Алла Шалласуева
Долгосрочный познавательный творческий проект во второй младшей группе «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Я и моя семья»
Подготовила:
воспитатель младшей группы
Шалласуева А. О.
Тип, вид проекта : творческий, познавательный.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.
Место проведения проекта : групповая комната.
Актуальность:
Публикация «Долгосрочный познавательный творческий проект во второй младшей группе „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Нынешнее время диктует свои порядки. В гонке за экономическим благополучием, к сожалению, взрослые не уделяют должного времени своим маленьким детям для их личностного развития. Дети очень мало знают о семье, ее членах, традициях, а, самое главное, зачастую не имеют даже понятия семьи. В детском возрасте основными общественными институтами, стоящими у истоков заложения основ благополучного будущего наших детей, а соответственно и самосознательных граждан являются семья и детский сад. Поэтому я считаю, что необходимо актуализировать и мобилизовать потенциал родителей для воспитания и формирования в детях правильного понятия семьи и семейных ценностей. Не родители должны помогать детскому саду в реализации данного проекта, а детский сад должен помочь родителям подтолкнуть и инициировать начало непрерывного процесса заложения нужнейших знаний о семье. По моему мнению без правильной благополучной семьи не может существовать и благополучного полноценного общества. Поэтому основной целью проекта является дать как можно большее, полное и правильное представление о семье детям.
Пояснительная записка
Реализация проекта о семье с детьми нашего возраста (младший дошкольный возраст) имеет определенные особенности. Дети очень легко воспринимают информацию, которая им преподносится. Они буквально впитывают ее как губка. Наша задача правильно использовать эту особенность. Это возраст, когда у детей начинают формироваться элементарные представления о нормах общества и явлениях окружающей жизни, закладываются основы патриотического воспитания. Самая первая ступень этой лестницы начинается с семьи. Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи основных социо-культурных ценностей, являющихся главными факторами формирования личности ребенка.
Определяющей и ведущей областью проекта является коммуникативная и речевая сфера. Именно через коммуникацию, то есть общение, с древнейших времен передается огромный багаж знаний и опыта от взрослого поколения к детям. Кроме того, в проекте глобально уделено место художественно-эстетическому развитию, как основному виду деятельности ребенка, способствующему творческому мышлению. Детям в этом возрасте свойственна глубокая эмоциональность и эмоциональная отзывчивость. Именно это позволяет воспитывать в них добрые чувства, любовь к близким, уважение к окружающим, в том числе, и к членам своей семьи.
Сегодня существует много инновационных технологий, а также методов работы с детьми дошкольного возраста. Проект – это идеальная форма работы, дающая большой багаж дополнительных знаний, а также наиболее удачный способ задуматься о роли семьи в жизни детей. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личностных качеств ребенка, а также укрепления и развития детско-родительских отношений.
Цель проекта :
1. Формировать у детей основные понятия и представления о семье
2. Дать представление о семейных традициях, обычаях, семейных праздниках
3. Расширить понятие своей собственной семьи
4. Формировать благополучный климат детско-родительских отношений в группе
Задачи проекта :
• Воспитывать уважительное отношение к своим предкам, родословной, членам своей семьи
• Вызывать желание детей рассказывать о своей семье, обогатить словарный запас детей
• Закреплять названия членов семьи
• Привлечение родителей к совместной творческо-познавательной деятельности с детьми
• Развивать коммуникативные навыки, а также познавательный интерес и творческие способности детей
Этапы содержания практической деятельности по реализации проекта
1 этап - подготовительный:
1. Подбор наглядно-дидактической литературы, демонстрационного материала, бросового материала для изготовления фотоальбомов в технике скрапбукинг (пуговички, пайетки, ленточки, кусочки кружев, тканей, шнурков, анкетирование родителей.
2. Изучение соответствующей литературы по теме «Семья»
3. Разработка конспектов, планов, составление заданий и занятий для детей по теме.
4. Подготовка консультации для родителей о важности семейных ценностей в жизни детей.
5. Сбор материала для итогового мероприятия по проекту (фотографии для семейных альбомов)
Задачи:
• Подготовить базу для реализации проекта
• Поработать с родителями на подготовительном этапе, задав им направление работы с детьми
• Сформировать собственный потенциал для работы над проектом
2 этап - практический:
Организация проекта.
1. Реализация мероприятий, предусмотренных проектом (организация НОД, бесед, творческо-познавательной и спортивной деятельности)
2. Рассказ о происхождении праздника «День семьи»
3. Изготовление открыток для пап и мам, семейного древа, семейных альбомов, рассматривание семейного герба.
