Получи документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для обучающихся 5–8 лет

Инесса Станиславовна Тараруева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для обучающихся 5–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«Ритмическая мозаика»

Направленность: спортивно-оздоровительная

Уровень: базовый

Возраст обучающихся : 5-8 лет

Срок реализации: 1 год

Дополнительная образовательная программа «Ритмическая мозаика» составлена на основе «Положения об организации дополнительного образования», в соответствии с годовым календарным учебным графиком по ДО на 2021 - 2022 уч. год.

Актуальность:

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Ритмическая мозаика“ для обучающихся 5–8 лет» размещена в разделах

Движение и ритм – это жизнь. Музыка и движение обладают огромными возможностями для полноценного гармоничного физического и духовного развития ребенка.

Данная программа- это система специальных комплексных занятий, на которых средствами музыки и специальных двигательных упражнений, происходит овладение двигательными навыками, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция, произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, речевой, письменной). Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать, побуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкально –двигательные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма, развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует целенаправленной деятельности.

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме.

Ее отличительной особенностью является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.

Целевая аудитория программы, условия приема учащихся.

Программа предназначена для детей 5 – 8 лет (воспитанников детского сада и учащихся начальной школы). Набор учащихся в группу осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений у ребенка.

Характеристика возрастных особенностей, обучающихся :

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания. Ребенок отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно- творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара. Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные навыки и умения у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством ритмопластики; содействовать всестороннему развитию воспитанников и приобщению их к танцевальному искусству.

Программа направлена на решение следующих задач:

Развитие музыкальности:

• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;

• развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

• развитие ловкости, точности, координации движений;

• развитие гибкости и пластичности;

• воспитание выносливости, развитие силы;

• формирование правильной осанки, красивой походки;

• развитие умения ориентироваться в пространстве;

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

• развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

Развитие и тренировка психических процессов:

• развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

• воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Реализация перечисленных задач будет успешной при соблюдении следующих условий:

• мотивации детей к активности в музыкально – ритмической деятельности (дети должны получать истинное удовольствие от движения под музыку);

• партнерских, доверительных взаимоотношений взрослых и детей;

• использования лучших образцов музыкально – ритмического репертуара на основе народной, классической,

высокохудожественной детской современной музыки

Направленность программы : спортивно-оздоровительное

Формы обучения : очная

Методы и средства обучения и воспитания :

• Наглядный

• Практический

• Словесный

• Игровой

• Познавательно-исследовательский

• Слуховой

Режим занятий, объем и срок реализации:

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком, соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПин).

Занятия по дополнительной образовательной программе «Ритмическая мозаика» проводятся 1 час в неделю по 30 минут, 34 часа в течение 1 (одного) года.

Уровень обучения : базовый

Дистанционное обучение применяется с целью индивидуального обучения учащихся, пропустивших занятия по болезни, или другим причинам, а также в условиях ограничительных мероприятий. Дистанционное обучение осуществляется

с применением сервисов сети Интернет:

электронная почта;

платформа Google Класс;

платформа Zoom;

Программа не реализуется в сетевой форме.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ Основные характеристики образовательного процесса

1 Количество учебных недель 34

2 в первом полугодии 17

3 во втором полугодии 19

4 Начало учебного года (планируемая дата начала занятий) 01.09.2021

5 Окончание учебного года (планируемая дата окончания занятий) 30.05.2021

6 Количество учебных часов одного учащегося в неделю 1

7 Количество учебных часов на одного учащегося в год 34

8 Форма организации образовательного процесса очно

Тематическое планирование

№ Тема Всего часов Теория Практика Форма аттестация (контроль) Ожидаемый результат

1 Развитие музыкальности. 6 1 6 Педагогическое

наблюдение

2 Развитие двигательных качеств и умений. 6 1 5 Фиксация в карте

диагностики

3 Развитие умений ориентироваться в пространстве. 4 1 3 Наблюдение,

положительная

оценка

4 Развитие творческих способностей. 6 1 5 Игровые формы

контроля

5 Развитие и тренировка психических процессов. 6 1 6

6 Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности. 5 1 4 Анализ

поведения

учащихся в

игровой ситуации

7 Подведение итогов занятий. 1 1 Открытое занятие

Содержание курса

Развитие музыкальности:

• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями, а также вариации, рондо;

• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др., марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные: ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной, с высоким подниманием колена (высокий шаг, ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением; бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег; прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп, поскок "легкий" и "сильный" и др. ; общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног; имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т. д.); плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

Развитие умений ориентироваться в пространстве.

