Наталья Иванова
Долгосрочный проект «От близкого к далекому»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица1 – Паспорт проекта
Название
проекта «От близкого к далекому».
Тема проекта Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о малой Родине
Автор проекта Иванова Наталья Александровна
Проблема, на решение которой направлен проект У большинства детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень сформированности представлений о культурном наследии чувашского народа
Публикация «Долгосрочный проект „От близкого к далекому“» размещена в разделах
Цель проекта Формировать у детей старшего дошкольного возраста чувства гордости за свою Родину, понимания своей принадлежности к родному краю.
Задачи проекта 1. Воспитывать у дошкольников чувства любви и уважения к традициям своего народа, к культурным ценностям, к родному краю.
2. Создать условия для активизации полученных знаний в различных видах детской деятельности.
3. Развивать познавательную активность, желание получать новые знания, воображение и творческие способности.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
5. Создать условия для тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в системах «родители – педагоги» и «родители – дети – педагоги» по приобщению дошкольников к культурному наследию чувашского народа.
Участники проекта Педагоги, родители и дети старшего дошкольного возраста
Сроки реализации
проекта Долгосрочный, сентябрь,2017 г. – февраль, 2018 г.
Ожидаемые результаты 1. Проявление у дошкольников чувства любви и уважения к традициям своего народа, к культурным ценностям, к родному краю.
2. Созданы условия для активизации полученных знаний в различных видах детской деятельности через пополнение дидактического материала.
3. Наблюдается развитие познавательной активности, желания получать новые знания, воображения и творческих способностей.
4. Повышен уровень профессиональный компетентности педагогов ДОУ по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
5. Созданы условия для тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в системах «родители – педагоги» и «родители – дети – педагоги» по приобщению дошкольников к культурному наследию чувашского народа.
6.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Одним из основных направлений развития воспитания согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации является обновление воспитательного процесса в рамках патриотического, духовного и нравственного воспитания, а также приобщения детей к культурному наследию.
Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов: Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования на период до 2020г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2017 г. г.». Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса в воспитании патриотизма дошкольника. Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны.
Таким образом, данные направления были и остаются актуальными в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства. Чувство патриотизма очень сложное по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Становление патриотических чувств происходит постепенно, в процессе накопления представлений об окружающем мире, малой родине, где человек родился и живет, формирования осознанного, ответственного отношения к своей стране, планете.
Воспитание патриотизма – основа современной системы образования. Решая задачи патриотического воспитания подрастающего поколения, педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций реализуют различные программы, используют разные формы организации деятельности детей, создают условия для активного включения в образовательный процесс родителей воспитанников.
Как показывает практика, у большинства дошкольников наблюдается недостаточный уровень сформированности представлений о культурном наследии чувашского народа. Анкетирование среди родителей также показало, что они мало уделяют внимание ознакомлению своих детей с культурой чувашского народа.
В настоящий момент накоплен достаточный опыт работы по ознакомлению детей с малой родиной, приобщению к народной культуре. На наш взгляд, одним из средств, обеспечивающих возможность формирования у дошкольников эмоционально положительного отношения к окружающему миру, приобщения их к культурному наследию является народно-прикладное искусство. Так, с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства гордости за свою Родину, понимания своей принадлежности к родному краю реализован проект «От близкого к далекому».
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ПРОЕКТА
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства гордости за свою Родину, понимания своей принадлежности к родному краю
Задачи проекта :
1. Воспитывать у дошкольников чувства любви и уважения к традициям своего народа, к культурным ценностям, к родному краю.
2. Создать условия для активизации полученных знаний в различных видах детской деятельности.
3. Развивать познавательную активность, желание получать новые знания, воображение и творческие способности.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
5. Создать условия для тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в системах «родители – педагоги» и «родители – дети – педагоги» по приобщению дошкольников к культурному наследию чувашского народа.
3. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Участниками реализации проекта являются педагоги МБОУ «Малояушская СОШ» дошкольной группы Вурнарского района,с. Малые Яуши, Иванова Наталья Александровна – студент группы заочной формы обучения по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, дети старшего дошкольного возраста и их родители. Роль участников проекта представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Участники проекта
Участники Роль в реализации проекта
Воспитатели Руководство по разработке и реализации проекта.
Оказание методической помощи в реализации проекта.
Родители Взаимодействуют, сотрудничают с воспитателями при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта
Дети старшего дошкольного возраста Участники проекта
Рисунок 1 - Участники реализации проекта
4. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Эффективность и качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов:
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
Программно-методическое обеспечение:
Программа:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2015. – 354 с.
Методическое обеспечение:
1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) : Книга для воспитателей детского сада / Н. В. Алешина - М. :, Сфера, 2011.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.
3. Губанова Н. Ф. – Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет М. -. Мозаика – Синтез, 2008.
4. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2009- 2010.
Кадровые ресурсы:
Воспитатель: Семенова Алина Марковна (педагогический стаж – 18 года, квалификационная категория: первая).
Информационные ресурсы:
1. Информационные стенды для родителей (в ДОУ и группе, буклеты, памятки.
2. Сайт ДОУ.
3. Презентации, видеофильмы, музыкальное сопровождение (песни, минусовки песен).
Технические ресурсы:
- магнитофон, музыкальный центр;
- цифровой фотоаппарат;
- музыкальная колонка;
- ноутбук.
Материально – технические ресурсы:
- наглядные пособия (презентации, видеоматериал, репродукция картин, плакаты, иллюстрации, фотографии, алгоритмы, схемы);
- методический материал: комплекс гимнастики после сна;
- игрушки: сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие животных и др. ;
- дидактические игры;
- предметы прикладного искусства;
- художественные принадлежности для продуктивных видов деятельности;
- художественная литература;
- уголок родного края:
5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Механизм реализации проекта представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Этапы Целевая аудитория Содержание
Подгото-витель-ный этап С педагогами - изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы по данной теме
- анализ развивающей предметно-пространственной среды группы
- анкетирование педагогов
С детьми - выбор с детьми названия проекта
- разработка плана действия каждого участника проекта совместно с дошкольниками, определение степени участия каждого
- обмен информацией, распределение собранного материала
-мониторинг сформированности представлений у детей о культурном наследии чувашского народа
С родителями - создание информационной папки-передвижки о проекте, ознакомление и консультации на родительском собрании
-проведение анкетирования родителей с целью изучения готовности принятия участия в проекте
Основной этап С педагогами - изучение художественной литературы, народного фольклора;
- подбор наглядных пособий;
-проведение консультации с педагогами на тему «Традиции чувашского народа»
С детьми -беседы с детьми о родном крае, о наследии чувашского народа «Чувашский край люби и знай»;
-рассматривание иллюстраций, открыток «Знаменитые люди Чувашии», «Моя малая Родина»;
-просмотр видеофильмов о городе Чебоксары;
- рассматривание открыток с детьми «Знаменитые люди Чувашии»;
-разучивание и проведение чувашских подвижных игр
-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства
-рассматривание с детьми чувашских национальных костюмов
С родителями - разработка альбомов совместно с родителями «Писатели Чувашии – детям», «Знаменитые люди Чувашии», «Памятники архитектуры города Чебоксары»
Заключи-тельный этап С педагогами -организация и проведение круглого стола по итогам реализации проекта и определение перспектив дальнейшей работы
презентация проекта на на родительском собрании.
С детьми -выставка рисунков «Чувашия – мой край родной»;
-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знаешь ли ты свой город?»;
- подготовленное выступление детей о проекте;
.-мониторинг сформированности представлений у детей о культурном наследии чувашского народа
С родителями -выставка совместных фотографий «Сердцу милый уголок»
-оформление совместно с родителями стенда «Наш любимый город»
-создание мобильной библиотеки и мобильной выставки картин чувашских художников на базе дошкольного учреждения
-повторный опрос родителей «Что вы знаете о культурном наследии чувашского народа?»
