Тарасова Жанна
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Музыкалочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Музыкалочка»
Возраст обучающихся: 2– 3 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Тарасова Жанна Николаевна,
Советск
2021 г.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности „Музыкалочка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
направленность (профиль) программы - дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Музыкалочка» является программой художественно направленности.
новизна программы : дополнительное образование дает детям более обширные возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов.
актуальность программы - обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека.
В настоящее время художественное воспитание в дополнительном образовании, решает социально значимые вопросы детской занятости и организации их досуга, компенсирует «пробелы» общего образования, создает благоприятные условия для развития творческих интересов.
Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию.
отличительные особенности программы - в ней четко выражены положения «Конвенции дошкольного воспитания», ориентированной на гуманизацию педагогического процесса. Она приучает детей к свободе выражения чувств через движение, мимику, пластику, интонацию; учит детей спокойному общению между собой и с взрослыми; способствует устранению многих комплексов; создает эмоционально благоприятный климат в группе; укрепляет физическое и душевное состояние ребенка.
Данная программа главным образом направлена на развитие личности детей посредством музыкальной деятельности.
Работа по программе предусматривает проведение праздников, концертов.
адресат программы - дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 2 - 3 лет;
объем и срок освоения программы - срок освоения программы – 1 года.
На полное освоение программы требуется 36 часов, включая индивидуальные занятия.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество занятий в год – 36. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 15 минут.
Педагогическая целесообразность программы – программа соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; реализует культурно - исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.
Практическая значимость программы;
Рабочая программа учитывает современную социокультурную ситуацию развития ребё нка:
• большая открытость мира и доступность его познания для ребёнка ( больше источников информации: телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек);
• культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур;
• сложности окружающей среды с технологической точки зрения, нарушение устоявшейся традиции передачи знаний и опыта от взрослых детям;
• быстрой изменяемости окружающего мира: понимание ребёнком важности и неважности (второстепенности) информации, усиление роли взрослого в защите ребёнка от негативного воздействия излишних источников информации;
• агрессивности окружающей среды, наличия многочисленных вредных для здоровья детей факторов, возрастание роли инклюзивного образования.
Ключевые понятия
Музыка, ритм, музыкальность.
Цель программы :
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Задачи программы :
1. забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
2. создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными;
3. максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
4. творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
5. вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
6. уважительное отношение к результатам детского творчества;
7. единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Принципы отбора содержания:
1. Принцип комфортности: создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, дает возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
2. Принцип целостного подхода: обогащение детей музыкальными впечатлениями через слушание, игры и пляски, музицирование.
3. Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
4. Оказание поддержки родителям в организации художественно-творческой и музыкальной деятельности детей в домашних условиях (лекции, консультации, совместные мероприятия).
5. Принцип последовательности: усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
6. Принцип культуросообразности и сезонности : соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем.
7. Принцип партнерства: общение с детьми происходит на равных, партнерских отношениях. Группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель- единое целое.
8. Принцип положительной оценки: никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок – все хорошо.
Основные формы и методы работы – объяснение, чтение воспитателя, беседы, обсуждение, словесные, пальчиковые и подвижные игры, артикуляционная и дыхательная гимнастика, драматизация, музыкальные сказки, пение.
Нестандартные (инновационные) формы работы и методы занятий:
- формирование чувства ритма через интерактивные музыкальные игры.
Типы занятий – комбинированные, теоретическое, диагностическое, контрольные, практическое, вводное, итоговое занятие.
Планируемые результаты
• ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действие с игрушками и другими предметами, проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
• владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в быту и игре;
• владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
• у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и прочие).
Механизм оценивания образовательных результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания музыкальных игр. Диагностика проводится на основе полученных результатов в процессе работы.
Достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: творческие показы.
Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения промежуточных и заключительных итогов реализации программы являются выступления детей на занятиях в группе внутри ДОУ.
Учебный план
1год обучения (36 часов)
№
п/п Название раздела, темы Количество часов
Всего Теория Практика Форма
аттестации
1. Музыкально-ритмические движения : «Разминка» -муз. Е Мокшанцевой, 1 0 1 игровое упражнение
2. Пляски: «Игра с погремушками» -муз. А. Лазаренко стр. 89,СД2-3 1 0 1 беседа, игровое упражнение
3. Развитие чувства ритма: «Маршируем дружно» - муз. М. Раухвергера стр. 11 CD1-2 1 0 1 беседа, игровое упражнение
4. Пальчиковые игры: «Это наши пальчики» 1 0 1 игровое упражнение
5. Слушание: «Лошадка» -муз. Е. Тиличеевой стр. 24 CD1-12 1 0 1 беседа, игровое упражнение
6. Подпевание: «Ладушки» -р. н. п. 1 0 1 беседа, игровое упражнение
7. Пляски: «Гуляем-пляшем» -муз.
М. Раухвергера стр. 41 CD1-23 1 0 1 игровое упражнение
8. Музыкально-ритмические движения : «Зайки по лесу бегут» -муз. А. Гречанинова - стр. 57 CD1-34 1 0 1 игровое упражнение
9. Развитие чувства ритма: «Хлопаем в ладошки» -р. н. п. 1 0 1 игровое упражнение
10. Пальчиковые игры: «Колыбельная для пальчиков» -стр163 1 0 1 беседа, игровое упражнение
11. Слушание: «Петрушка» - муз. И. Арсеевой - стр. 64 CD1-340 1 0 1 беседа, игровое упражнение
12. Подпевание: «К деткам елочка пришла» -муз. А. Филиппенко - стр. 72 CD1-45 1 0 1 беседа, игровое упражнение
13. Пляски: «Игра с мишкой возле елки» -муз. А. Филиппенко - стр. 84 CD2-1 1 0 1 беседа, игровое упражнение
14. Музыкально-ритмические движения : «Зайки по лесу бегут» -муз. А. Гречанинова - стр. 57 CD1-34 1 0 1 беседа, игровое упражнение
15-16 Развитие чувства ритма: «Хлопаем в ладошки» -р. н. п. 2 0 2 беседа, игровое упражнение
17-18 Музыкально-ритмические движения : «Яркие флажки» - муз. А. Александрова стр. 112, СД 2-17 2 0 2 беседа, игровое упражнение
19 Развитие чувства ритма: «Хлопаем в ладошки» 1 0 1 беседа, игровое упражнение
20 Пальчиковые игры: «Стук-стук, кулачок» 1 0 1 игровое упражнение
21 Слушание: «Танечка, бай-бай» -р. н. п. стр117, СД 2-22 1 0 1 игровое упражнение
22 Подпевание: «Пирожки» - муз. 1 0 1 игровое упражнение
23 «Игры на развитие мышления» 1 0 1 беседа, игровое упражнение
24 Пляски: «Игра с погремушками» -муз. А. Лазаренко стр. 89,СД2-3 1 0 1 беседа, игровое упражнение
25 Музыкально-ритмические движения : «Яркие флажки» - муз. А. Александрова стр. 112, СД 2-17 1 0 1 игровое упражнение
26 Развитие чувства ритма: «Хлопаем в ладошки» 1 0 1 игровое упражнение
27 «Культура и техника речи» 1 0 1 игровое упражнение
28 «Лесная школа» 1 0 1 игровое упражнение
29 «Игры на развитие мышления» 1 0 1 игровое упражнение
30 «Этюды и игры, развивающие у детей творческие способности» 1 0 1 игровое упражнение
31 «Игры, синтезирующие виды детской музыкальной деятельности» 1 0 1 беседа, игровое упражнение
32 «Игры драматизации» 1 0 1 игровое упражнение
33 «Музыкально-игровые композиции» 1 0 1 игровое упражнение
34 «Весела была беседа» 1 0 1 игровое упражнение
35 «Небылицы» 1 0 1 игровое упражнение
36 Итоговое занятие 1 0 1 игровое упражнение
Всего: 36 0 36
Краткое содержание программы (в соответствии с УП)
Содержание программы
1-го года обучения (36 часов, 1 час в неделю)
Тема 1. «Музыкально-ритмические движения : «Разминка» -муз. Е Мокшанцевой,». (1 ч.)
Практика: Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
Тема 2. «Пляски: «Игра с погремушками»». (1 ч.)
Практика: Беседа с детьми. Ряжение в костюмы. Имитационные этюды. Развивать внимание, фантазию, воображение, память.
Тема 3. «Развитие чувства ритма: «Маршируем дружно»». (1 ч.)
Практика: Отгадывание загадок. Игровые упражнения. Имитация характерных движений зайца, ежа, собаки, лисы. Найти выразительные особенности каждого героя.
Тема 4. «Пальчиковые игры: «Это наши пальчики»». (1 ч.)
Практика: Игра «Где мы были, мы не скажем…». Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
Тема 5. «Слушание: «Лошадка». (1 ч.)
Практика: Игровая программа. Развивать интерес к сценическому искусству. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.
Тема 6. «Подпевание: «Ладушки» -р. н. п.». (1 ч.)
Практика: Сказка «Зайчик и Ежик». Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.
Тема 7. Пляски: «Гуляем-пляшем». (1 ч.)
Практика: Репетиция сказки. Импровизация движений по тексту сказки. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Показ сказки «Зайчик и Ежик»
Тема 8. «Музыкально-ритмические движения : «Зайки по лесу бегут»». (1 ч.)
Практика: Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
Тема 9. «Развитие чувства ритма: «Хлопаем в ладошки» -р. н. п.». (1 ч.)
Практика: Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
Тема10. «Пальчиковые игры: «Колыбельная для пальчиков»». (1 ч.)
Практика: Познакомить детей с понятием «Этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Тема 11. «Слушание: «Петрушка»» (1 ч.)
Практика: Развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Тема 12. «Подпевание: «К деткам елочка пришла»» (1 ч.)
Практика: Упражнение на дыхание «Спать хочется». Работа над пословицами и поговорками. Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Творческие игры со словами «Сочини сказку», «Ручной мяч».
Тема 13. «Пляски: «Игра с мишкой возле елки»» (1 ч.)
Практика: Познакомить детей с пьесой Л. Поляк «Зимовье зверей». Чтение пьесы. Беседа по содержанию. Развивать умение пользоваться интонациями.
Тема 14. «Музыкально-ритмические движения : «Зайки по лесу бегут»» (1 ч.)
Практика: Развивать умение детей строить диалог с партнерами на заданную тему; запомнить слова героев пьесы.
Тема 15 – 16. «Развитие чувства ритма: «Хлопаем в ладошки» -р. н. п.» (2 ч.)
Практика: Учить действовать на сцене согласованно; совершенствовать внимание, фантазию, память.
Тема 17 – 18. «Музыкально-ритмические движения : «Яркие флажки»» (2 ч.)
Практика: Учиться владеть своим телом, свободно и непроизвольно пользоваться движениями рук.
Тема 19. «Развитие чувства ритма: «Хлопаем в ладошки»» (1 ч.)
Практика: Продолжать работу над сценическим воплощением пьесы «Зимовье зверей»; развивать воображение, фантазию, память детей.
Тема 20. «Пальчиковые игры: «Стук-стук, кулачок»» (1 ч.)
Практика: Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность.
Тема 21. «Слушание: «Танечка, бай-бай» -р. н. п» (1 ч.)
Практика: Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Изменять голос в соответствии со словами. Создать благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.
Тема 22. «Подпевание: «Пирожки» - муз. (1 ч.)
Практика: Конкурс на лучшую драматизацию пьесы «Зимовье зверей». Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.
Тема 23. ««Игры на развитие мышления»» (1 ч.)
Практика: Упражнять детей в подборе рифм к словам.
Тема 24. «Пляски: «Игра с погремушками»» (1 ч.)
Практика: Развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно, передавать характерные особенности героев сказки.
Тема 25. «Музыкально-ритмические движения : «Яркие флажки»» (1 ч.)
Практика: Рассматривание сюжетных картинок. Распознавать эмоциональное состояние по мимике. Изображение различных эмоций у себя на лице перед зеркалом.
Тема 26. «Развитие чувства ритма: «Хлопаем в ладошки»» (1 ч.)
Практика: Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. Совершенствовать элементы актерской игры в предполагаемых обстоятельствах.
Тема 27. ««Культура и техника речи»» (1 ч.)
Практика: Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). Учить детей быстро, четко и ясно проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Тема 28. ««Лесная школа»» (1 ч.)
Практика: Распределение ролей в танце. Продолжать работу над сценическим воплощением танца.
Тема 29. ««Игры на развитие мышления»» (1 ч.)
Практика: Сравнение музыкальных образов с явлениями окружающей жизни. Взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз.
Тема 30. «Этюды и игры, развивающие у детей творческие способности» (1 ч.)
Практика: Развивать музыкальную, двигательную память, координацию движений. Учить составлять ритмический рассказ.
Тема 31. «Игры, синтезирующие виды детской музыкальной деятельности» (1 ч.)
Практика: Синтез пения и движения. Создание музыкально-игровых образов. Знакомство детей с движениями и перестроениями в игре. Соответствующее исполнение в характере, темпе, ритме.
Тема 32. «Игры драматизации» (1 ч.)
Практика: Премьерный показ спектакля «Лесная школа».
Тема 33. «Музыкально-игровые композиции» (1 ч.)
Практика: Использование различных видов детской музыкальной деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах, импровизационная и творческая деятельность).
Тема 34. «Весела была беседа» (1 ч.)
Практика: Взаимодействие главных героев с остальными участниками посредством различных видов музыкальной деятельности.
Тема 35. «Небылицы» (1 ч.)
Практика: Музыкально-игровая композиция.
Тема 36. Итоговое занятие (1 ч.)
Практика: Повторение и закрепление пройденного, по желанию детей.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
1. Календарный учебный график
Начало учебного года 1 сентября
1 учебный период 17 недель
Праздничные дни 04 ноября
Каникулярный период 01-09 января
2 учебный период 31 неделя
Итоговая аттестация
Праздничные дни 1 -9 января 23 февраля 30 апреля – 3 мая 7-10 мая
Продолжительность учебного года 48 недель
2. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
1. Материально-техническое обеспечение
Групповая комната для занятий, соответствующая санитарным нормам
СП 2.4.3648-20;
Ноутбук, колонки, музыкальный центр; проектор, презентации, костюмерная.
Декорации, атрибуты к играм и инсценировкам, музыкальные инструменты.
2. Кадровое обеспечение
Программу реализует музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР д/с №18 «Огонек», высшей квалификационной категории, имеющий высшее профессиональное педагогическое образование, опыт работы 10 лет.
3. Методическое обеспечение
Методические разработки занятий.
Архив видео и фотоматериалов.
3. Список литературы
I. Нормативные правовые и иные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. 31.07.2020 г.)
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Устав от 20.07.2020 г.
4. Правила внутреннего распорядка, обучающихся приказ № 54, от 30.08.2017 года, протокол № 1.
5. СанПиН 2.4.1.3049-13 (ред. от 27.08.2015г.).
II. Основная литература:
1. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду». М. : ТЦ Сфера, 2012. — 160 с.
2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
3. Быкова Н. М. «Игры и упражнения для развития речи. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 160 с.
4. Гейченко И. Л., Исавнина О. Г. «Пословицы и поговорки – детям дошкольного возраста. СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 64 с.
5. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. - М., ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
6. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. 107 с.
7. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
8. Куликовская Т. А. «Сказки-пересказки.» - СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 80 с.
III. Интернет-ресурсы:
1. https://nsportal.ru/
2. https://www.maam.ru/
3. https://chudesenka.ru/
4. https://doshkolnik.ru/