Татьяна Ярушина
Познавательный проект во второй младшей группе «Зимушка-чудесница»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Тип проекта : среднесрочный, познавательный
Продолжительность: 3 месяца (декабрь, январь, февраль)
Участники: дети II младшей группы, педагог, родители
Проблема, на решение которой направлен проект : Чем зима отличается от остальных времён года?
Публикация «Познавательный проект во второй младшей группе „Зимушка-чудесница“» размещена в разделах
Цель: расширение, углубление и обобщение знаний детей младшего дошкольного возраста о таком времени года как зима, её сезонных особенностях, природных явлениях, погодных условиях.
Задачи:
- Обучать называть признаки зимы и природные явления, характерные для этого времени года;
- Закреплять представления детей об изменениях, происходящих зимой в природе;
- Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы в зимний период;
- Воспитывать познавательный интерес к наблюдениям за объектами природы зимой, к природным зимним явлениям;
- Формировать желание сотрудничать, обогащать представления об объектах природы и отражать в разных продуктах детской деятельности;
- Формировать позитивные установки к различным видам труда.
Результат: сформированные устойчивые знания детей о таком времени года как зима, её сезонных особенностях, природных явлениях, погодных условиях.
Содержание проекта
Актуальность
Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений: зимние забавы на улице, красивые зимние одежда и обувь, и, конечно же, любимые зимние праздники – Новый год и Рождество.
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни: многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.
Необходимо предоставить детям возможность в течение всей зимы изучать эту тему, чтобы получить ответы на все интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет им обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Комплексно-тематическое планирование
Образовательные
области Осуществляемая детьми деятельность
Познавательное
развитие Опытно-экспериментальная деятельность «Таяние снега»;
Рассматривание на прогулке «Снег и снежинки, лед и льдинки»;
Наблюдение «Кто-то в кормушке»;
Наблюдение «Снег летит!»;
Распознающее наблюдение «Свойства снега»;
Рассматривание фотоальбома «Наши семейные зимние традиции»;
Беседа «Одежда зимой»;
Рассматривание построек из снега на участках старших детей;
Распознающее наблюдение «Ветер в феврале»;
Распознающее наблюдение «Зимующие птицы»;
Распознающее наблюдение «Снег летит!».
Развитие речи Чтение сказки С. Козлова «Зимняя сказка»;
Чтение стихотворений: З. Александровой «Дед Мороз», И. З. Сурикова «Зима»,
отрывка стихотворения С. Маршака «В январе, в январе…», С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз», М. Дружинина «Я и снег», В. Нестеренко «Зимний день»;
Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз»;
Рассматривание картины «Зимние развлечения»;
Загадывание загадок о зиме;
Беседа с детьми: «Как мы играем зимой?», «Твоя любимая зимняя игра?»
Социально-коммуникативное
развитие Д/И «Когда это бывает?»;
Трудовые поручения: расчищаем дорожки на участке; кормление птиц;
Игры со снегом: «Чья башня выше?», «Снежная черепашка», постройка снежного городка, лепим снеговика;
Игровая ситуация «Зима на участке детского сада»; «Одеваем куклу на прогулку»;
Конструирование «Рисунки на снегу»;
Общение «Здравствуй, зимушка – зима!»
Художественно-эстетическое
развитие Рисование «Серпантин танцует»
Аппликация «Украсим елочку»,
Лепка «Сосульки на крыше»
Прослушивание песни «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель, «Белый снег», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;
Музыкально–ритмические движения «Песенка Деда Мороза», муз. Е. Крылатова,
Слушание аудиозаписи звуков зимы: скрип снега, завывание вьюги;
Раскрашивание елочки и других деревьев;
Развлечение для детей «Новогодние чудеса»
Физическое
развитие Подвижно – дидактическая игра «Бегите ко мне!» по теме «Зимняя одежда»;
Игровое упражнение «Пройди по снежному мостику»;
Игра – соревнование «Кто дальше бросит снежок»;
Игровое упражнение «Отжимание»;
Подвижные игры: «Попади в круг», «Ты мороз, мороз, мороз!», «Снежинки и ветер»;
Игровое упражнение «Снежки и ветер»;
Спортивное упражнение «Ходьба на лыжах»
Работа с родителями:
1. Предложить провести экскурсию в зимний парк вместе с детьми;
2. Предложить совместно с детьми понаблюдать за природой и её изменениями в зимний период;
3. Предложить создать фотоальбом «Наши семейные зимние традиции»;
4. Предложить чтение детям художественной литературы на зимнюю тематику;
5. Консультация для родителей «Игры и забавы зимой».
Продукт проектной деятельности :
1. Развлечение для детей II младшей группы «Новогодние чудеса»
2. Работы детей:
- лепка «Сосульки на крыше»
- аппликация «Праздничная ёлочка»
- рисование «Серпантин танцует»
1 этап проекта – «Подготовительный»
(Постановка темы, цели, задач педагогического проекта, работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме, разработка комплексно – тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала)
Задачи:
- изучить уровень знаний детей о таком времени года как зима, её сезонных особенностях, природных явлениях, погодных условиях;
- создать условия для наблюдения, а также для обогащения детского опыта;
- вызвать познавательный интерес к данной теме у всех участников проекта.
Действия педагога: изучение литературы по данной теме; разработка комплексно – тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала; организация беседы с детьми, обсуждения проблемного вопроса, уточнение знаний детей о погодных и природных изменениях зимой; организация наблюдений на свежем воздухе, а также тематических прогулок; организация бесед с родителями.
Действия детей: участие в беседе и наблюдениях, задавание вопросов, изучений особенностей природных и погодных изменений с педагогом и родителями.
Действия родителей: рассматривание узоров на окне с детьми и обсуждение природных и погодных изменений; проведение экскурсии с детьми и рассматривание окружающей среды, зимних пейзажей.
2 этап проекта - «Практический»
(проведение дидактических и подвижных игр; организация наблюдений, проведение опытов; чтение художественной литературы на зимнюю тематику; НОД по художественно – эстетическому развитию - аппликация, рисование, лепка, конструирование; прослушивание музыкальных произведений; разучивание стихотворений и песен по данной теме; рассматривание репродукций картин и иллюстраций)
Задачи:
- закрепить знания детей о признаках зимы и природных явлениях, характерных для этого времени года;
- воспитывать познавательный интерес к наблюдениям за объектами природы зимой, к природным зимним явлениям;
- обогащать представления об объектах природы и отражать в разных продуктах детской деятельности.
Действия педагога: проведение дидактических и подвижных игр; организация наблюдений и проведение опытов; чтение художественной детям литературы на зимнюю тематику; организация и проведение НОД по художественно – эстетическому развитию.
Действия детей: участие в дидактических и подвижных играх, а также в НОД, в проведении опытов и наблюдениях; слушание произведений художественной литературы, участие в обсуждении и задавание вопросов; прослушивание музыкальных произведений; разучивание стихотворений и песен по данной теме; рассматривание репродукций картин и иллюстраций.
Действия родителей: проведение с детьми опытов со снегом; прогулки и наблюдения с детьми; разучивание вместе с детьми стихотворений и песен; создание фотоальбома «Наши семейные зимние традиции».
3 этап проекта - «Итоговый»
(развлечение «Новогодние чудеса», выставка детских работ, подведение итогов)
Задачи:
- формировать желание трудиться и играть сообща, обогащать представления об объектах природы и отражать в разных продуктах детской деятельности;
- формировать позитивные установки к различным видам труда.
Действия педагога: организация и проведение развлечения «Новогодние чудеса»; создание условий для проявления творчества детей; подведение итогов детской деятельности; организация выставки детских работ.
Действия детей: участие в развлечении; проведение повторно опытов со снегом самостоятельно, под присмотром взрослого; создание выставки своих работ вместе с воспитателем, самостоятельные дидактические игры.
Действия родителей: знакомство с продуктами детской деятельности.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
1. У детей сформировались устойчивые знания о таком времени года как зима, её сезонных особенностях, природных явлениях, погодных условиях;
2. Дети научились называть признаки зимы и природные явления, характерные для этого времени года;
3. У детей развиты представления об изменениях, происходящих зимой в природе;
4. У детей развита эмоциональная отзывчивость на красоту окружающей природы в зимний период;
5. У детей проявляется познавательный интерес к наблюдениям за объектами природы зимой, к природным зимним явлениям;
6. У детей сформировано желание сотрудничать и отражать в разных продуктах детской деятельности различные явления природы;
7. У детей сформированы позитивные установки к различным видам труда.
Литература
1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт. -сост. Аджи А. В. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
2. Волочкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (образовательная область «Художественное творчество») : учебно-методическое пособие М. :ИД «Цветной мир», 2012.