Татьяна Сергеева
Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию хочу предложить дополнительную образовательную программу "Развивай-ка" Программа была составлена и апробирована в течение 3-х лет и способствовала развитию сенсорного восприятия у детей четвертого года жизни. Дети с нетерпением ждали встречи с главным персонажем "Мишуткой", который в игровой форме знакомил детей с окружающим миром.
Публикация «Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста „Развивай-ка“» размещена в разделах
Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе «Развивай-ка»
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие, т. е. на способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Для полноценного сенсорного восприятия необходима тренировка органов чувств, усвоение сенсорных эталонов.
Программа «Развивай-ка» развивает базовые психические процессы у детей 3-4 лет. Формирует представления о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира в процессе познавательной и игровой деятельности. Способствует развитию любопытства и любознательности у детей младшего дошкольного возраста.
Основным направлением программы является развитие у ребенка базовых психических процессов и углубленных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, доступных для детей младшего дошкольного возраста.
Цель программы: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность детей.
2. Обогащать представления детей о предметах и явлениях окружающего мира.
3. Развивать сенсорные ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
4. Обучать детей общепринятым сенсорным эталонам и способам их использования.
5. Формировать умение выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа в игровой деятельности.
6. Развивать речемыслительную деятельность детей.
7. Развивать у детей психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание, память)
Форма организации – подгрупповая
Актуальность программы «Развивай-ка» состоит в том, что она является дополнением к основной образовательной программе ДОУ в развитии и воспитании сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста. Такой комплексный подход способствует поддержанию познавательной активности, любознательности у детей, позволяет сформировать высокий уровень овладения сенсорными эталонами, сформировать полноценное восприятие окружающей действительности.
Новизна данной программы состоит в том, что она носит развивающий - обучающий характер. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальный подход в форме занимательной деятельности. Программа охватывает развитие у детей сенсорных ощущений (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые) и сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве). Организация воспитательно-образовательной работы по освоению сенсорных эталонов детьми 3-4 лет предусматривает создание условий для использования различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей.
Отличительные особенности программы:
Программа учитывает условия:
- эмоциональная подача материала;
-доступность подачи материала;
-единой линией через все занятия проходит присутствие одного игрового персонажа "Медвежонка Миши".
Особенности работы по программе:
-поддержка единства подходов в вопросах сенсорного развития между
педагогами, родителями;
-использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы);
-использование разнообразного легкодоступного дидактического
материала, так как дети данного возраста предпочитают практические
действия с реальными игрушками и предметами;
Сроки реализации программы:
Программа «Развивай-ка» будет реализована с детьми младшего дошкольного возраста во второй половине дня, 1 раз в неделю, продолжительностью 15 минут. Количество занятий – 24.
Ожидаемые результаты:
-детьми освоены сенсорные эталоны способы их использования;
-у детей сформированы представления о предметах и явлениях окружающего мира;
-сформированы познавательно-исследовательские умения;
-развиты коммуникативные умения
-дети знакомы со всем разнообразием сенсорных ощущений: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых.
-у детей развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание, память)
Способы определения результатов обучения:
Педагогический процесс основывается на диагностической основе. В данной диагностике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Данный вид диагностики предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации. Результаты такой диагностики отражают картину сенсорного развития ребенка и, следовательно, могут повысить эффективность образовательного процесса. Следовательно, данная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, при включении в дошкольное образование, поможет педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение и помогать дошкольнику
интеллектуально развиваться.
За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., М. Монтессори, Земцовой М. И., Ткаченко Т. А.
Подбор диагностических средств осуществлялся с учетом возрастных особенностей детей и целью обследования.
Основные методы, используемые педагогом – наблюдение, тестирование, беседа. Законом «Об образовании в Российской Федерации» определяется свобода выбора специалистами и педагогами методов и средств в работе с участниками образовательного процесса. Таким образом, педагог имеет право выбора конкретных методик обследования уровня сенсорного развития детей в дошкольном образовательном учреждении.
Работа с детьми предполагает: - наблюдение за детьми, с целью выявления их игровой сенсорной деятельности; - вовлечение детей в игровую деятельность, с целью диагностики уровня сенсорного развития.
Оценка действий ребёнка: -освоение сенсорных эталонов (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений) и способов их использования;
-сформированность представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
-сформированность познавательно-исследовательских умений (понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат);
-коммуникативные умения.
С целью выявления уровня сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста проводится индивидуальное обследование. Результаты заносятся в протокол и таблицу и суммируются. В зависимости от общего количества баллов определяется уровень сенсорного развития каждого ребенка.
