Курпитко Оксана
Дополнительная образовательная деятельность по шитью «Лоскуток»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
Важную роль в процессе формирования личности дошкольника является художественно-эстетическое развитие. На протяжении нескольких лет проходят исследования, связанные с творчеством детей. С каждым новым исследованием открываются новые перспективы и возможности для детей и педагогов. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной творческой деятельности. Если говорить о способностях детей в творчестве, то Т. С. Комарова определяет следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности : восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка наблюдаются в процессе формирования именно творческих способностей.
Публикация «Дополнительная образовательная деятельность по шитью „Лоскуток“» размещена в разделах
Шитьё давно стало самостоятельным видом искусства. Это творческое занятие с цветом, фактурой ткани, с формой. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы.
Педагогическая целесообразность программы в том, что шитьё способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Известно, рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Программа показывает, дети, которые занимались вышиванием или шитьем легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Актуальность программы обусловлена желанием дать воспитанникам возможность познакомиться с шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя, кроме того, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, с ранних лет можно научиться создавать свой неповторимый стиль и имидж.
Соответствие разработанной кружковой программы «Лоскуток» принципам ФГОС.
Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Дети с удовольствием шьют и вышивают, выбирают что именно будут шить, ткань, из которой будет изготовлено изделие, отделочные детали. Вторым принципом, предусмотренным ФГОС, является «полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития». Кружок дополнительного образования поможет детям развить мелкую моторику рук, активизировать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, а так же речь. Третьим принципом ФГОС является «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений». В кружке воспитатель предлагает ребенку модель изделия, выкройку, ткань, объясняет, показывает, как шить, а за ребенком остается выбор, шить это изделие или выбрать другое, выявить, какая ткань лучше подойдет для этого изделия, какой шов лучше использовать. Воспитатель помогает советом, напоминанием, показом, оказывает посильную помощь в шитье. Четвертым принципом по ФГОС является «поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности». В кружке ребенок инициативен в выполнении собственного изделия, сам дополняет его, придумывает фасон, украшает отделочным материалом. Пятый принцип – «сотрудничество с семьей». Родители оказывают помощь в обеспечении различными видами тканей, нитей, швейными принадлежностями, кроме того, могут принять участие в показе-выставке, иногда дается работа на дом с целью закрепления материала и приобщения родителей к делам группы. Шестым принципом по ФГОС предусмотрен принцип «приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Дети учатся в кружке выполнять коллективную работу, договариваются между собой, вежливы, добиваются наивысших результатов совместными усилиями.
Интегрирование областей развития: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель программы: Познакомить старших дошкольников с доступным их возрасту видом полезного и интересного художественного вида рукоделия – шитьем. Научить различать разные виды тканей (хлопчатобумажные, льняные, штапельные); овладеть техникой выполнения различных швов (машинные и ручные). Создать условия для развития мотивации детей на творчество через увлечение вышиванием.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с народными промыслами, с материалами и инструментами для шитья;
- обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- научить выполнять разнообразные виды ручных швов;
- научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;
- научить выбирать последовательность операций по изготовлению.
Воспитательные:
- воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- воспитать культуру общения в детском коллективе во время деятельности;
- воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.
Развивающие:
- развивать моторику рук и глазомер во время шитья;
- развивать идейно-художественное мышление;
- развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей от 6 до 7 лет.
Итогом работы за год служит выставка работ воспитанников, которая проводится по завершении учебного года.
Режим занятий: 1 раз в неделю по вторникам в течение 30 минут с 16: 00 до 16:30.
Методические указания
На занятиях используются различные методы обучения – игровые, объяснительные, демонстрационные, практические.
Игровой метод включает в себя дидактические игры, сюжетно- ролевые ситуации.
Объяснительный метод включает в себя словесное разъяснение техники выполнения рукоделия.
Демонстрационный метод – это рассматривание дидактических пособий, швейных изделий, инструментов и материалов.
Практический метод в работе включает изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т. п. по выбору учащихся).
Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Дети учатся изготавливать изделия, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с тканью, ищут более рациональные варианты их использования.
Инструменты и материалы, необходимые для деятельности кружка «Лоскуток» :
1. Ткань (разные виды лоскутов,
2. Разноцветные нитки,
3. Иглы,
4. Сантиметровая нить,
5. Ножницы,
6. Пяльцы,
7. Линейка,
8. Пуговицы,
9. Бумага,
10. Цветные карандаши и простой карандаш,
11. Бусинки, бисер.
12. Тесьма (разных цветов,
13. Картон.
14. Резинка.
Прогнозируемые результаты:
Для создания устойчивого интереса детей к самостоятельному изготовлению швейного изделия и индивидуальному пошиву того или иного изделия, необходимо постепенное обучение детей основам кройки и шитья. Сочетание группового и индивидуального обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей. Все это позволяет детям к концу обучения сформировать следующие навыки:
- планировать последовательность изготовления изделий;
- качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;
- уметь выполнять разнообразные виды ручных швов;
- уметь изготавливать швейные изделия.
Список детей.
Табель посещаемости детей.
Учебный план
№ Вид деятельности Часы
1. Диагностика 4
2. Дидактические игры 5
3. Сюжетно - ролевые игры 1
4. Прикладная 20
5. НОД 6
Всего: 36
Система диагностики.
Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика:
Диагностика - это анализ ручной умелости воспитанников, анализ и оценка творческих способностей детей в ходе работы кружка «Лоскуток». Диагностика проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания результатов его развития и предназначена для индивидуализации работы с детьми.
- первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей (проводится в течении 2 занятий в сентябре месяце)
- итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач (проводится в течении 2 занятий в мае месяце)
Основными методами диагностики являются: наблюдение, беседа и анализ совместной деятельности. Результаты исследований представляются в виде трехуровневой шкалы:
Баллы:
1 балл – низкий уровень развития НУ
2 балла – средний уровень развития СУ
3 балла –высокий уровень развития ВУ
Мониторинг освоения дополнительной образовательной программы «Лоскуток»
на 2018 – 2019 учебный год.
1. Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук. Владеет навыками и умениями работы с ножницами, иглой, умеет вставлять нитку в ушко иглы.
2. Понимает значение слов моделирование, конструирование, швейное изделие, крой, фасон
3. Имеет представление о названиях тканей, разнообразии ручных и машинных швов.
4. Проявляет интерес к миру моды, рассматривает в журналах и книгах иллюстрации, обращая внимание на фасоны одежды
5. Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.
Таблица художественно-эстетического развития (швейное дело) детей в процентном отношении
Всего детей НУ % СУ % ВУ %
Начало года
Конец года
Диаграмма
Выводы по результатам сентября
Выводы по результатам мая
Тематическое планирование дополнительного образования
по художественном – эстетическому развитию «Лоскуток»
Сентябрь
1. Беседа по технике безопасности. Диагностика.
2. Знакомство с иголочкой и ниточкой. Диагностика.
3. Ручная стежка (2 занятия).
Октябрь
1. Декоративная стежка (2 занятия).
2. Вышивка (3 занятия).
Ноябрь
1. «Ниточка, иголочка и пуговичка» (2 занятия)
2. «Заплатка» (2 занятия).
3. Работа с родителями: «Дадим вторую жизнь пуговицам».
Декабрь
1. Изготовление помпонов.
2. «Подарочный мешочек» (3 занятия).
Январь
1. Изготовление изделия «Фартук для куклы» (3 занятия)
Февраль
1. Изготовление творческого изделия: Салфетка «Подарок маме». (4 занятия)
Март
1. Изготовление изделия «Юбка для куклы» (4 занятия)
Апрель
1. Изготовление творческого изделия «Космические дали» (3 занятия)
2. Знакомство со швейной машинкой (2 занятия).
Май
1. Пошив лоскутного изделия «Прихватка» (3 занятия). Диагностика.
2. Итоговое занятие «Выставка наших работ».
Перспективное планирование дополнительного образования
по художественном – эстетическому развитию «Лоскуток».
Сентябрь
1 «Беседа по технике безопасности».
Проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте. Беседа о целях и задачах кружка. Закрепить правила пользования ножницами, полученные ранее. Познакомить с правилами пользования иголкой. Демонстрация инструментов и материала, необходимых для занятий в кружке.
Пояснительная записка для ребенка и родителей, ножницы, иголка, нитка.
2 «Знакомство с ниточкой и иголочкой». Научить кружковца вставлять нитку в иголку, определять необходимую длину нити, завязывать узелок. Познакомить с видами ниток и иголок, с материалами, инструментами и их назначением для вышивки. Закрепить знания о свойствах материалов. Во время занятия обучать ребенка четким, координированным движениям руки, тренировать пальцы рук, развивать глазомер. Развивать любовь к красоте, показать красоту вышитых изделий. Заинтересовать детей, вызвать желание вышивать.
