Елена Мосунова
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по обучению детей основам театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творче-ства. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ре-бёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к по-знанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ас-социативного мышления; настойчивости, целеустремлённости проявлению общего ин-теллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Публикация «Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по обучению детей основам театральной деятельности» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Занятия по театральной деятельности включают в себя основные разделы :
-театральная игра;
-ритмопластика;
-культура и техника речи;
-основы театральной культуры;
-работа над спектаклем.
Работа в театральном кружке ведётся комплексно, прослеживается интеграция с други-ми областями образовательной деятельности : познание, социализация, коммуникация, труд, творчество, здоровье, физическая культура.
Цель работы кружка: Развитие сценического творчества детей старшего до-школьного возраста средствами театрализованной деятельности.
В ходе работы решаются следующие задачи:
-обучение детей ориентировки в пространстве, построению диалогов с партнёром на за-данную тему;
-запоминание детьми текста героев спектакля;
-развитие у детей зрительного, слухового внимания, памяти, наблюдательности, образно-го мышления, фантазии, воображения, а также интереса к сценическому искусству;
-упражнение в чётком произношении слов, отработка дикции;
-воспитание нравственно-эстетических качеств, доброжелательности, контактного отно-шения со сверстниками, любовь к фольклору.
Работа над спектаклем:
Анализ произведения для постановки, распределение ролей, игровые упражнения, этю-ды, постановочная работа над целостным спектаклем. Привлечение детей, воспитателей, родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
Большие спектакли ставятся один раз в год. Театрализованные игры (настольные, игры-драматизации, кукольные спектакли, пальчиковые театры и др.) вводятся в свободную деятельность детей, зрелищные развлечения, фрагментально в праздники и концерты.
Что должен уметь ребё нок на занятиях кружка:
• Передавать с помощью интонации, мимики и жестов характер и индивидуальные особенности персонажа данного произведения;
• Перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль;
• Чётко произносить предлагаемый текст для роли;
Участвовать в коллективных показах небольших театральных постано-вок.
График работы кружка:
Занятия по театрализованной деятельности проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (12 детей) два раза в неделю по 30 минут во второй половине дня.
Тематическое планирование:
№ занятия Тема и содержание работы Практический материал
Сентябрь: 1 Тема: «Пока закрыт занавес».
Цель: Развитие у детей интереса к сценическо-му искусству. Формирование представления об основных понятиях : театр, сцена, актёр, зри-тель, занавес. Совершенствование внимания, памяти, наблюдательности. Воспитание доб-рожелательности, коммуникабельности со сверстниками. Игры: «Птицы на гнёзда!», «И я тоже!».
2 Тема: «Сказку ты, дружок, послушай и сыг-рай!»
Цель: Развитие у детей речевого дыхания, пра-вильной артикуляции, дикции. Совершенство-вание памяти, внимания, воображения, обще-ния между собой. Упражнения на дыхание «Мыль-ные пузыри», «Цветочный мага-зин».
Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».
Сказка «Зайчик и ёжик».
3 Тема: «Сказка «Зайчик и ёжик»
Цель: Развитие умения искренне верить в лю-бую воображаемую ситуацию, развитие свобо-ды и выразительности телодвижений, форми-рование дикции. Упражнения на ритмопластику «Медведи в клетке».
Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».
Репетиция сказки «Зайчик и ёжик».
4 Тема: «Сказка Зайчик и ёжик»
Цель: Развитие свободы телодвижений, умения выразительно передавать образы персонажей. Формирование дикции, артикуляции, умения выражать свои мысли при характеристике дей-ствующих лиц сказки. Скороговорки по выбору руково-дителя.
Репетиция сказки «Зайчик и ёжик».
Октябрь:
5 Тема: «Чтение сказки «Машенька и Медведи» С. Еремеевой.
Цель: Расширение представлений о театраль-ных понятиях : мизансцена, антракт, реквизит, бутафория. Совершенствование техники речи, правильной артикуляции гласных и согласных звуков. Чтение сказки.
Упражнение для голоса «Воро-бьи».
Беседа о театральной терминоло-гии
6 Тема: «Беседа по сказке «Машенька и Медве-ли» Е. Шварца.
Цель: Формирование умения высказываться о содержании сказки, характерах героев. Совер-шенствование воображения, фантазии. Разви-тие дикции. Упражнения на дыхание «Цветоч-ный магазин», «Мыльные пузы-ри».
Беседа по содержанию сказки.
Скороговорки, чтение их с разной громкостью (тихо, вполголоса, громко).
7 Тема: «Детальный разбор отдельных событий в сказке «Машенька и Медведи».
Цель: Дать понятие, что такое «событие» в спектакле. Совершенствование памяти, внима-ния, коммуникативных качеств. Развитие голо-са. Упражнения на дыхание «Насос», «Мыльные пузыри».
Скороговорки, чтение с разной громкостью.
Беседа по сказке.
8 Тема: «Детальный разбор отдельных событий в сказке «Машенька и Медведи».
Цель: Закрепление понятия, что такое «собы-тие» в спектакле. Формирование умения вы-сказываться развёрнутыми предложениями, совершенствование памяти, внимания, комму-никативных качеств. Развитие голоса. Упражнения на дыхание «Насос», «Мыльные пузыри».
Упражнения на артикуляцию гласных и, э, о, у, ы вместе со звонкими и глухими согласными.
Скороговорки, чтение с разной громкостью. Беседа по сказке.
9 Тема: «Театральные игры»
Цель: Развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции, памяти. Совершенствова-ние телодвижений, передачи образных движе-ний разных героев: медведь, лиса, барсук. Упражнения на ритмопластику «Медведи в клетке».
Скороговорки по выбору педаго-га.
Этюд «По дороге домой» С Пого-реловского.
Игра «Весёлые обезьянки».
10 Тема: «Театральные игры»
Цель: Развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции, памяти. Совершенствова-ние телодвижений, передачи образных движе-ний разных героев: медведь, лиса, барсук. Упражнения на ритмопластику «Медведи в клетке».
Скороговорки по выбору педаго-га.
Этюд «По дороге домой» С Пого-реловского.
Игра «Весёлые обезьянки».
11 Тема: «Действие с воображаемыми предмета-ми
Цель: Обучение действию с воображаемыми предметами, способствование развитию чув-ства правды и веры в вымысел. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато мы вам покажем».
Этюд «Сучок на тропинке» В. Лунина.
Беседа на тему «Действия с вооб-ражаемыми предметами».
12 Тема: «Репетиция сказки «Машенька и Медве-ди».
Цель: Формирование коммуникативных ка-честв, в процессе работы над эпизодами сказ-ки, обучение согласованности действию на сцене. Упражнения на дыхание «Цветоч-ный магазин» и артикуляцию со-гласных: свистящих и шипящих (си, сэ, са, со, су, сы; и т. д.).
Скороговорки «У Сени и Сани в сетях сом с усами», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Репетиция отдельных эпизодов сказки.
13 Тема: «Репетиция сказки «Машенька и Медве-ди».
Цель: Формирование коммуникативных ка-честв, в процессе работы над эпизодами сказ-ки, над выразительностью произношения тек-ста. Репетиция отдельных эпизодов сказки.
Ноябрь:
14
Тема: «Разыгрывание эпизодов»
Цель: Знакомство с понятием «этюд»; развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Беседа на тему «Что такое этюд?».
Работа над этюдами «Покупка те-атрального билета», «Утешение».
15 Тема: «Разыгрывание этюдов»
Цель: Обучение умению действовать в услови-ях вымысла, общаться, реагировать на поведе-ние друг друга; закрепление понятия «этюд».
Разыгрывание этюдов на эмоции: гнев, отвращение.
Проигрывание этюдов на тему: «Покупка театрального билета», «Утешение».
Репетиция отдельных эпизодов сказки «Как избушка стала двор-цом».
16 Тема: «Репетиция сказки «Машенька и Медве-ди»».
Цель: Совершенствование внимания, памяти, фантазии, воображения. Упражнения на дыхание, артику-ляционная гимнастика, работа над голосом.
Скороговорки: «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком».
«Все бобры добры для своих боб-рят».
Репетиция отдельных эпизодов сказки.
17 Тема: «Ритмопластика»
Цель: Обучение умению произвольно реагиро-вать на музыкальный сигнал; развитие умения передавать в свободных импровизациях харак-тер и настроение музыки. Беседа о театре.
Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».
18 Тема: «Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»
Цель: Развитие памяти у детей, воображения. Репетиция отдельных эпизодов сказки. Беседа о театрализованной игре.
Игра «Угадай, что я делаю?».
19 Тема: «Репетиция спектакля «Машенька и Медведи».
Цель: Репетиция сказки с использованием му-зыки, света, реквизита, декорации; совершен-ствование диалогов, правильного произноше-ния слов. Работа над техникой речи. Скоро-говорки.
Репетиция спектакля «Как избуш-ка стала дворцом».
20 Тема: «Репетиция спектакля «Машенька и мед-веди»
Цель: Добиваться сведения всех эпизодов сказ-ки в единый спектакль; совершенствование чувства правды, веры в вымысел. Репетиция спектакля «Как избуш-ка стала дворцом».
21 Тема: «Театральная игра»
Цель: Развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, координации движений, чувство ритма. Работа по технике речи, упражне-ния га дыхание и дикцию.
Игра «Японская машинка».
Декабрь:
22 Тема: «Театральная игра «Любитель-рыболов»
Цель: Развитие воображения, музыкального слуха, памяти, общения, умения действовать с воображаемыми предметами. Этюд «Любитель рыболов».
Разучивание текста песни «Люби-тель рыболов, муз. Н. Старока-домского, сл. А. Барто.
23 Тема: «Театральная игра «Любитель рыболов»
Цель: Развитие воображения, музыкального слуха; умения действовать с воображаемыми предметами. Этюд «Любитель рыболов».
Закрепление текста песни «Люби-тель рыболов, муз. Н. Старока-домского, сл. А. Барто.
24 Тема: «Театральная игра «Одно и то же по-разному»
Цель: Развитие воображения, фантазии детей. Игра «Одно и тоже по-разному», «Превращение предмета» ( Каран-даш или палочка: ключ, отвёртка, ложка)
25
Тема: «Театральная игра «Кругосветное путе-шествие»
Цель: Развитие фантазии, умения оправдывать своё поведение; репетиция отдельных эпизодов сказки «Машенька и Медведи».
Игра «Кругосветное путеше-ствие».
26 Тема: «Ритмопластика»
Цель: Развитие умения равномерно размещать-ся по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Игра «Конкурс лентяев».
Игра «Гипнотизёр».
27 Тема: «Культура и техника речи»
Цель: развитие воображения пополнение сло-варного запаса, активизация словарного запаса. Творческие игры со словом «Со-чиним сказку», «Ручной мяч».
Игры со скороговорками.
28 Тема: «Культура и техника речи»
Цель: развитие воображения пополнение сло-варного запаса, активизация словарного запаса. Творческие игры со словом «Со-чиним сказку», «Ручной мяч».
Игры со скороговорками.
29 Тема: «Репетиция сказки «Машенька и Медве-ди»
Цель: Дать детям возможность попробовать себя в разных ролях; используя реквизит, му-зыку, костюмы героев. Репетиция сказки.
Янгварь:
30 Тема: «Ритмопластика»
Цель: Развитие умения равномерно размещать-ся по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Упражнения на ритмопластику.
Обыгрывание стихотворения «По дороге домой» С. Погореловского.
31 Тема: «Театральная игра»
Цель: Способствование развитию чувства правды и веры в вымысел, закрепление умения действию с воображаемыми предметами. Скороговорки.
Игры «Король», «День рожде-ния».
Предварительная беседа по со-держанию игр.
32 Тема: «Театральная игра «Метелица»
Цель: Обучение умению ориентироваться в окружающей обстановке, верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами; развитие внимания и наблюда-тельности, музыкальной памяти, Игра «Метелица», разучивание текста хоровода.
Беседа по содержанию.