Форма подведения итогов: развлечение «Мы пойдем и Мишутку найдем»
Учебно-тематический план
№
темы Тема Количество часов на тему
1 «Веселый поезд» (диагностика) 1
2 «Угадай друзей на ощупь» (диагностика) 1
3 «Коробочки с запахами» (диагностика) 1
4 «Спрячь в ладошке!» 1
5 «Четвертый лишний» 1
6 «Цветная вода» 1
7 «Радуга» 1
8 «Найди пару по форме» 1
9 «Угадай-ка» 1
10 «Далеко и близко» 1
11 «Где спрятался мишка?» 1
12 «Поймай киску» 1
13 «Шумящие коробочки» 1
14 «Тени на стене» 1
15 «Что внутри» 1
16 «Постучим, погремим» 1
17 «Починим одежду медвежатам» 1
18 «Бутылочки» 1
19 «Поможем медвежонку» 1
20 «Вкусовые банки» 1
21 «Тяжелый-легкий» 1
22 «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» 1
23 «У самовара.» 1
24 Итоговое мероприятие «Мы пойдем и Мишутку найдем» (диагностика) 1
Итого 24
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы "Развивай-ка"
Формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста проводится с использованием игровых методик, так именно игра является ведущим видом деятельности у дошкольников.
Программа включает в себя широкое использование наглядного материала, дидактических игр, художественного слова. Каждое занятие программы состоит из вводной части, теоретической и практической частей и заключительной части. В вводной части используется такой прием, как создание игровой ситуации, которая привлекает внимание детей. Также используется приветствие в стихотворной форме.
В основной части используется предметная и сюжетно-игровая деятельность, опытническая, исследовательская деятельность с различными веществами и материалами, делается вывод. В заключительной части подводятся итоги занятия, вопросы обобщающего характера, похвала детей.
Формы организации деятельности дошкольников: подгрупповая и индивидуальная. Занятия основной формы, дидактическая игра, подвижная игра, игровые ситуации.
При планировании, организации и проведении занятий используются различные методические приемы: словесные, наглядные, практические. Словесные формы работы: беседа, объяснение, вопросы и ответы, использование художественного слова, логоритмика, словесные задания, одобрение ответов детей. Наглядные формы работы: использование иллюстративного материала, показ, имитация, зрительные и звуковые ориентиры, помощь педагога. Практические методы и приемы: игровой метод - создание игровой ситуации, дидактические игры. Занятия проводятся в игровой форме. Смена частей занятия способствует сохранению внимания и восприятия у детей и снижает психо-эмоциональную нагрузку.
На занятиях используются разные виды работ: пальчиковые гимнастики, сравнение предметов по величине, весу, объему, обследование предметов по сенсорным параметрам (цвет, величина, форма, запах, вкус, звук, свет, осязание, классификация по определенному признаку.
Направление работы дополнительной образовательной программы "Развивай-ка" соответствует образовательной области "Познавательное развитие" и интегрируется с такими образовательными областями, как ОО "Речевое развитие", ОО "Социально-коммуникативное развитие", ОО "Физическое развитие".
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
-развивающие игровые технологии; -информационно-коммуникативные технологии; -воспитательные;
Список методической литературы
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева – Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 1997. – 240 с.
2. Белая, К. Ю. Занятия с малышами в детском саду: методическое пособие / К. Ю. Белая. – М. : Издательство "Владос", 2003.- 43с.
3. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: кн. для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер. - М., 2004.
4. Венгер, Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка: пособие для воспитателей детского сада / Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. - М., 1988. – 144с.
5. Дьяченко, Г. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада и родителей / Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. – М. : Просвещение, 1989. – 127с.
6. Каралашвили, Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада: Справочник старшего воспитателя №5 / Каралашвили, Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. - 2008. – 96с.
7. Лиханова, Т. И. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста / методическое пособие / Лиханова Т. И. Издательство Сфера, 2012. – 64с.
8. Петрова, И. В. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие / И. В. Петрова, Т. И. Лиханова, С. А. Присяжнюк. – Издательство «Сфера», 2012. – 64с.
9. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателей детского сада / Э. Г. Пилюгина. – М. : Просвещение, 1983. – 96с.
10. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал обследования детей»/ Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. : под ред. Е. А. Стребелевой. -3-е изд. – М. : Просвещение, 2007. - 164с.
11. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 2001. - 192 с.
12. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей младшего возраста: методическое пособие / Е. А. Янушко. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 72с.