Нитка, иголка, ножницы.
3, 4 «Ручная стежка»
Дать представления о швах, научить различать ручные и машинные швы, научить самостоятельно выполнять ручные стежки. В процессе выполнения рабочих швов: вперёд иголка, назад иголка, добиться от ребенка более точных движений. Кроме того, обучаясь рабочим швам, научить детей проговаривать, рассказывать, показывать, как делать тот или иной шов, овладение техникой соединения деталей изделия.
Игла, нить, ножницы, пяльцы, тонкий картон.
Октябрь.
1, 2 «Декоративная стежка»
Ознакомить детей с видами декоративной стежки, расширить кругозор в области швейного искусства, продемонстрировать презентацию «Вышивка». Научить технике вышивания «крестом», развивая при этом усидчивость, старательность, кроме того, тренировать кисти руки и пальцев, развивая при этом психические процессы у детей: внимание, память, мышление, воображение. Развивать моторику рук, учить работать обеими руками. Воспитывать усидчивость.
Игла, нить, ножницы, картонные эскизы.
3, 4 ,5 «Вышивка»
Создание творческой поделки своими руками. Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка». Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре. Закрепить правила техники безопасности с иглой, ножницами. Развивать у ребенка старательность, усидчивость, терпение. Ткань, игла, нитки, ножницы, картон, карандаш, пяльцы.
Ноябрь.
1, 2 «Ниточка, иголочка и пуговичка» (Гусеничка)
Закрепить навыки вставлять нитку в иголку, определять необходимую длину нити, завязывать узелок. Ознакомить кружковца с видами пуговиц (по величине, по креплению) Научить подбирать пуговицы к изделию подходящие по цветовой гамме и по размеру; научить размещать пуговицы на ткани симметрично, на одинаковом расстоянии друг от друга; овладеть навыками прикрепления пуговиц к изделию. В процессе выполнения задания развивать координацию движения, глазомер, сенсорику.
Нити, игла, ножницы, картон, ткань, пяльцы, пуговицы.
3, 4 «Заплатка»
Обыграть ситуацию «Портной» (герой сказки, по выбору, упал с горки и порвал всю свою одежду. Волшебный клубочек привел его в наше ателье «Волшебный Лоскуток», где ему могут помочь мастерицы). Научится подбирать нужную ткань для заплатки, учитывая фактуру, цвет, величину ткани. Совершенствовать навыки выполнения детьми ручных швов. Способствовать формированию у детей чувства сострадания, отзывчивости в трудных ситуациях, ответственности за порученное задание.
Нитки, игла, ножницы, ткань.
Работа с родителями «Дадим вторую жизнь пуговицам»
Привлечь родителей к совместной деятельности с ребенком. Наглядно показать деятельность в кружке, и полученные знания.
Декабрь
1 «Помпоны»
Познакомить детей с видами ниток, вязанными изделиями. Самостоятельно подготовить картонные шаблоны. Ознакомить с техникой изготовления помпонов. Картон, шерстяные нитки, карандаш, ножницы.
2, 3, 4 «Подарочный мешочек»
Поддержать интерес к созданию творческой новогодней поделки своими руками, применяя навыки кроя, формировать представление о проектировании чертежа изделия, научить правильно раскладывать чертеж на ткань, грамотно вырезать детали с учетом швов, учить обращать внимание на аккуратность. Продолжить учить стачивать детали, украшать декоративной стежкой, прикреплением бусин, бисера. Способствовать развитию вкуса, воображения. Развивать у ребенка старательность, усидчивость, терпение.
Нитки, игла, ножницы, бумага, линейка, карандаш, сантиметровая лента, ткань, украшения.
Январь.
1, 2, 3 «Фартук для куклы»
Поддержать желание и интерес воспитанника к созданию изделия одежды для куклы своими руками. Ознакомить кружковца с понятием «фартук», провести презентацию на тему «Фасоны фартуков». Научится видам подбирать нужную ткань для изделия, учитывая фактуру, цвет. Продолжить формировать навыки снятия мерок с манекена, построения чертежа, перенос макета изделия на ткань. Учить детей самостоятельно раскроить детали. Совершенствовать навыки выполнения детьми ручных швов. Научить приметывать к изделию пояс и, при необходимости, карман. Продолжить ознакомление с декоративной стежкой, необходимой для украшения изделия «фартук». Научить приметывать кружево. Развивать моторику рук, учить работать обеими руками. Воспитывать усидчивость.
Нитки, игла, ножницы, бумага, линейка, карандаш, сантиметровая лента, ткань, украшения, кукла.
Февраль
1, 2, 3, 4 Изготовление творческого изделия: Салфетка «Подарок маме».
Провести беседу на тему «Праздник 8 марта». Рассматривание книжных пособий по швейной тематике «Аппликация из ткани», «Вышивка», «Мягкая игрушка». Предоставить ребенку право самостоятельно принять решение в выборе поделки. Научить ответственно подходить к заданной цели. Применить имеющиеся навыки в изготовлении изделия. При необходимости уделить время вне сада, т. е. в домашних условиях, с привлечением к оформлению родственников, кроме мамы или бабушки. Познакомить детей с образцами тканей. Учить определять ткань на ощупь, видеть структуру тканей. Воспитывать художественный, эстетический вкус. Дать понятия «вышивка», «салфетка», «бахрома». Учить украшать салфетку цветными нитками, швом «Вперёд иголку». Продолжить учить делать бахрому путём выдёргивания нитей. Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Развивать мелкую моторику рук. Ткань, нитки, иголка, ножницы.
Март
1, 2, 3, 4 «Изготовление изделия «Юбка для куклы».
Поддержать желание и интерес воспитанника к созданию изделия одежды для куклы своими руками. Ознакомить кружковца с понятием «юбка», рассмотреть пособия на тему «Фасоны юбок». Научится видам подбирать нужную ткань для изделия, учитывая фактуру, цвет. Продолжить формировать навыки снятия мерок с манекена, построения чертежа, перенос макета изделия на ткань. Продолжить учить детей самостоятельно раскроить детали. Совершенствовать навыки выполнения детьми ручных швов. Научить приметывать к изделию пояс и, при необходимости, карман. Учить вставлять резинку в пояс. Продолжить ознакомление с декоративной стежкой, необходимой для украшения изделия «юбка». Научить приметывать воланы Нитки, игла, ножницы, бумага, линейка, карандаш, сантиметровая лента, ткань, резинка, пуговица, украшения, кукла.
Апрель
1, 2, 3 Изготовление творческого изделия «Космические дали»
поддержать желание и интерес воспитанника к созданию изделия- поделки из ткани своими руками. Научится видам подбирать нужную ткань для изделия, учитывая фактуру, цвет. Продолжить формировать навыки построения чертежа, перенос макета изделия на ткань. Продолжить учить детей самостоятельно раскроить детали. Совершенствовать навыки выполнения детьми ручных швов. Научить приметывать к изделию детали. Продолжить ознакомление с декоративной стежкой, необходимой для украшения изделия. Нитки, игла, ножницы, бумага, линейка, карандаш, сантиметровая лента, ткань, пуговица, украшения.
4, 5. «Знакомство со швейной машинкой».
Познакомить детей с профессией швеи, с процессом изготовления одежды. Расширить кругозор, воспитывать уважение к труду людей. Развивать мыслительную деятельность детей. Познакомить детей со швейной машинкой, дать понятия «швейная машинка», «маховое колесо», «лапка», «шпулька». Ознакомить с техникой безопасности во время работы со швейной машинкой. Показать выполнение различных швов, сравнить машинные и ручные швы. Научить работать педалью. Швейная машинка, нитки, ткань.
Май
1, 2, 3 Пошив лоскутного изделия. «Прихватка»
Раскрыть понятие «безотходное производство», помочь кружковцу объединить отходный материал за весь учебный процесс и создать интересную композицию (распределить по фактуре, цвету, размеру, выбрать орнамент. Повторить навыки раскроя деталей на бумаге и перенести на ткань. Пошив декоративного изделия из лоскутов по выбору ребенка : салфетка, накидка, подстилка для питомца, украшение для дивана в кукольном уголке и т. д. Закрепить навыки и умения полученные в течении года при оформлении работы (ручные швы, декоративная стежка, приметывание деталей для украшения). Нитки, игла, ножницы, бумага, линейка, карандаш, сантиметровая лента, ткань.
4 «Выставка работ».
Демонстрация результатов детского труда воспитанникам детского сада, педагогическому совету, родителям. Все работы детей.