33 Тема: «Культура и техника речи»
Цель: Совершенствование речевого аппарата, обучение умению пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлён-но, сердито. Упражнение на дыхание «Спать хочется».
Упражнение на гласные и соглас-ные «Шутка».
Работа над пословицами и пого-ворками.
Февраль:
34 Тема: «Культура и техника речи»
Цель: Совершенствование речевого аппарата, обучение умению пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлён-но, сердито. Упражнение на дыхание «Спать хочется».
Упражнение на гласные и соглас-ные «Шутка».
Работа над пословицами и пого-ворками.
35 Тема: «Ритмопластика»
Цель: Развитие чувства ритма, координации движений, пластической выразительности и музыкальности. Разминочные упражнения.
Упражнения на внимание и коор-динацию.
Речедвигательная координация.
36 Тема: «Тема: Репетиция сказки «Машенька и Медведи»
Цель: Дать детям возможность попробовать себя в разных ролях; используя реквизит, му-зыку, костюмы героев. Репетиция сказки.
37
Тема: «Культура и техника речи
Цель: Пополнение словарного запаса, развитие образного мышления.
Игра «Ворона», работа над зву-ками р и с.
Упражнение на дыхание.
Работа над стихотворением «Ве-сёлые чижи».
38 Тема: «Ритмопластика»
Цель: Развитие чувства ритма, координации движений, пластической выразительности и музыкальности. Разминочные упражнения.
Упражнения на внимание и коор-динацию, речедвигательная коор-динация.
Игра на двигательные способно-сти «Зернышко».
39 Тема: «Репетиция сказки «Машенька и Медве-ди»
Цель: Отработка отдельных эпизодов сказки, работа над качеством исполнения действий. Репетиция сказки.
40 Тема: «Театральная игра «Морское путеше-ствие»
Цель: Развитие фантазии и воображения, вни-мания, памяти и общения; дать возможность представить себя в образе матросов. Беседа о профессии моряка.
Разучивание песни «Бескозырка белая».
Игра «Морское путешествие».
41 Тема: «Культура и техника речи»
Цель: Развитие чёткого и верного произноше-ния гласных и согласных; обучение умению бесшумно брать и добирать дыхание, пользо-ваться интонацией. Работа над дыханием.
Работа над произношением поэ-тического текста.
Март
42 Тема: «Ритмопластика»
Цель: Развитие гибкости, подвижности кистей, пальцев и рук. Беседа на тему «Руки – главный орган движения с точки зрения физической выразительности ак-тёра в роли».
Упражнение для рук «Волна», «Плавники».
43 Тема: «Репетиция сказки «Машенька и Медве-ди»
Цель: Закрепление текста сказки, добиваться общения героев. Репетиция сказки.
44 Тема: «Культура и техника речи. Скороговор-ки»
Цель: Формирование правильного произноше-ния, артикуляции; обучение быстрому и чёт-кому проговариванию труднопроизносимых слов и фраз. Работа с диалогическими скоро-говорками (Расскажите про по-купки).
Игра «Любитель-рыболов».
45 Тема: «Театральная игра «Карусель»
Цель: Воспитание музыкальности, внимания, умения соизмерять свои действия с действиями товарищей; работа над дикцией и голосом. Театральная игра «Карусель».
Работа с диалогическими скоро-говорками.
46 Тема: «Сводная репетиция сказки «Машенька и Медведи»
Цель: Закрепление всех эпизодов сказки, с ис-пользованием реквизита, костюмов, музыкаль-ного оформления. Репетиция Сказки.
Апрель:
47 Тема: «Премьера спектакля «Машенька и Мед-веди»
Цель: Итоговый показ результата работы по сказке. Показ сказки детям подготови-тельных групп.
48 Тема: «Повторный показ спектакля «Машенька и Медведи»
Цель: Заключительный этап работы над спек-таклем, способствование формированию твор-ческой импровизации.
Показ детям других групп.
49 Тема: «Театральная игра»
Цель: Развитие воображения, фантазии; обуче-ние подбору рифмы к словам. Развлекательная программа «Это вы можете».