Задачи:
• Правильная проектная организация образовательного и воспитательного процесса
• Заложить основы традиционных знаний о семье, празднике семьи
• Реализация практической стороны проекта
3 этап-заключительный:
1. Презентация итогов проекта, результатов его проведения.
2. Организация выставки семейных альбомов.
Задачи:
• Творческое взаимодействие с родителями
• Представить результаты реализации проекта
План реализации проекта
Месяц
Область
Форма работы
Ноябрь
(общие понятия) Речевое
Соц-ком
Работа с род
Физ
Соц-ком
Речевое
Соц-ком
Худ-эст
Физ 1. Чтение: рассказ «Мама», р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди».
2. Беседы: «Что такое семья», «Моя семья», 3. Пальчиковая игра «семейка»
4. Консультация для родителей «Семья-как это важно!»
5. Физкультминутка «Семья»
6. НОД «Моя семья»
7. Загадки о семье
8. Стихотворение «Семья-это мы»
9. С/р игра «Дочки-матери»
10. Рисование рисунков «Моя семья»
11. Спортивный праздник «День матери»
12. Анкетирование родителей
Декабрь
(семейные традиции) Физ
Соц-ком
Физ
Работа с род
Соц-ком
Худ-эст
Познав
Соц-ком
Работа с род 1. Физкультминутка «Дружно маме помогаем»
2. Беседа «Какие бывают семьи», «Детеныши животных», «Семейные традиции», «Когда бывает праздник «День семьи»», «Символика-что такое семейный герб»
3. Подвижная игра о семье под музыку
4. Составить рассказ о семейной прогулке или семейном празднике вместе с ребенком.
5. Папка-передвижка о семье
6. Изучение истории семьи
7. Рисование рисунков «семейный ужин»
8. Д/и «назови, как тебя дома ласково называют»
9. Мультфильм о семье
10. Мастер-класс с родителями «Рамка для фотографий»
Январь
(семейное древо) Физ
Соц-ком
Речев
Соц-ком
Худ-эст
Работа с род
Познав 1. Физкультминутка «Семейная зарядка»
2. Беседы: «Что такое семейное древо», «Как я провел семейный праздник Новый год», «Прогулка в выходной с мамой»,
3Чтение стихотв Л. Толстого «Старый дед и внучок», К. Ушинский «Косточка», С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
4. С/р игра «Помощники»
5. НОД «Семейное древо» аппликация
6. Задание родителям «Мама расскажи о
прабабушках и прадедушках» (написать имена родственников для семейного древа)
7. Д/и «Родственные отношения», «Профессии моих родственников»
8. Рассматривание картинок на тему «Семейное древо»
Февраль
(папин праздник) Соц-ком
Худ-эст
Речев
Соц-ком
Худ-эст 1. Беседы «Папин день-день защитников отечества», «Кем работает мой папа»
2. Изготовление подарка для папы
3. Рисование на тему «Моя семья»
4. Разучивание стихов о папе
5. Пословицы и поговорки осемье
6. В. Катаев «Цветик-семицветик»
7. Составление с детьми рассказов о членах семьи «Моя семья»
8. Аппликация странички для семейного альбома
9. НОД «Моя любимая семья» (лепка)
Март
(мамин праздник) Физ
Соц-ком
Худ-эст
Речев
Соц-ком
Познав
Худ-эст 1. Массаж пальцев «Подарок маме»
2. Беседа «Мамин праздник», «Бабушка-мамина мама»
3. Изготовление поделки-подарка для мамы
4. Стихи о маме
5. Чтение х. л. «Похищенное имя» Шорыгина Т. А.
6. С/р игра «Семья»
7. Д/и «Закончи предложение», «Назови ласково», «Кто старше»
8. Аппликация странички для семейного альбома
Апрель
(семейный альбом) Работа с род
Соц-ком
Худ-эст 1. Задание родителям принести фотографии детей и родственников для семейных альбомов. Материалы (ленточки, кусочки ткани ит. д.)
2. Беседы: «А у вас есть семейный альбом?»
3. Изготовление семейных альбомов детьми (в технике скрапбукинг)
4. Организация выставки семейных альбомов. (рисов, апплик)
Результаты работы проекта :
За время реализации проекта мы планируем значительно расширить знания детей о семье, семейных ценностях и традициях, привить любовь и уважение к старшему поколению, создать семейное древо, дать много новых основополагающих понятий о семье, презентовать продукт реализации проекта.