Ольга Нуйкина
Экспериментальная деятельность. Кружок «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Юные исследователи»
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Публикация «Экспериментальная деятельность, Кружок „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
Поэтому цель моей работы заключается в развитии познавательной деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через экспериментальную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.
Более подробно опишу кружковую работу. Программа кружка «Юные исследователи» рассчитана на 3 года (со средней до подготовительной группы). Занятия проводятся в «Лаборатории», где имеются необходимые образцы материалов для исследования, приборы и инструменты. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по подгруппам 7-10 человек, иногда фронтально и направлены на познание живых и неживых объектов окружающего мира. Одним из требований к содержанию исследовательских занятий является ориентация их на интересы и потребности детей, связь с предыдущим опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемы, активной деятельности детей по решению проблемы. Для мотивации и поддержания интереса детей в гости приходит игрушка Почемучка. Также есть хозяйка лаборатории «Мудрая сова», у которой систематически появляются записки с вопросами, на которые необходимо найти ответ.
В старшем возрасте эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения. В этом возрасте инициатива принадлежит детям. Дети сами могут спрогнозировать результат, обладают умением сами фиксировать результат своего исследования.
Для фиксации экспериментов используем личные тетради детей, которые назвали «Научными тетрадями», для долгосрочных экспериментов используем дневники. Очень помогают в работе карточки-подсказки, схемы, алгоритмы проведения опытов.
В организованной в группе «Лаборатории», в свободной деятельности дети могут удовлетворить свои исследовательские интересы : рассмотреть, понаблюдать, потрогать, сравнить, повторить понравившийся опыт. Уголок пополняется материалами в зависимости от возраста детей, в чем очень помогают родители ( вместе собираем разные коллекции: семян, растений, тканей, камней, ракушек и т. д.)
Моя система работы предусматривает тесную связь с семьёй.
Чтобы повысить компетенцию родителей, предлагаю консультации по экспериментальной деятельности, картотеки по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях. Даю рекомендации, которые помогают в проведении совместных опытов и наблюдений.
Для активного вовлечения родителей в образовательный процесс помогает проектная деятельность, где ребенок вместе с родителями находит пути решения проблемы и решает ее (например, дети вместе с родителями ищут в разных источниках информацию и проводят исследования). Результаты домашних исследований представляются всем детям группы в виде описания словесного, рисунка, схемы, мини-выставки.
Взаимодействие с родителями увеличило интерес детей к экспериментальной деятельности.
Проделанная работа по развитию познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности доказывает свою эффективность. Экспериментальная работа стимулирует детей к исследованию природы, к получению новых знаний. В результате организации экспериментальной деятельности, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется живой интерес к поиску новых знаний. У детей расширяется кругозор, обогащаются знания о живой и неживой природе, о природе многих вещей окружающего нас мира, о взаимосвязях. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы. Развиваются личностные качества такие, как инициативность, целеустремленность, креативность. Кроме того эта система полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым ФГОС.