Бархоткина Светлана
Долгосрочный проект «Время и часы»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект «Время и часы» реализовывался в совместной деятельности детей, родителей и воспитателя.
На занятиях по разделу «Формирование элементарных математических представлений» дети испытывают трудности. А именно: плохо ориентируются во времени. Также у ребят отсутствуют знания о разновидности часов, нет интереса к коллекционированию.
Цель: В доступной и привлекательной форме познакомить детей с увлекательным миром часов.
Задачи:
• Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
Публикация «Долгосрочный проект „Время и часы“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
• Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
• Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).
• Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме «Часы», развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
• Учить устанавливать время на макете часов.
• Развивать умения применять знания на практике, полученные на занятиях и вне;
Предмет исследования: часы.
Возраст детей: средняя, старшая группы
Гипотеза: Если использовать различные методы и приемы по ознакомлению детей с часами, то они будут знать время и применять эти знания в быту.
Предполагаемый результат:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- у детей сформируется потребность к познанию истории возникновения часов (что стало причиной их появления, их разновидностям и своего прошлого);
- дети получат новые знания: основное назначение часов – определение времени; какие часы были раньше : солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время.
-Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
Проект «Время и часы» состоит из нескольких этапов:
Подготовительный этап:
1. Сбор информации по теме проекта, подборка необходимой литературы
и наглядно-информационного материала; участие в сборе экспонатов.
2. Изучение методической литературы.
3. Подбор художественной литературы, загадок, считалок по данной теме
4. Подбор наглядного материала (иллюстраций и картинок).
5. Создание дидактических игр по теме.
Основной этап:
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелке и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «Что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы и заучивание стихов: Анофриев «Тик- Так», В. Берестов «Приятная весть», С. Баруздин «Точно по часам», И. Мирошникова «Песочные часы», «Стихи про часы и о времени», С. Маршак «Мы в часы мячом попали», Н. Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О. Подтуркина «Часы», И. Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А. Мальгинова «Часы для Биби», М. Манакова «Мой день», Н. Астахова «Учи свои часы ходить».
- Рассматривание и чтение энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», И. Мельников «Про часы и о часах».
- Заучивание физкультминутки «А часы идут, идут…».
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Заучивание пословиц, поговорок о часах, времени.
- Просмотр мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Ключи от времени», «Фиксики –часы».
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы», «Такие разные часы».
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография).
- Конструирование из природного материала «Часы с кукушкой» (коллективная).
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры : «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», лото «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Фиксики», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы», «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Игровое задание: «Напиши цифры», «Впиши пропущенные числа на циферблат», «Найди форму этих часов»
- Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Автобус», «Я - экскурсовод музея часов», «Семья», «Детский сад», «Часовая мастерская».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Как определить без часов, что пора идти домой?»
- Экспериментальная деятельность «Песочные и водяные часы»
- Создание альбомов «Часы», «Самые известные часы в мире».
- НОД «Мы живём по часам».
- НОД развитие речи на тему : «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», «Какие бывают часы?».
- НОД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
- Экскурсии выходного дня в городской краеведческий музей, в магазин часов.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
Заключительный этап:
• Презентация проекта «Время и часы» педагогам МБДОУ «Детский сад №147»
• Мини - музей «Такие разные часы»
Результат:
У детей сформированы первоначальные знания о часах, времени. Заинтересованность детей темой;
Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в играх, задают вопросы; проявляют творчество и активность;
Участие в совместной деятельности родителей.
По результатам проведенной работы, гипотеза подтвердилась: у детей появилось желание изучать часы и применять полученные знания в быту.