Инесса Станиславовна Тараруева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» для обучающихся 5–8 лет
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Ритмическая мозаика»
Направленность: спортивно-оздоровительная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся : 5-8 лет
Срок реализации: 1 год
Дополнительная образовательная программа «Ритмическая мозаика» составлена на основе «Положения об организации дополнительного образования», в соответствии с годовым календарным учебным графиком по ДО на 2021 - 2022 уч. год.
Актуальность:
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Ритмическая мозаика“ для обучающихся 5–8 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Движение и ритм – это жизнь. Музыка и движение обладают огромными возможностями для полноценного гармоничного физического и духовного развития ребенка.
Данная программа- это система специальных комплексных занятий, на которых средствами музыки и специальных двигательных упражнений, происходит овладение двигательными навыками, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция, произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, речевой, письменной). Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать, побуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкально –двигательные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма, развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует целенаправленной деятельности.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме.
Ее отличительной особенностью является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий.
Целевая аудитория программы, условия приема учащихся.
Программа предназначена для детей 5 – 8 лет (воспитанников детского сада и учащихся начальной школы). Набор учащихся в группу осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений у ребенка.
Характеристика возрастных особенностей, обучающихся :
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания. Ребенок отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно- творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара. Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
Цель: развивать и совершенствовать двигательные навыки и умения у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством ритмопластики; содействовать всестороннему развитию воспитанников и приобщению их к танцевальному искусству.
Программа направлена на решение следующих задач:
Развитие музыкальности:
• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
• развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;
• развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
• развитие ловкости, точности, координации движений;
• развитие гибкости и пластичности;
• воспитание выносливости, развитие силы;
• формирование правильной осанки, красивой походки;
• развитие умения ориентироваться в пространстве;
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
• развитие творческого воображения и фантазии;
• развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Реализация перечисленных задач будет успешной при соблюдении следующих условий:
• мотивации детей к активности в музыкально – ритмической деятельности (дети должны получать истинное удовольствие от движения под музыку);
• партнерских, доверительных взаимоотношений взрослых и детей;
• использования лучших образцов музыкально – ритмического репертуара на основе народной, классической,
высокохудожественной детской современной музыки
Направленность программы : спортивно-оздоровительное
Формы обучения : очная
Методы и средства обучения и воспитания :
• Наглядный
• Практический
• Словесный
• Игровой
• Познавательно-исследовательский
• Слуховой
Режим занятий, объем и срок реализации:
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком, соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПин).
Занятия по дополнительной образовательной программе «Ритмическая мозаика» проводятся 1 час в неделю по 30 минут, 34 часа в течение 1 (одного) года.
Уровень обучения : базовый
Дистанционное обучение применяется с целью индивидуального обучения учащихся, пропустивших занятия по болезни, или другим причинам, а также в условиях ограничительных мероприятий. Дистанционное обучение осуществляется
с применением сервисов сети Интернет:
электронная почта;
платформа Google Класс;
платформа Zoom;
Программа не реализуется в сетевой форме.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ Основные характеристики образовательного процесса
1 Количество учебных недель 34
2 в первом полугодии 17
3 во втором полугодии 19
4 Начало учебного года (планируемая дата начала занятий) 01.09.2021
5 Окончание учебного года (планируемая дата окончания занятий) 30.05.2021
6 Количество учебных часов одного учащегося в неделю 1
7 Количество учебных часов на одного учащегося в год 34
8 Форма организации образовательного процесса очно
Тематическое планирование
№ Тема Всего часов Теория Практика Форма аттестация (контроль) Ожидаемый результат
1 Развитие музыкальности. 6 1 6 Педагогическое
наблюдение
2 Развитие двигательных качеств и умений. 6 1 5 Фиксация в карте
диагностики
3 Развитие умений ориентироваться в пространстве. 4 1 3 Наблюдение,
положительная
оценка
4 Развитие творческих способностей. 6 1 5 Игровые формы
контроля
5 Развитие и тренировка психических процессов. 6 1 6
6 Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности. 5 1 4 Анализ
поведения
учащихся в
игровой ситуации
7 Подведение итогов занятий. 1 1 Открытое занятие
Содержание курса
Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями, а также вариации, рондо;
• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др., марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные: ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной, с высоким подниманием колена (высокий шаг, ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением; бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег; прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп, поскок "легкий" и "сильный" и др. ; общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног; имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т. д.); плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
Развитие умений ориентироваться в пространстве.
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).
Развитие творческих способностей:
• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т. д.);
• развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т. д., разнообразные по характеру настроения.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
• воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с детьми;
• воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т. д.);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т. д.
Ожидаемые результаты обучения
• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• У ребенка развита культура слушательского восприятия.
• Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, о творчестве разных композиторов.
• Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.
• Активен в танцевальных импровизациях. Самостоятельно исполняет ранее знакомые танцевальные композиции.
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое и информационное обеспечение, помещение, инвентарь в соответствии с СанПиНом.
.• тематические подборки иллюстраций, фотографий,
• методическая литература,
• разработки занятий,
• аудиоматериалы,
• видеоматериалы на DVD,
• сценарии отчетных концертов,
• различные атрибуты (скакалки, ленты, зонты, веера, цветы, веночки, музыкальные инструменты, необходимые для постановки сюжетных танцев.
Технические средства обучения :
-Музыкальный центр
-Фонотека
-Видеопроектор
-Ноутбук, колонки
Наглядный материал:
- Иллюстрации (времена года, музыкальные инструменты.)
-Портреты композиторов
-Маски
-Театральные костюмы
Дидактические пособия:
- Музыкально-дидактические игры («Игры с картинками», «Гусеница», «Паровоз», «Кукушка», «Курицы», «Баю-баю», «Две тетери», «Серенькая кошечка», «Музыкальный домик», «Горошина», «Качели», «Эхо», «Листопад», «Кузнечик», «Баба Яга», «Птица и птенчики», «Мишка и мышка», «Чудесный мешочек», «Курица и цыплята», «Петушок большой и маленький», «Угадай-ка», «Кто как идет?», «На чем играю?», «Громкая и тихая музыка», «Узнай какой инструмент», «Колпачки», «Солнышко и тучка», «Грустно-весело»).
Музыкальные инструменты:
-Бубны
-Гитара
-Колокольчики
-Погремушки
-Деревянные ложки
-Барабаны
-Маракасы
-Деревянные палочки
-Балалайки
В ходе работы с детьми по развитию музыкально-ритмических способностей применяется следующее оборудование:
Набор деревянных музыкальных инструментов, ударных музыкальных инструментов;
Оборудование, способствующее развитию мелкой моторики пальцев рук: платочки, шарфики, ленты, флажки, цветы, осенние листочки;
Оборудование, необходимое для развития у детей внимания, ориентировки в зале: обручи, мячи, игрушки, кегли;
Предметы для развития координации движений, выразительности движений, освоения танцевальных элементов: платочки, мячи, цветы, погремушки, колокольчики, бубны, обручи.
Учебно-методические и информационное обеспечение программы
• Буренина А. И. Ритмическая мозаика-3, Программа по ритмической пластике для детей 4–7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС
• Барышникова Т. Азбука хореографии. М. : Рольф, 2000 г.
• Гогоберидзе А. Г. Мониторинг в детском саду. СП 2011 • Гогоберидзе А. Г, Михайлова З. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Детство. СП 2011г 1г.
• Васильева Т. К. Секреты техники танца. С. -Пб. Диамант, 1997 г.
• Диниц Е. В. Азбука танца. Донецк: АСТ, 2004 г
• Гвидо Ригаццони. Бальные танцы. М., 2001 г.
• Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. М. : 2003 г.
• Пол Боттомер. Уроки танца. М. : 2004 г.
• Фадеева С. Методическая разработка по изучению курса хореографии. С-Пб. 1997г.
Список дополнительной литературы для работы преподавателя
• Коренева Т. Ф. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» в 2-хкнигах. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 год.
• Суворова Т. И. «Танцуй малыш» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра».