Альбина Нигматзянова
Долгосрочный проект «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида» Высокогорского
муниципального района Республики Татарстан»
«Мой край-родной»
Автор проекта :
Нигматзянова А.
Введение
«Любовь к родному краю, родной культуре, к родной речи начинается с малого
- с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходитв любовь к Родине, её истории, прошлому, настоящему…»
Д. С. Лихачёв.
Актуальность проекта :
Публикация «Долгосрочный проект „Мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей малой Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта :
Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края, воспитание гражданских чувств, чувства любви к родине, культуре родного края.
Задачи проекта :
1. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
2. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
3. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
4. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
5. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
6. Познакомить с культурой и традициями родного края.
7. Воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Методы проекта :
- наблюдение;
- совместные творческие игры
- познавательная деятельность;
- экспериментирование;
- анкетирование;
- беседы.
Участники проекта :
Дети, родители и педагоги ДОУ.
Тип проекта :
Групповой, межгрупповой, партнерский с привлечением родителей.
Срок реализации:
Долгосрочный (на один год).
Вид проекта :
Информационно-творческий, познавательный.
Обеспечение проектной деятельности :
Материально-технические ресурсы:
- Подбор литературы о природе, культуре нашего села;
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- Подготовка разного вида бросового материала;
- Разработка дидактических игр;
- Конкурс творческих работ, выставки рисунков;
- Конкурс «Лепбуков» о природе и культуре нашего села;
- Создание условий для проведения открытых мероприятий;
- Создание РППС;
Предполагаемые результаты реализации проекта :
1. Проявление у детей интереса к природе и культуре малой Родины.
2. Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы.
3. Совершенствование непрерывного экологического образования в системе: ДОУ – семья бережного отношения к природе.
Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему адаптироваться к успешному обучению в школе.
Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
Основная часть
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
Цель: Найти и изучить необходимую для проектной деятельности информацию; собрать необходимый материал; диагностическое изучение.
1. Составление перспективного плана проведения ОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.
2. Подбор методического материала по направлению работы.
3. Сбор картотеки дидактических игр по теме.
4. Создание картотеки подвижных игр по теме.
5. Создание картотеки опытов.
6. Создание гербария малой Родины.
Работа с родителями: консультации, изготовление дидактических игр по экологическому воспитанию;
2 этап – Основной
Цель: Проведение работы, необходимой для реализации основного содержания проекта.
1. Оформление развивающей среды по изучению, пополнению знаний детей о природе и культуры Родного края.
2. Проведение организованной образовательной деятельности познавательного цикла по ознакомлению с темой;
3. Организация творческой деятельности детей: игры, составление творческих рассказов, выставки рисунков, аппликация и т. д. по теме;
4. Привлечение детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов, открыток и фотографий
5. Участие детей, родителей, педагогов в акциях.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры.
Оформление дидактических игр по краеведению и природе:
“Узнай, где я нахожусь?»;
«Собери картинку»;
«Карта моей малой Родины»;
«Город будущего»;
«Мой край родной»;
«Я - фотограф»;
«Вот моя улица, вот мой дом родной»;
«Реки, озера, леса»;
«Что это такое»;
«Замысловатые вопросы»;
«Что можно делать в природе, что нельзя»;
«Угадай, что в руке».
Подвижные игры: «Птицы, рыбы, звери», игра с мячом «Я знаю» и д. р.
Познавательное развитие
Экскурсии к достопримечательностям села.
Экскурсия в сельскую библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего села».
Встреча с экологами района.
Цикл познавательных занятий :«Моя малая Родина - Высокая Гора»;
«Культура моей малой Родины»
Продуктивная деятельность
Аппликация «Праздник «Сабантуй».
Рисование «Каким мы видим нашу будущую планету».
Развитие речи
составление творческих рассказов
беседы с детьми «Наш дом – природа», «Природа и культура малой Родины».
Ознакомление с художественной литературой
Чтение литературы о природе и культуре малой Родины.
Проведение книжных выставок
Досуговая деятельность
Слушание звуков природы.
Изучение песен.
Проведение мероприятий. (утренники, развлечения)
Взаимодействие с родителями
Проведение природоохранных акций:
«Очистим природу»;
«Сохраним деревья»;
«Поделись семенами»;
«Огород на окне»;
«Сохраним село чистым»;
«День без автомобиля»;
Изготовление памяток «Как беречь природу»;
Создание фотовыставки «Я – часть природы»;
Оформление альбома «Природа и культура малой Родины»;
Выставка творческих работ «Портрет Осени»;
3 этап – Завершающий
Цель: Обобщить систему работы по формированию кругозора дошкольников через ознакомление с природой и культурой малой Родины.
1. Анализ и обобщение результатов работы по проекту "Сохранение природы и культуры моей малой Родины» КВН в старших, подготовительных группах, в младших средних группах ОД (разработка конспектов педагогами).
2. Творческий отчет по проекту.
Заключение
Семья занимает важное место в воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Поэтому работа с родителями по воспитанию дошкольников является важной частью работы дошкольного учреждения. Только совместными усилиями можно решить главную задачу: воспитание грамотного и развитого человека. В реализации данного проекта родители проявляют свою активность, привлекаясь к совместной с детьми трудовой деятельности, участвовали в акциях, создавали совместные фотоальбомы.
В процессе работы с детьми разыгрываются игры, наблюдения, беседы, чтение экологических сказок, энциклопедий, справочников; прослушивание музыки. У детей отмечен высокий уровень заинтересованности, яркие эмоциональные проявления по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели. Дети охотно делятся своими впечатлениями об исследуемом объекте, активно проявляли познавательный интерес в проектной деятельности. Данная проектная деятельность помогает детям больше узнавать окружающий мир и методы его сохранения.
В проектной деятельности ребенок имеет возможность развивать самостоятельность, целеустремленность, инициативность, настойчивость в достижении цели, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.
Мы подготовили и проводим цикл бесед по экологическому воспитанию, изучаем правила поведения в природе: «Моя малая Родина - Высокая Гора»;
«Культура моей малой Родины»
Список используемой литературы
- Программа «От рождения до школы» /Под ред. М. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – М, 2016;
- И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми ДОУ». Журнал, Управление ДОУ;
- Т. В. Гулидова «Проектная деятельность в детском саду»;
- Л. В. Коломийченко «Дрогою добра»;
- Журнал «Обруч»;
- Журнал «Дошкольное воспитание»;
- Журнал «Ребенок в детском саду»;
- Журнал «Салават купере»;
- П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой»;
- П. Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников»;
- В. Н. Косарева «Народная культура и традиции»;
- М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова «Малыш в мире природы»;
- Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведение ДОУ» Журнал, Управление ДОУ;
- Н. Г. Камратова, Л. Ф Грибова «Моя малая родина» Журнал,Управление ДОУ;
- Детский экологический журнал «Зеленушка»;
- Научно-популярный экологический журнал «Экология Татарстана»;
- Экологическое воспитание дошкольников – учебно-методическое пособие;
Приложение по результатам практической реализации проекта
Акция «День без автомобиля». Были проведены цикл бесед:
- «День без автомобиля»;
- «Город без машин»;
- «эяу йорунен файдасы»;
- «Причины загрязнения воздуха»;
- «Машины отдыхают»; и т. д.
- конкурс рисунков
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе
"Волшебная палочка Осени»
«Жёлтый вальс»
Осенний ветер:
Веселее, веселее! Наступило время танцев листвы… скоро прилетит мой брат, северный ветер, тогда закружатся снежинки, и ваши танцы будут никому не нужны!
Осень нас к себе на бал нынче пригласила,
Чтоб никто не опоздал, Осень попросила.
Смелее, листочки, летите, кружите,
Гостей за собой на бал приведите!
В зал входят дети
1ребё нок:
Осень, нарисуй нам небо,
Чтобы было синим-синим.
На земле траву густую,
На цветах блестящий иней.
2ребё нок:
Краски спутай на палитре
И добавь туда тумана.
Мы тогда получим утро,
То, что видим рано-рано.
3ребё нок:
Словно солнышки сверкают
На берёзке нашей листья.
Ты её, пожалуй, тоже
Разрисуй волшебной кистью.
4ребё нок:
Нарисуй на лужах льдинки,
И прозрачный звонкий дождик…
А ещё меня. И рядом
Разноцветный яркий зонтик!
Песня «Художница Осень»
Ребё нок:
Но где же Осень? Вдруг она забыла к нам дорогу?
С делами, может быть замешкалась немного?
Давайте вместе Осень позовем,
Все:
Осень, тебя мы в гости ждем!
Входит Осень
Осень:
Здравствуйте, мои друзья!
Знакомьтесь: Осень – это я!
Как добрая волшебница,
Я над землей кружу,
Своей волшебной палочкой
Деревья золочу.
И с ребятами сегодня пошутила,
Всем наряд осенний подарила!
Взмахну я палочкой своей
Польётся дождик веселей!
Танец «Бал дождя»
Осень:
По секрету вам скажу: очень я стихи люблю.
Вы, ребята, выходите
И обо мне прочтите.
Индивидуальные стихи
Песня на татарском языке
Осень:
Полон множеством секретов мой осенний лес:
Здесь кто-то улыбается,
А кто-то здесь грустит.
Кому-то здесь мечтается
Здесь доброта царит.
Вот палочка волшебная,
Она поможет вам
Увидеть сказку дивную,
Поверить чудесам!
Счастливого пути!
Ребё нок:
Какую интересную палочку Осень оставила. Хочется попробовать волшебной палочкой что-нибудь сделать, а что если вот этот мухомор оживить?
Касается палочкой мухомора,
Звучит музыка
Ребё нок:
Что слышу я?
В зал входит мухомор
Ребё нок:
Мухомор идёт сюда!
Мухомор:
Я – нарядный мухомор,
Украшаю темный бор!
Я заметный, я красивый,
Самый лучший, самый милый,
Всех грибов важнее я,
Уж поверьте мне, друзья!
К нему подбегает девочка
Девочка:
Ох, и хваста Мухомор – «украшаю темный бор!» (передразнивает)
Знаем, знаем мы тебя,
Ведь тебя варить нельзя!
Хоть красивый ты на вид,
Но на вкус ты ядовит!
Мухомор:
Ну и что! Подумаешь, ядовит! Это неважно.
Главное – красота, ум…и умение веселиться, вот!
Эй, ребятки озорные,
Мухоморчики лесные,
Выбегайте поскорей,
Да танцуйте веселей!
Покажите дружно,
Как веселиться нужно!
«Грибная полька»
Дети рассаживаются на места,
в зал вбегает Грязнулька с большим пакетом мусора
Грязнулька:
Праздник они тут устроили! Нарядились, палочкой волшебной машут. Вот она то мне и нужна!
Ведущая:
Уважаемая, вы кто такая? И для чего Вам волшебная палочка Осени?
Грязнулька:
Я – принцесса Грязнуля!
Порядок я не уважаю,
Везде мусор бросаю!
Мусор украшает лес, а здесь даже пнуть нечего, непорядок!
Где приятно отдохнуть, так это на поляне, заваленной банками, фантиками…
Ничего, сейчас я наведу порядочек! А волшебная палочка поможет мне превратить всю планету в мусорную свалку
Начинает разбрасывать из мешка мусор
Ведущая:
Что ты делаешь! Нельзя мусорить в лесу!
Грязнулька:
Это ещё почему?
Дети объясняют
Ведущая:
Если не перестанешь безобразничать, мы прогоним тебя!
Грязнулька:
Вы меня! Да я, да я…Папа!
Кричит, топает ногами
В зал входит Мусорный король
Мусорный король:
Кто посмел обидеть мою принцесочку?
Грязнулька:
Они не разрешают мне мусорить!
Ведущая:
Ребята, а это ещё кто?
Мусорный король:
Я мусорный король,
Представлюсь вам, друзья.
Без мусора и хлама
Мне не прожить ни дня!
Смотрите, какой я красивый! Спасибо тем людям, которые мусор оставляют мне на украшения. Всем, кто мне помогает, медали нужно вручать!
Достаёт медаль
Мусорный король:
Ну что, есть претенденты на награду?
Дети:
Нет!
Мусорный король (обращается к родителям)
А среди вас?
Грязнулька продолжает разбрасывать мусор
Мусорный король:
Молодец, доченька, им теперь ни за что столько мусора не собрать! И никакая волшебная палочка не поможет!
Ведущая:
Это мы ещё посмотрим! Мы не только его соберём, а ещё рассортируем!
Игра «Собери и рассортируй мусор»
Во время и игры Король и Грязнулька мешают детям
Грязнулька:
Ничего не помогает, какие ловкие ребята, всё-таки обыграли нас!
Что же делать, когда вокруг чистота?
Куда девать весь это мусор?
1ребё нок:
Показ моды начинаем,
Дом моделей открываем.
Такого вы не видели, не знали,
Что мы покажем в нашем зале.
Вместе:
В наших модах — новизна,
В наших модах — красота!
2ребё нок:
Приглашает наша мода всех людей,
Наряжает она взрослых и детей.
Из мусора одежду шьём –
Мы так природу бережём!
«Мусорная мода»
Грязнулька:
Вот здорово! Я тоже такой наряд хочу! Простите нас, ребята.
Мусорный король:
Не переживай, доченька, мусора ещё много, не на один наряд хватит!
В зал входит Осень с корзиной в руках
Осень:
Вижу, вы здесь не скучаете,
Веселитесь от души, забавляйтесь.
Удалось вам здесь увидеть чудеса?
Палочка волшебная вам в этом помогла?
Ребёнок передаёт палочку Осени
Дети:
Да!
Грязнулька:
Здесь произошли настоящие чудеса! Ребята нам объяснили, что
К природе бережно всем относиться надо, тогда и от неё нам будет благодарность и награда!
Осень:
Вы — чудесные ребята, на кого ни погляжу,
И за это, дорогие, я вас яблоками угощу!
Передаёт корзину ведущей
Мусорный король:
Было весело сегодня,
Были песни, танцы, смех!
А теперь мы на прощанье
Фото сделаем для всех!