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).

Развитие творческих способностей:

• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

Развитие и тренировка психических процессов:

• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;

• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т. д.);

развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т. д., разнообразные по характеру настроения.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);

• воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с детьми;

• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т. д.);

• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т. д.

Ожидаемые результаты обучения

• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• У ребенка развита культура слушательского восприятия.

• Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, о творчестве разных композиторов.

• Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.

• Активен в танцевальных импровизациях. Самостоятельно исполняет ранее знакомые танцевальные композиции.

Материально-технические условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое и информационное обеспечение, помещение, инвентарь в соответствии с СанПиНом.

.• тематические подборки иллюстраций, фотографий,

• методическая литература,

• разработки занятий,

• аудиоматериалы,

• видеоматериалы на DVD,

• сценарии отчетных концертов,

• различные атрибуты (скакалки, ленты, зонты, веера, цветы, веночки, музыкальные инструменты, необходимые для постановки сюжетных танцев.

Технические средства обучения :

-Музыкальный центр

-Фонотека

-Видеопроектор

-Ноутбук, колонки

Наглядный материал:

- Иллюстрации (времена года, музыкальные инструменты.)

-Портреты композиторов

-Маски

-Театральные костюмы

Дидактические пособия:

- Музыкально-дидактические игры («Игры с картинками», «Гусеница», «Паровоз», «Кукушка», «Курицы», «Баю-баю», «Две тетери», «Серенькая кошечка», «Музыкальный домик», «Горошина», «Качели», «Эхо», «Листопад», «Кузнечик», «Баба Яга», «Птица и птенчики», «Мишка и мышка», «Чудесный мешочек», «Курица и цыплята», «Петушок большой и маленький», «Угадай-ка», «Кто как идет?», «На чем играю?», «Громкая и тихая музыка», «Узнай какой инструмент», «Колпачки», «Солнышко и тучка», «Грустно-весело»).

Музыкальные инструменты:

-Бубны

-Гитара

-Колокольчики

-Погремушки

-Деревянные ложки

-Барабаны

-Маракасы

-Деревянные палочки

-Балалайки

В ходе работы с детьми по развитию музыкально-ритмических способностей применяется следующее оборудование:

Набор деревянных музыкальных инструментов, ударных музыкальных инструментов;

Оборудование, способствующее развитию мелкой моторики пальцев рук: платочки, шарфики, ленты, флажки, цветы, осенние листочки;

Оборудование, необходимое для развития у детей внимания, ориентировки в зале: обручи, мячи, игрушки, кегли;

Предметы для развития координации движений, выразительности движений, освоения танцевальных элементов: платочки, мячи, цветы, погремушки, колокольчики, бубны, обручи.

Учебно-методические и информационное обеспечение программы

• Буренина А. И. Ритмическая мозаика-3, Программа по ритмической пластике для детей 4–7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС

• Барышникова Т. Азбука хореографии. М. : Рольф, 2000 г.

• Гогоберидзе А. Г. Мониторинг в детском саду. СП 2011 • Гогоберидзе А. Г, Михайлова З. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Детство. СП 2011г 1г.

• Васильева Т. К. Секреты техники танца. С. -Пб. Диамант, 1997 г.

• Диниц Е. В. Азбука танца. Донецк: АСТ, 2004 г

• Гвидо Ригаццони. Бальные танцы. М., 2001 г.

• Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. М. : 2003 г.

• Пол Боттомер. Уроки танца. М. : 2004 г.

• Фадеева С. Методическая разработка по изучению курса хореографии. С-Пб. 1997г.

Список дополнительной литературы для работы преподавателя

• Коренева Т. Ф. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» в 2-хкнигах. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 год.

• Суворова Т. И. «Танцуй малыш» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра».

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для обучающихся 5–8 лет
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 21:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для обучающихся 5–8 лет» (включая файлы) размещена пользователем Инесса Станиславовна Тараруева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД