Ребёнок и природа.

Ядовитые грибы и ягоды. Контакт с животными и насекомыми. Природные явления. Безопасность на воде.

Ребёнок – дома.

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами (спички, газовая плита, электроприборы, бытовая химия, лекарства, режуще-колющие предмет) в зависимости от возраста. Экстремальные ситуации в быту (умение пользоваться телефоном, позвать на помощь, уметь потушить начинающийся пожар).

Ребёнок – среди людей.

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Ситуации насильственного поведения со стороны взрослого. Если чужой приходит в дом.

Ребёнок и улица.

Если ребёнок потерялся. Безопасность в зимнее время года (гололёд, сосульки, катание с горки, на водоёме).

Ребёнок – участник дорожного движения.

На какие части делится улица. Кто является участником дорожного движения. Где можно и нельзя играть. Правила поведения в транспорте. Светофоры и дорожные знаки. Пешеходные переходы. Спецтранспорт. Дорожные ловушки. О работе регулировщика.

Ребёнок и его здоровье.

Что такое здоровье и как его сохранить. Витамины. Закаливание. Моё тело. Правильное питание.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь 1 Беседа о съедобных и несъедобных грибах.

2 Беседа о съедобных и ядовитых ягодах.

3 Беседа о насекомых и правилах поведения с ними.

4 Беседа о том, на какие части делится улица и для чего они предназначены.

Октябрь 1 Беседа об участниках дорожного движения.

2 Беседа о пешеходном светофоре.

3 Беседа о транспортном светофоре.

4 Беседа о видах пешеходного перехода. Знаки: «пешеходный переход наземный», «пешеходный переход подземный», «пешеходный переход надземный».

Ноябрь 1 Беседа о том, как правильно себя вести в транспорте.

2 Беседа о том, как правильно себя вести на остановке общественного транспорта. Знак «Место остановки троллейбуса или автобуса.

3 Беседа о безопасном месте для игр на улице.

4 Беседа о транспорте (общественный, спецтранспорт).

Декабрь 1 Беседа о здоровье (что такое «здоровье», как его сохранить и укрепить).

2 Беседа: «Чистота – залог здоровья».

3 Беседа о полезных и вредных для здоровья продуктах.

4 Беседа: «Домашняя аптечка».

Январь 1 Беседа о правилах поведения на горке, играх в снежки, катании на санках и ледяных дорожках.

2 Беседа о том, почему нельзя есть снег, сосать сосульки.

3 Беседа об электроприборах и электричестве.

4 Беседа: «В страну электроприборов».

Февраль1 Беседа о газовой плите.

2 Беседа «Осторожно, огонь!»

3 Беседа: «Пожар в доме».

4 Беседа о пожарных.

Март 1 Беседа о правилах поведения при пожаре.

2 Беседа о том, как может начаться пожар в лесу.

3 Беседа: «Для чего нужен телефон?» (телефоны экстренных служб)

4 Беседа об опасности на водоёмах весной.

Апрель 1 Беседа о том, что нельзя открывать дверь незнакомцу.

2 Беседа: «Незнакомец на улице»

3 Беседа: «Если ты потерялся».

4 Беседа: «Умей сказать – нет и позвать на помощь».

Май 1 Беседа: «Если чужой приходит в дом».

2 Беседа: «Осторожно, бытовая химия».

3 Беседа о безопасном обращении с животными.

4 Беседа: «Осторожно, гроза!»

ЛИТЕРАТУРА:

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2004 г.

2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. - 3-е изд. М. : Просвещение, 2001

3. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М. : ТЦ Сфера, 2003

4. Пола Статмен Безопасность вашего ребёнка: Как воспитать уверенных и осторожных детей – Екатеринбург У – Фактория 2004

5. Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2000 г.

6. Шорыгина Г. А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М. : Прометей, Книголюб, 2002 г.

7. К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Фотоотчет о занятии по основам безопасности жизнедеятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»Фотоотчет о занятии по основам безопасности жизнедеятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет к конспекту занятия «Гуси лебеди» Планировать и проводить занятия по основам безопасности.

Занятие в первой младшей группе по основам безопасности жизнедеятельности «В мире опасных предметов» МКДОУ детский сад «Берёзка» ЗАНЯТИЕ в первой младшей группе по основам безопасности жизнедеятельности «В мире опасных предметов».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности «Моя безопасность»
Опубликовано: 11 сентября 2020 в 22:56
+67Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности «Моя безопасность»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Борисовна Егошкина (УИ 2263357) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД