Лариса Мошкова
Дополнительная образовательная деятельность «Кружок по ОБЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Сформировать у ребёнка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры; приобщать к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
Публикация «Дополнительная образовательная деятельность „Кружок по ОБЖ“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.
2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.
3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно - личностных отношений между старшими дошкольниками.
4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) .
6. Создавать основы правового сознания детей.
7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.
8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни.
2. Продолжать развивать интерес к строению своего организма.
3. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники.
4. Формировать умения ликвидации возможных последствий.
5. Формирование умений оказывать помощь себе и окружающим.
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе.
2. Воспитывать интерес к своему организму.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему:
• природе,
• животным,
• своему организму,
• окружающим предметам.
4. Воспитывать желание помогать другим.
5. Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей.
Оборудование.
- наличие групповой комнаты;
- декорация;
- аудио и видеотехника;
- наглядные и демонстрационные пособия.
Техническое оснащение занятий:
1. Ноутбук
2. Интерактивная доска
Дидактический материал:
- Рассказ воспитателя с использованием медиапрезентаций.
- Просмотр видеофильмов.
- Знакомство с произведениями художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, картин.
- Заучивание стихов.
- Беседы.
- Создание ситуаций и практическое решение.
-Продуктивная деятельность.
- Практические упражнения для закрепления навыков.
- Инсценировка.
- Развлечения, викторин и КВН.
- Спортивные праздники.
- Досуги, совместно с родителями.
- Экскурсия пожарную часть.
- Участие сотрудника ГИБДД.
- Распространение буклетов
Интернет ресурсы
Видео фильмы;
- Уроки осторожности тетушки Совы:
o бродячие животные,
o водоемы,
o подземелья и колодцы,
o электричество,
o пожарная безопасность,
o чистота в доме.
- Спасик и его друзья:
o поведение дома,
o поведение в природе,
o поведение в городе.
- Азбука безопасности Смешариков:
o безопасное место,
o игры с огнем,
o как не замерзнуть в холода,
o место для купания,
o на остановке,
o не веселые питарды,
o опасные игрушки,
o опасные сосульки,
o землетрясение,
o лесной пожар,
o один дома,
o пожар в квартире,
o Пешеходный переход
o безопасность в интернете.
Серия" Аркадий Паровозов":
o Качели, грибы, микробы.
o Азбука здоровья:
o анатомия для детей,
o личная гигиена,
o как работает сердце,
o как устроен глаз,
o скелет и кости человека,
o строение мышц,
o Быть здоровым - здорово,
o личная гигиена,
o чистота - залог здоровья.
ПДД - дорога в школу,
Спецмашины(2 фильма).
Планета вредных привычек.
Использование ИКТ;
Презентации по темам:
Органы тела.
Здоровый образ жизни.
Почему надо чистить зубы и мыть руки.
Гигиена питания.
Детям о правилах безопасного поведения.
Опасности в доме.
Огонь - друг, или враг.
Спички детям не игрушка.
Один дома.
Дорога в школу.
Правила поведения: в школе, в общественных местах, на улице, в лесу, на водоеме.
Опасности на улице, на дороге, в лесу.
Ядовитые растения.
Мультимедийная энциклопедия.
Осторожно - сосульки!
Правила поведения с газом, при землетрясении.
Помощь при укусах (животных, змей, насекомых).
Помощь при дорожном происшествии.
Что такое катастрофа?
На вокзале я один и без мамы.
Викторина: " Хочу быть пожарным".
Чтоб не ссорить с огнем.
Первая помощь при кровотечении, при переломах.
Звукозапись сигналов ГО и ЧС.
Тематический план дополнительной образовательной программы
кружка «Основы безопасности жизнедеятельности детей»
Месяц Тема Содержание ДОП/Цель
Сентябрь
1 неделя
«Дорожные знаки» 1. Беседа с детьми «История дорожного движения».
Цель: познакомить с историей возникновения дороги, автомобиля, правил дорожного движения. Закрепить умение различать дорожные знаки по их назначению.
Д/И «Найди и расскажи».
Цель: упражнять в умении находить названный ведущим знак.
Д/И «Подбери знак».
Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность.
2 неделя
«Ребёнок на улице» 1. Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения».
Цель: закрепить знания о том, что нельзя играть около проезжей части, что транспорт ездит по правой стороне дороги и др.
2. Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода».
Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.
3. Проблемная ситуация «Элементы дороги – зебра, разметка и прочее…».
Цель: формировать потребность в заботе о своей безопасности. /Дидактическое пособие «Безопасность на дороге»/.
3 неделя
«ПДД для детей» 1. Беседа «Катание на велосипеде».
Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде. ОБЖ, стр. 79
2. Д/И «Подбери знак».
Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность.
3. П/И «Умелый пешеход».
Цель: развивать координацию движения, закреплять правила поведения пешеходов.
4. Моделирование проблемной ситуации «Сезонные особенности поведения на дороге».
Цель: учить отвечать на вопросы воспитателя, находить решение проблемной ситуации. /Дидактическое пособие «Безопасность на дороге»/.
4 неделя
«Мы пешеходы!» Беседа «Поведение в транспорте».
Цель: приучать ребенка к культуре поведения в транспорте.
6. Уроки Светофорика «Правила безопасности в транспорте».
Цель: познакомить с понятием «мертвая зона», меры безопасности при посадке, в салоне транспорта.
Игра – КВН «Лучший пешеход».
Цель: воспитывать стремление знать и соблюдать правила дорожного движения.
b]Октябрь[/b]
1 неделя
«Правила пожарной безопасности» 1. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?».
Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.
Тематическое рассказывание «Пожарный».
Цель: познакомить с историей возникновения профессии Пожарного. Уточнить знания номера телефона для вызова пожарных. Учить отвечать на вопросы воспитателя.
2 неделя
«Пожарное ученье» Д/И «Чем пожар я потушу».
Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т. д.
«Правила эвакуации при пожаре».
Цель: закрепить правила эвакуации при пожаре из детского сада. Знать, как вести себя при сильной задымленности. Учить сохранять спокойствие, собранность, воспитывать чувство ответственности.
3 неделя
«Если хочешь быть здоров…»
Беседа «Охрана жизни и здоровья при общении с огнем».
Цель: развивать и закреплять знания о правилах пожарной безопасности.
Чтение Житкова «Пожар»
Опытно – экспериментальная деятельность «Опасная свеча».
Цель: закрепить, какую опасность таит в себе пожар, формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.
Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».
Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.
4 неделя
«Огонь друг и враг» КВН «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня»
Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, прививать детям навыки осторожного обращения с огнём. Воспитывать наблюдательность, внимательность., продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.
Ноябрь
1 неделя
«Осторожно газ»
Беседа «Кухня – не место для игр».
Цель: уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне. / «О правилах пожарной безопасности», Т. А. Шорыгина, стр. 40/
2. Чтение художественной литературы «Пир мышей».
Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя.
С/Р игра «Приготовление пищи».
Цель: познакомить с газом и его свойствами.
Чтение Г. Я. Павлова «Разговор на детских посиделках о газе».
Цель: через литературное произведение знакомить детей с пользой газа для человека.
2 неделя
«Служба спасения» Беседа «Службы спасения».
Цель: уточнить и пополнить знания детей о существующих службах спасения, их работой по охране жизни и здоровья людей.
2. П/Игра – эстафета: «Что с собою я возьму».
Цель: учить подбирать нужные предметы для оказания первой помощи пострадавшим при пожаре.
3 неделя
«Осторожно гололёд» Тематическая беседа «Зимние дороги».
Цель: познакомить с явлениями природы «Гололед», «Снегопад». Дать знания о том, что зимой дороги скользкие, торможение транспорта происходит не сразу. Закрепить понятие «Безопасное поведение на дорогах».
Практическое упражнение «Правила поведения при гололеде и гололедице».
Цель: познакомить с таким природным явлением, которое бывает зимой, как гололед и гололедица. Объяснить разницу, способы избежать травм и переломов.
4 неделя
«Электроприборы» Беседа «Осторожно – электроприборы».
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о бытовых электроприборах. Учить бережному отношению к своему здоровью.
3. Д/И: «Четвертый лишний».
Цель: учить находить и называть предметы, которые могут стать причиной пожара.
4. Моделирование ситуации «Один дома».
Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.
Памятка для детей «Правила техники безопасности с электрическими приборами».
Цель: закрепить знания по предупреждению несчастных случаев в быту.
5 неделя
«Мы за безопасность» Беседа «Опасность оборванных проводов».
Цель: дать понятие словам: электричество, электроэнергия. Учить быть особенно внимательными и осмотрительными, если вы оказались возле электрического столба.
Чтение художественной литературы. Сказка «Кот Федот».
Цель: закреплять знания о мерах предосторожности в отношении бытовых электроприборов через художественное произведение.
«Цветик – Семицветик».
Цель: формировать навыки поведения детей во время отсутствия взрослых. Учить детей выбирать безопасные игры и развлечения. Повторить правила пользования электрическими приборами. Учить детей оказывать друг другу первую медицинскую помощь.
Викторина: «В мире электроприборов»
Цель: Обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования.
Активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.
Способствовать развитию осторожности и осмотрительности.
Декабрь
1 неделя
«Незнакомец» 1. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
2. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»
Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
3. Беседа «Осторожно, не знакомый!».
Цель: рассмотреть опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, учить правильно вести себя в таких ситуациях.
4. Д/И: «Знакомый, свой, чужой».
Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.
2 неделя
«На игровой площадке и на улице» 1. Беседа
«На игровой площадке»
Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке.
Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки».
Цель: учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Оказание первой помощи.
Знакомство с правилами.
Рассматривание иллюстраций, картинок.
Практическая деятельность.
3 неделя
«Новый год без забот» Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет».
Цель: закреплять и пополнять знания о правилах пожарной безопасности во время Новогоднего праздника».
4 неделя
«На улице города» Рассказывание детям «Зимние каникулы».
Цель: закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части, зимой нельзя ходить под козырьком домов, опасно выходить на лед и т. д. «Зимние забавы».
Цель: продолжать формировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр, воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу.
Январь
1 неделя
«Здоровье ребёнка»
Игровой тренинг «Правила поведения на льду».
Цель: познакомить с запрещающими правилами поведения на льду. Развивать чувство самосохранения, умения избежать трагических ситуаций.
С/Р игра «Первая помощь при обморожении».
Цель: познакомить с опасностями грозящими человеку в зимний период, учить оказывать первую помощь при обморожении, учить играть согласно заданной теме.
Мини – викторина «Что всегда должно быть в домашней аптечке?».
Цель: дать знания о препаратах помогающих оказать первую помощь в опасных для здоровья ситуациях.
2 неделя
«Художественное слово» Литературная викторина «Что? Где? Когда?».
Цель: познакомить с литературными произведениями в которых описываются ситуации опасные для жизни человека.
3 неделя
«Я потерялся» Моделирование ситуации «Я потерялся».
Цель: закрепить знания домашнего адреса, Ф. И. отчества родителей. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
Д/И: «Я б в полицию пошел, пусть меня научат».
Цель: знакомить с работой полицейского, его обязанностями. Учить пользоваться телефоном, умело объяснять причину вызова полиции.
4 неделя
«Ребёнок и другие люди»
Беседа «Что такое терроризм»
Цель. Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.
Моделирование ситуации: «Как вести себя, если вы обнаружили подозрительный предмет?».
Цель: познакомить детей с предметами, которые могут вызвать подозрительность. Закрепить правила поведения в подобных ситуациях.
Февраль
1 неделя
«Заботимся о своём здоровье» 1.«Проделки Королевы простуды».
Цель: формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда.
2. Практическая работа с опытами.
«Осторожно, микробы!»
Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах.
2 неделя
«Эмоциональное благополучие ребёнка»
1. Познавательная беседа
«Право ребёнка на здоровье».
Цель: Познакомить детей с важнейшими правами человека, государственными документами о правах человека. Формировать желание заботиться о собственном здоровье.
Научить обращаться за помощью в случае необходимости.
Моделирование и анализ проблемной ситуации «Встреча с другом».
Цель: Познакомить со ст. 31 Конвенции прав ребёнка. Ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в культурной и творческой жизни.
Д/И «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цель: учить оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему.
3 неделя
«Умеем дружить» Конфликты между детьми.
Цель: Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очjavascript:addTag('message', '
', '
')ередность, извиниться).
4 неделя
«Осторожно сосульки!»
Беседа «Осторожно сосульки!».
Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.
Март
1 неделя
«Человек и его здоровье» 1. Рассказ по картинкам «Почему заболели ребята»
2. Беседа «Опасные невидимки» (Микробы)
3. Экспериментально – исследовательская деятельность «Что я вижу в микроскоп»
6. «Реши кроссворд»
10. Чтение «Воспаление хитростей» А. Милн.
2 неделя
«Ребёнок и природа» Рассматривание плакатов «Съедобные, несъедобные ягоды и грибы»
Цель: Учить детей узнавать ядовитые растения и грибы дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.
3 неделя
«Осторожным надо быть» Беседа «Не играй с бродячими животными».
Цель: разъяснить, что контакты с животными могут быть опасными, учить заботится о своей безопасности.
Практическая работа. Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным»
Цель: Учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях.
4 неделя
«Правила безопасности в опасных ситуациях» Беседа «как вести себя во время бури, урагана или смерча?».
Цель: познакомить с такими явлениями природы, как буря, смерч, ураган, выяснить разницу и степень опасности для жизни человека. Уточнить правила безопасности во время стихийных бедствий.
Апрель
1 неделя
«Пожарная безопасность» Пожарная безопасность.
Беседа о правилах безопасности в природе с рассматриванием соответствующих иллюстраций. Чтение стихотворений Н. Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию. Д/и «Средства пожаротушения»
Инсценировка «Лисичка со спичками»
2 неделя
«Мы на улице»
Работа по ПДД
Ситуация общения «Мы на улице». Игровые ситуации «Как я знаю правила дорожного движения». Д/и Правила поведения».
3 неделя
«Правила безопасности на природе» Беседа «Будем беречь, и охранять природу».
Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению.
4 неделя
«Как важно быть здоровым» Разговор о самых маленьких «Насекомые – польза или вред».
Цель: дать знания о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми. Воспитывать чувство самосохранения.
4. Практические упражнения «Защита от клещей».
Цель: пояснить, что укус клеща приводит к серьезным заболеваниям, и своевременное обращение к врачу спасает людям жизнь. Познакомить с местами обитания клещей, их внешним видом и способами защиты от клещей.
Май
1 неделя
«Безопасность в природе» Беседа «На воде, на солнце… …».
«Безопасность на воде»
Знакомство с правилами.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворения «Рассказ водолаза».
Задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения С. Маршака «Три мудреца в одном тазу.»
Объяснить детям, что купаться, плавать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности.
2 неделя
«Ребёнок и природа»
Проблемная ситуация «Как пользоваться лесными дарами?».
Цель: дать понятие того, что не все съедобные грибы, ягоды можно есть. Рассказать о непригодных местах для собирания грибов или ягод. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на природе
4. Экскурсия «На полянку мы пойдём и лечебных трав найдём».
5. Изготовление гербария.
3 неделя
Дома тоже есть враги и помощники Продуктивная деятельность: зарисовка предметов,от которых может произойти несчастье.
Цель: Дать понятия, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома.
Чтение сказок «Бытовые электроприборы. Какие они?» К. Нефедова
Досуг «Один дома»
Цель: Помочь детям самим, самостоятельно, сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами
4 неделя
В гости к солнечному лету! Чтение рассказа «Как СТО бед бросил бутылку и что из этого вышло».
Просмотр ИКТ «Безопасность в природе и на воде»
Беседа «Безопасное поведение детей в летний период»
Чтение рассказа А. Иванов АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ «Как неразлучные друзья в воде не тонули»
Чтение сказки Т. А Шорыгина «На лесной тропинке» стр. 59 -63
Цель: Закрепить знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях по ОБЖ; учить использовать их в моделированных ситуациях; развивать внимание,память,наблюдательность воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и умения:
- Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.
- Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.
- Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.
- Знает правила экологического поведения в природе, понимает, что в природе всё взаимосвязано, «человек – друг природы».
- Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.
- Знает правила пожарной безопасности.
- Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.
- Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.
- Имеет представления об организме человек, его целостности. Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.