Игра на внимание «Последний герой».
50 Тема: «Театральная игра «Сам себе режиссёр»
Цель: Создание условий для импровизации ми-ни-спектакля. Самостоятельное придумывание сюжетов мини-спектаклей, рас-пределение ролей.
51 Тема: «Театральная игра «Сам себе режиссёр»
Цель: Создание условий для импровизации ми-ни-спектаклей. Просмотр самостоятельных ре-жиссёрских работ детей.
52 Тема: «Театральная игра «Цирковое представ-ление»
Цель: Создание условий для организации цир-ковых номеров. Беседа о понятиях на тему «Цирк».
Клоунада «Наездники».
53 Тема: «Театральная игра» Цирковое представ-ление»
Цель: Создание условий для организации цир-ковых номеров. Цирковой номер «Штангисты-тяжеловесы».
Цирковой номер «Гири».
54 Тема: ««Театральная игра» Цирковое пред-ставление»
Цель: Создание условий для организации цир-ковых номеров. Цирковой номер «Штангисты-тяжеловесы».
Цирковой номер «Гири».
55 Тема: «Театральная игра»
Цель: Развитие воображения, фантазии; обуче-ние подбору рифмы к словам. Развлекательная программа «Это вы можете».
Игра на внимание «Последний герой».
Май:
56 Тема: «Театральная игра «Сам себе режиссёр»
Цель: Создание условий для импровизации ми-ни-спектакля. Самостоятельное придумывание сюжетов мини-спектаклей, рас-пределение ролей.
57 Тема: «Театральная игра «Сам себе режиссёр»
Цель: Создание условий для импровизации ми-ни-спектакля. Самостоятельное придумывание сюжетов мини-спектаклей, рас-пределение ролей.
58 Тема: «Театральная игра»
Цель: Развитие воображения, фантазии; обуче-ние подбору рифмы к словам. Самостоятельное придумывание сюжетов мини-спектаклей, рас-пределение ролей.
Список используемой литературы:
1. А. В. Щёткин Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. / Под редакцией О. Ф. Горбуновой. – М. : Мозаика-синтез, 2007. – 144 с. : цв. Вкл. 2. С. И. Мерзлякова Театральные игры : методическое издание для работников дошколь-ных образовательных учреждений / Светлана Литература: 3. Доронова Т. Н. Играем в театр : Театрализованная деятельность детей 4-6 лет : Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 4. Картушина М. Ю. Забавы для малышей.
Мониторинг кружковой работы:
Критерии оценки детей :
• Обладают особенностями свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
• Дети с увлечением импровизируют произведения средствами мимики, пантоми-мы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенно-стей различных персонажей и т. д.)
• Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
• Дети – раскованные, владеющие запасом движений. У них исключительно высо-кая эмоциональная отзывчивость на музыку, хорошая ориентировка в простран-стве.
• Необычно развитое восприятие.
• Быстрое и прочное запоминание текста
• Интенсивное языковое развитие
• Обширный словарный запас
• Умение самостоятельно сыграть свою роль.
• Большая сосредоточенность внимания.
• Стремление открыть и исследовать новое.
Ожидаемые результаты к концу года:
• Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению.
• Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребен-ка.
• Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми.
• Создание системы педагогического сопровождения детей.
• Система мониторинга, которая содержит педагогическую диагностику.
• Выступление перед родителями, детьми.
Участие в городских, районных, областных конкурсах.
Мониторинг детей :
Уровни: Высокий -5 баллов, выше среднего -4 балла, средний -3 балла, ниже среднего -2 балла, низкий -1 балл.
Список участников:
Мониторинг на начало года
Список детей Критерии оценки
Общий резуль-тат
Ритмопла-стика Культу-ра и тех-ника ре-чи
Театраль-ная игра
Итог: высокий %, выше среднего %, средний %, ниже среднего %, низкий %
Мониторинг на конец года
Список детей Критерии оценки
Общий резуль-тат
Ритмопла-стика Культу-ра и тех-ника ре-чи
Театраль-ная игра
Итог: высокий %, выше среднего %, средний %, ниже среднего %, низкий %