-совместное проведение досугов с родителями и детьми «В краю ста тысяч песен»
6. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Этапы Мероприятия Срок реализации Ответственные
Подгото-витель-ныйэтап изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы по данной теме 1-ая неделя октября 2017 г. Иванова Н. А.
анализ развивающей предметно-пространственной среды группы 1-ая неделя октября 2017 г. Иванова Н. А.
воспитатели
выбор с детьми названия проекта 2-ая неделя октября 2017 г. Иванова Н. А.
воспитатели, дети
разработка плана действия каждого участника проекта совместно с дошкольниками, определение степени участия каждого 2-ая неделя октября 2017 г. Воспитатели,
Иванова Н. А.
обмен информацией о запуске проекта «От малого к далекому», распределение обязанностей среди педагогов 3-ая неделя октября 2017 г. Воспитатели, родители,
Иванова Н. А.
создание информационной папки-передвижки о проекте, ознакомление и консультации на родительском собрании 3-ая неделя октября 2017 г. Воспитатели,
Иванова Н. А. родители
- анкетирование педагогов на тему «Важно ли воспитывать в детях любовь к Родине?» 3-ая неделя октября 2017 г. Иванова Н. А.
-мониторинг сформированности представлений у детей о культурном наследии чувашского народа 4-ая неделя октября 2017 г. Иванова Н. А.
-проведение анкетирования родителей с целью изучения готовности принятия участия в проекте 4-ая неделя октября 2017 г. Иванова Н. А.
Основной этап
-беседы с детьми о родном крае, о наследии чувашского народа «Чувашский край люби и знай» 1-ая неделя ноября 2017 г. Воспитатели,
Иванова Н. А.
-рассматривание иллюстраций, открыток «Знаменитые люди Чувашии», «Моя малая Родина» 1-ая неделя ноября 2017 г. Иванова Н. А.
-просмотр видеофильмов о городе Чебоксары, документального фильма «Моя малая Родина» 2-ая неделя ноября 2017 г. Иванова Н. А.
-организация и проведение дидактических игр «Угадай кто я», «Как зовут друзей», «Назови столицу» 2-ая неделя ноября 2017 г. Иванова Н. А.
- рассматривание открыток с детьми «Знаменитые люди Чувашии» 3-ая неделя ноября 2017 г. Иванова Н. А.
-чтение отрывков произведений чувашских авторов (Р. Сарби, В. Чаплина, Е. Афанасьева, В. Давыдов-Анатри) с мультимедийным сопровождением 3-ая неделя ноября 2017 г. Иванова Н. А.
-непосредственно-образовательная деятельность с детьми по познавательному развитию «Памятники нашего города» 4-ая неделя ноября 2017 г. Иванова Н. А.
- слушание чувашских музыкальных произведений «Таван сершыв», «Сапка юрри», «Кавакал» 4-ая неделя ноября 2017 г. Иванова Н. А. музыкальный руководитель
-организация и проведение игр драматизаций по мотивам чувашских сказок 1-ая неделя декабря 2017 г. Воспитатели,
Иванова Н. А.
-разучивание и проведение чувашских подвижных игр «Сёткан кайак тинэсрэ», «Пула», «Уйохпа хевель» 2-ая неделя декабря 2017 г. Иванова Н. А.
- непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность – знакомство с чувашскими народными музыкальными инструментами) 3-ая неделя декабря 2017 г. Иванова Н. А. музыкальный руководитель
-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства 4-ая неделя декабря 2017 г. Иванова Н. А.
-рассматривание с детьми чувашских национальных костюмов 1-ая неделя января 2018 г. Иванова Н. А.
-организация изобразительной деятельности с детьми на тему «Вечерние Чебоксары» 2-ая неделя января 2018 г. Воспитатели, Иванова Н. А.
-организация продуктивного вида деятельности с детьми «Когда город был маленький» 2-ая неделя января 2018 г. Воспитатели, Иванова Н. А.
