алена кирхгеснер
Проект «Какие бывают часы»
Тема: «Какие бывают часы».
Тип проекта : познавательно-творческий
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель
Сроки реализации: краткосрочный (неделя)
Актуальность: Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!
Публикация «Проект „Какие бывают часы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой - настал полдень.
Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.
Поэтому я решила на следующий год в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить проект совместной деятельности на тему «Какие бывают часы».
Цель:
-Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов,
-подвести к пониманию их назначения и функции;
-развитие временных представлений.
Задачи:
для детей:
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
для родителей:
- собрать информацию о разных часах (солнечные, часы - цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы;
- сводить детей в магазин часов
- сводить и показать детям самые большие часы в г. Тюмени (к вечному огню, куранты)
для педагога:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- собрать, как можно больше видов часов
- пополнить словарный запас детей, с помощью слов: часовщик, огненные часы, механические часы, электронные часы.
Ожидаемые результаты:
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания (виды часов) : главное назначение часов – фиксация времени; солнечные, часы - цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы, механические часы, электронные;
- дети будут знать: часы давних времен не могут показывать точное время, а часы современного мира показывают нам точное время.
Продукт проекта :
- создание мини-музея «Такие разные часы»
- изготовление «Огненных часов»
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме; беседа с целью создания коллекции часов в группе.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Работа с родителями).
2 этап- основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы все исчезнут?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
- Цикл рассказов для детей (рассказы самих детей) : «Цветочные часы», «Солнечные часы или часы на небе»; «Водные часы»; «Огневые часы»; «Песочные часы»; «Механические часы»; «Электронные часы», «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть», «Стихи про часы и о времени», С. Маршак «Мы в часы мячом попали», Н. Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», А. Прохоров «Весёлые часики».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Книжка с наклейками «Время», С. Гаврина.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой»
- Лепка «Весёлые будильники» (пластилинография)
- Рисование «Наручные часы».
- Дидактическая игры : «Путешествие в страну часов», «Тик-так бум», «Поможем Элли вернуться домой» (с помощью палочек Кюизенера, «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
-НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- НОД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Консультация для родителей «Как научить ребенка времени»
-Сюжетно-ролевая игра «Часовая мастерская». Продолжать знакомить детей с профессией «Часовщик». Углублять знания о труде часовщика.
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание коллекции часов
- Создание альбома детских рисунков
- Создание альбома «Такие разные часы» (с подробным описанием. Работа родителей и детей)