Елена Сысоева
Дополнительная образовательная программа «Игровая мозаика» как психологическая подготовка детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ИГРОВАЯ МОЗАИКА»
(Психологическое сопровождениедетей
по подготовке к школе)
Срок реализации программы – 1 год
Возраст учащихся - 6 - 7 лет
СЫСОЕВА Елена Юрьевна
педагог-психолог
г. Энгельс
2018 г.
Комплекс основных характеристик программы
Быть готовым к школе-
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
это не значит уметь читать, писать и считать,
Быть готовым к школе –
это значит быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер
Пояснительная записка
Программа социально-педагогической направленности.
Приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особоезначение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Возрастные особенности: У шестилетнего ребенка в достаточной мере сформирована познавательная активность. Изменения в сознании характеризуются появлением внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.
Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе «Я».Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.
Самооценка ребенка достаточно устойчивая. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей деятельностью в данный период детства является игра, а ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).Дети с удовольствием общаются друг с другом и со взрослыми, играют в школу и представляют себя за школьной партой, но реальная учебная мотивация у большинства детей не сформирована. Игровые действия становятся более сложными, игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства является возможность осуществлять систематическое обучение в школе. Об этом свидетельствуют уровень сформированности у них познавательных способностей, речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации.
Психологическая готовность к школе предполагает наличие у ребенка высокого уровня мотивации, интеллекта, и сферы произвольности, т. е. личностную и интеллектуальную готовность к школе. Для успешного обучения в школе важны оба аспекта, т. к. ребенку необходимы скорейшая адаптация к новым условиям, безболезненное вхождение в новую систему школьных отношений. Поэтому данная программапсихологического сопровождение детей по подготовке к школе является актуальной.
Программа получила название «Игровая мозаика» потому, что в занятие включаются игры-сказки, игры-упражнения, игры-тренинги из разных разделов для обеспечения комплексного развития ребёнка и формированияего психологическойготовности к обучению в школе.
Срок реализации программы - 1 год
Общее количество занятий - 28
Возраст учащихся: 6-7 лет
Режим занятий:одно занятие в неделю
Продолжительность занятий: 25 минут.
Цель:Содействие в развитии детей старшего дошкольного возраста и формирование их психологической готовности к обучению в школе через игровую деятельность.
Задачи:
1. Формировать мотивацию и интерес к процессу обучения через игру.
2. Развиватьпсихические процессы у детей : мышление, память, внимание, воображение и др.
4. Формировать учебные навыки: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность, планировать и контролировать свои действия.
5. Развивать коммуникативные навыки,мелкую моторику
Прогнозируемые результаты :
Сформированность интереса к получению знаний и обучению в школе;
Развитость психических процессов согласно возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста;
Сформированность основ учебных и коммуникативных навыков;
Развитая моторика
Формы подведения итогов реализации программы (аттестации учащихся) :
- тестирование,
- собеседование,
- опрос,
- игры,
- самостоятельная работа,
- результаты диагностики,
- результаты анкетирования родителей,
- мониторинг по школьной готовности с целью получить достоверные данные по выше названным направлениям для достоверной информации о состоянии готовности ребенка к школе.
Мониторинг проводится в два этапа в ноябре и мае каждого учебного года.
Исследуются:
• состояния пространственного восприятия;
• состояние зрительного восприятия;
• состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
• умения проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
• развитие фонематического слуха и восприятия;
• сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом на начало и конец обучения.
Учебно-тематический план и содержание программы
№
раздела Раздел программы всего
часов Содержание
программы
Форма аттестации учащихся (контроля)
1 Игры на формирование мотивации и интереса к обучению в школе 6 Игры «В детском саду -, а в школе…», «Лесная школа» наблюдение,
тест Л. Г. Нагаева,
«Готовность к школе» по А. Керна-И. Ирасека,
2 Психические процессы 6 Игры с использованием зрительного диктанта; Игры с составлением схем слов под диктовку; Словесная игра «Мячик с путаницей»; игра «Четвёртый лишний», «Наоборот». Чтение схем слов диагностика по Г. Ф. Кумариной
3 Учебные навыки 6 Игры с рисованием узоров и слов по клеткам, игры с заучиванием школьных правил, «Лесная школа» Наблюдение, опрос
4 Коммуникативность 6 Игры «Круг друзей»;
«Волшебный клубочек»;. .. .. . Беседы, опросы, наблюдения,
«Тест тревожности» методика
Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
5 Аттестация учащихся 4 Игра-тест, Игра-опрос и т. п. тестирование, опрос, собеседование и т. п.
ИТОГО 28
Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предусматривает :
1. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей, способствующих самореализации детской личности.
2. Мотивацию детей к познавательной деятельности путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.
3. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и воспитанником, позволяющих создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребенка. Вариативность творческих заданий.
Критерии выбора педагогических технологий:
Педагогические технологии отражают способы организации учебной деятельности. Основанием для выбора технологий обучения является уровень самостоятельности воспитанников в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества воспитанников.
Согласно дополнительной образовательной программе на занятиях применяются следующие современные педагогические технологии: игровые, технологии развивающего обучения, проблемного обучения, а так же технологии педагогической поддержки, в которых учитываются здоровьесберегающие технологии.
Программа рассчитана на подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Так как ведущей деятельностью у детей 6-7 лет является игра, то для обучения детей по данной программе используются игровые технологии. Данные педагогические технологии позволяют с помощью игровой деятельности активизировать усвоение программного материала, усилить мотивацию детей к обучению. Игровая деятельность основывается на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей сказок, различных ситуаций.
Образовательный процесс предусматривает как проведение групповых, так и индивидуальных занятий. Индивидуальные занятия рассчитаны на дополнительную работу с одаренными воспитанниками или педагогическую поддержку детей, имеющих затруднения в освоении образовательной программы.
В соответствии с образовательной программой в образовательном процессе применяется технология проблемного обучения. Цель - развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Включая поисковые методы, постановки и решения познавательных задач, способствую развитию у детей познавательных и творческих способностей, стимулирующих интерес к занятиям.
На занятиях осуществляются личностно-ориентированные подходы при обучении и воспитании, создаются условия для здорового развития воспитанников:
1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитываетсясмена деятельности, профилактика утомляемости, распределение учебной нагрузки, проводяться физкультминутки).
2. Проводится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой и световой режим, режим организации учебно-воспитательного процесса).
Занятия состоят из трё х частей: вводная (ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других, основная и заключительная, строятся в занимательной (игровой) форме с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения.
Используются физкультурные паузы для улучшения координации движений, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировки глазомера.
Особое внимание уделяется проблемам школьнойдезадаптации у детей и для этого в занятия включена сказкотерапия.
На занятиях используются загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средство эмоциональной разгрузки. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакций; способствует развитию речи и поэтическому слуха; расширяет знания об окружающем мире.
Предлагаемые детям задания максимально учитывают особенности и возможности дошкольников (6 -7 лет, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.
В заключительной части занятия дети делятся своими впечатлениями, применяется метод рефлексии – то есть дети анализируют и оценивают свою деятельность на занятии.
Основной составляющей в сопровождении детей по подготовке к школе является работа с родителями. Педагог оказывает родителям помощь в повышении ихпсихологической компетентности в вопросах подготовки ребёнка к обучению в школепутём создания востребованного «портрета первоклассника». А родители, в свою очередь, в домашней обстановке создают условия для продолжения процесса психологического развития ребенка и оказывают содействие в его воспитании.
В начале обучения среди родителейпроводится опрос, в котором предлагаетсяпроранжировать разные стороны готовности ребёнка к школе по степени значимости - от наиболее до наименее значимых, самостоятельно регистрируя ответы в специально подготовленном бланке. Это позволяет выявить основные затруднения в формировании готовности детей к обучению в школе и затруднения родителей по этой же проблеме.
Большое значение в мотивационной готовности детей имеет выставка фотографий: «Мои родители-ученики». Через неё дети делятся впечатлениями, учатся общаться, родители рассказывают детям о «своей» школе, о своих одноклассниках, учителях.
Осуществляется наглядная пропаганда для педагогов и родителей в уголке «Психологическая мозаика». Это позволяет знакомить родителей с вопросами подготовки к школе, дать необходимые советы и рекомендации.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо :
Интерактивная доска с программным обеспечением, ноутбук, игровые пособия Воскобовича («Игровизор», «Планшет»)