Аксёнова Наталья Александровна
Долгосрочный проект по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы «Такой разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект по сенсорному воспитанию детей 1 младшей группы «Гномики»
на тему: «Такой разноцветный мир»
Вид проекта :
Информационно –практико -ориентированный.
Продолжительность:
Долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021 год).
Участники:
воспитатели, дети первой младшей группы, родители воспитанников.
Результативность проекта :
Публикация «Долгосрочный проект по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы „Такой разноцветный мир“» размещена в разделах
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития:
- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предмета;
- группируют в соответствии с образцом предметы по форме, цвету, величине при выборе из 4-х;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо формы и т. п.);
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. д.);
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (крыша, мяч);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета;
- в процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины;
- различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и статически; повышают работоспособность; формируют умение учиться;
- занятия по сенсорному воспитанию способствуют развитию речи и мелкой моторики рук.
Проблема:
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Задача педагогов – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Хочу обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
В целом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Задачи, решаемые в проекте :
- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
- проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);
- учить детей называть свойства предметов;
- формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;
- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
Этапы реализации проекта.
№ п/п Этапы Содержание работы
1. информационно-аналитический (подготовительный) изучение специализированной литературы, обдумывание идеи проекта, изготовление и покупка дидактических игр, сбор информации, материала для реализации идеи, изучение индивидуальных особенностей детей, подбор заданий для диагностики детей и проведение диагностики в начале учебного года.
2. организационный определение сроков реализации проекта, составление плана проекта по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина, плана индивидуальной работы с детьми, проведение дидактических игр и организационной образовательной деятельности с детьми, проведение консультаций и родительских собраний.
3. заключительный подведение итогов (диагностика детей в конце учебного года, проведение заключительного занятия).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
по сенсорному воспитанию детей 1 младшей группы «Гномики»
На 2020-2021 учебный год
Месяц 1 занятие 2 занятие Игровая самостоятельная деятельность Работа с родителями
Сентябрь «Знакомство с величиной предметов»
Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами (вынимать и вкладывать, обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками. «Закрой окошки в домиках».
Цель: учить выбирать предметы двух заданных сенсорных свойств - величины и формы из четырех возможных. Учить соотносить разнородные предметы по форме и величине. Закрепить названия величины предмета: большой и маленький. «Гараж для машины», «Домики для животных», «Раскладывание однородных предметов разной
величины на две группы», лото «Игрушки» Родительское собрание «Ранний возраст: особенности и задачи обучения и воспитания», Консультации «Что такое сенсорика?», «Роль воспитателя в сенсорном развитии»,
ширмы «Психологические особенности детей раннего возраста», «Сенсорное развитие в детском саду»
Октябрь
«Большая и маленькая собачка».
Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов большая и маленькая к повторению фраз. «Найди такой же листик»
Цель: познакомить детей с желтым цветом. Закрепить знания красного, зеленого цвета. Учить соотносить предмет по цвету. «Закрой окошко (цвет)», вкладыши «Собачки», выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята» Консультации: «Сенсорное развитие малышей»,
ширма «Сенсорное воспитание в семье»,
«Сенсорное развитие»,
«Роль родителя в сенсорном воспитании», «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
Ноябрь
«В царстве фигурок—человечков».
Цель: ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучать приему обследования пальцем контура фигуры. «Огоньки ночью»
Цель: формировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета (из четырех предложенных, обучать технике нанесения мазка способом «примакивания». «Цветы на поляне», «Прикрути крышечку», «Раскладывание однородных предметов разной
формы на две группы», «Покажи и принеси»,
вкладыши «Геометрические фигуры», рассматривание альбома «Один-много» Консультация «Пальчиковые игры», «Карандаш-массажёр», «Возрастные особенности развития моторики и координации»,
ширмы «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»
Декабрь
«Помоги куклам найти свои игрушки».
Цель: закрепить у детей умение группировать и соотносить их по цвету. «Построим башню».
Цель: обучать детей пониманию отношений по величине между объектами и плоскостными предметами, обучение соотнесению. 2-3 рядов величин между собой. «Разноцветные машины», «Соедини яйца (бумажные)», «Наряди солнышко», лото «Птицы», рассматривание альбома «Зелёный цвет в окружающем мире» Консультация «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста», «Организация и проведение дидактических игр» «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»
Январь
«Чудесный мешочек».
Цель: научить детей раскладывать предметы по форме, называть форму: кубик, шарик, кирпичик. «Складывание двухместной матрешки»
Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами - открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. «Подбери кораблику парус», «Наряди ёлочку»
«Шарик к ниточке», лото «Предметы», рассматривание альбома «Жёлтый цвет в окружающем мире»
Консультации «Классификация игр» «Роль дидактических игр и игрушек в формировании сенсорной культуры», «Виды дидактических игр»,
Ширма «Учимся убирать игрушки», «Растём, играя»
Февраль
«Поймай рыбку».
Цель: знакомить детей с новым (синим) цветом. Закрепить знания изученных цветов: красного, зеленого, желтого, белого. Учить
различать и называть их, выполнять простые действия с предметами, познакомить с понятием «много». «Построим домики».
Цель: закрепить представления о геометрических формах. Обучать детей воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). «Мяч в корзинку», «Окраска воды», лото «Транспорт», рассматривание альбома «Синий цвет в окружающем мире»
Родительское собрание «Растём играя»,
ширма «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»,
консультация «Зачем нужны игрушки»
Март
«Что в корзиночке лежит?»
Цель: дать представление о разнообразии геометрических тел. Ввести в активный словарь названия объемных тел: шарик, кубик, кирпичик, колечко, палочка. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. «Путешествие в весеннем лесу»
Цель: развивать у детей умение слышать и выполнять инструкцию взрослого, различать и правильно называть цвет, различать предметы по ширине, учить использовать нетрадиционный метод рисования. «Посадим грибочки», «Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы», лото «Дикие животные», рассматривание альбома «Красный цвет в окружающем мире» Консультация «Наши пальчики лепят», «Волшебные ладошки», ширма «Полезные сайты для заботливых родителей»
Апрель
«В гости к матрешке»
Цель: закреплять умение: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, длина: короткий, длинный величина: большой, маленький, цвет: желтый, красный, развивать наглядно-образное мышление воспитывать «Закрой двери в домиках».
Цель: обучать детей выделению параметров величины предметов. «Закрой коробку», Соедини яйца (яйца из киндер-сюрприза)», «Разноцветная посуда», «Покажи то, что скажу», «Соедини картинки», «Нанизывание бус» Консультация «Наблюдательность – ключ к познанию»
Май
«Воздушный шарик»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей путем выделения формы предметов, обведения их по контору поочередно то одной, то другой рукой. Учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их.
«Игрушки»
Цель: продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником. «Возьми такую же полосочку», «Пазлы - животные», «Четвёртый лишний», наблюдения на прогулке за одуванчиками, тюльпанами, за листьями деревьев Информирование родителей о результатах диагностики
Информационные ресурсы
1. Альтхауз Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В. В. Юршайкина. – М. : Просвещение, 2014;
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2017;
3. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего возраста/З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2011;
4. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
5. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2016
6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е. В. Зворыгина и др. ; под ред. С. Н. Новосёловой. - М. : Просвещение, 2015.;
7. Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
8. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. : Просвещение, 1985;
9. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 2016;
11. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» - 2015;