-непосредственно-образовательная деятельность по лепке «Орнаменты чувашского народа» 3-ая неделя января 2018 г. Воспитатели Иванова Н. А.
-проведение консультации с педагогами на тему «Традиции чувашского народа» 4-ая неделя января 2018 г. Воспитатели,
Иванова Н. А.
-разработка методических рекомендаций для родителей «Писатели Чувашии – детям», «Знаменитые люди Чувашии», «Памятники архитектуры города Чебоксары» 1-ая неделя февраля 2018 г. Иванова Н. А.
Заключи-тельный этап -выставка рисунков «Чувашия – мой край родной» 2-ая неделя февраля 2018 г. Иванова Н. А.
-выставка совместных фотографий «Сердцу милый уголок» 2-ая неделя февраля 2018 г. Иванова Н. А.
родители
-оформление совместно с родителями стенда «Наше любимое село» 2-ая неделя февраля 2018 г. Иванова Н. А. родители
-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знаешь ли ты свой район?» 2-ая неделя февраля 2018 г. Воспитатели,
Иванова Н. А. родители
-создание мобильной библиотеки и мобильной выставки картин чувашских художников на базе дошкольного учреждения 2-ая неделя февраля 2018 г. Воспитатели, Иванова Н. А.
родители
-совместное проведение досугов с родителями и детьми «В краю ста тысяч песен» 2-ая неделя февраля 2018 г. Воспитатели, Иванова Н. А.
родители
-мониторинг сформированности представлений у детей о культурном наследии чувашского народа 3-ая неделя февраля 2018 г. Воспитатели,
Иванова Н. А.
-повторный опрос родителей «Что вы знаете о культурном наследии чувашского народа?» 3-ая неделя февраля 2018 г. Воспитатели,
Иванова Н. А.
-организация и проведение круглого стола по итогам реализации проекта и определение перспектив дальнейшей работы 3-ая неделя февраля 2018 г. Воспитатели,
Иванова Н. А.
презентация проекта на на родительском собрании 3-ая неделя февраля 2018 г. Воспитатели,
Иванова Н. А.
родители
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Проявление у дошкольников чувства любви и уважения к традициям своего народа, к культурным ценностям, к родному краю.
2. Созданы условия для активизации полученных знаний в различных видах детской деятельности через пополнение дидактического материала.
3. Наблюдается развитие познавательной активности, желания получать новые знания, воображения и творческих способностей.
4. Повышен уровень профессиональный компетентности педагогов ДОУ по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
5. Созданы условия для тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в системах «родители – педагоги» и «родители – дети – педагоги» по приобщению дошкольников к культурному наследию чувашского народа.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Достижение ожидаемых результатов.
4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.
8. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации педагогов детского сада и других образовательных учреждений. Данный проект могут использовать другие образовательные учреждения при формировании у детей представлений о малой Родине, а также студенты педагогических специальностей в процессе прохождения педагогической практики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: Книга для воспитателей детского сада / Н. В. Алешина - М. : Сфера, 2009. - 127 с.
2. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) : Книга для воспитателей детского сада / Н. В. Алешина - М. :, Сфера, 2011 - 132с.
3. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Ю. Е. Антонов, Л. В., Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова - М. : АРКТИ, 2003 - 132 с.
4. Волобуева Н. Г. «О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем», «Педагогика: традиции и инновации», октябрь 2011 г.
5. Герасимова З. Н. Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Н. Герасимова, Н. Е. Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. - №12. – C. 47-52.
6. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская. - М. : ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / М. Д. Маханева. - М. : НРКТИ, 2004.- 72 с.
8. Миронова Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. - 2008.- №1.- C. 17-23.
9. Михайлова Е. К. Нравственно-патриотическое воспитание / Е. К. Михайлова // Ребенок в детском саду. - 2005.- №5.- C. 38-42.
10. Рыбалова И. Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2003.- №6.- C. 45
11. Сакавичене О. Н. Патриотическое воспитание дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2006.- №2.- C. 14-1