Татьяна Ярушина
Познавательный проект во второй младшей группе «Ферма Почемучково»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Тип проекта : среднесрочный, познавательный
Продолжительность: 1 месяц (3,4 неделя марта – 1-2 неделя апреля)
Участники: дети II младшей группы, педагог, родители
Проблема, на решение которой направлен проект : Что мы можем вырастить на окне?
Цель: создание условий для поисково – исследовательской деятельности детей, чтобы вызвать устойчивый интерес и потребность к труду в природе.
Задачи:
- обучить высаживать семена разных размеров и форм, поливать рассаду, рыхлить;
Публикация «Познавательный проект во второй младшей группе „Ферма Почемучково“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
- развивать умение различать по внешнему виду семена и саженцы различных овощных культур и зелени;
- воспитывать желание выращивать рассаду, ухаживать за ней, поддерживать рост и развитие, наблюдать за всем процессом взращивания рассады на окне.
Результат: сформированные устойчивые знания детей о рассаде, способах садить семена, о росте различных овощных культур и зелени.
Содержание проекта
Актуальность
Окружающий природный мир оказывает на детей дошкольного возраста большое влияние. С первых лет жизни малыша начинается знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями природы. Явления и объекты природы привлекают ребёнка красотой, яркостью красок, разнообразием, необычностью, и тем, что они ещё не изучены, не познаны самим ребёнком. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Деятельность опытно-исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе опытно-поисковой деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Комплексно-тематическое планирование
Образовательные
области Осуществляемая детьми деятельность
Познавательное
развитие Дидактические игры: «Огород», «Узнай на ощупь», «Овощной магазин», «Чудесный мешочек»
Просмотр мультфильмов об овощах
Рассматривание альбомов об овощах, об огороде
Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений»
Загадывание загадок об овощах
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей
(сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу)
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде
Развитие речи Чтение: Л. В. Лычагиной экологическая сказка
«Про волшебный пруд и весёлую ферму»;
В. Коркин «Что растет на нашей грядке», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», Лина Орлова «Три картофельки»
Социально-коммуникативное
развитие Беседы о разнообразии растительного мира
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях
Составление описательных рассказов об овощах
Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин»
Дидактические игры: «Орудия труда», «Что растет на огороде»
Художественно-эстетическое
развитие Раскраски «Огород», «Ферма»
Лепка «Листочек»
Творческая работа «Пруд на ферму»
Творческая работа «Тележка для лошадки»
Творческая работа «Необычные берёзы»
Физическое
развитие Физкультминутки «Весёлые гуси», «Петушок», «Козочка», «Обед на грядке», «Овощи ослик ходит выбирает»;
Пальчиковые гимнастики «Мы капусту рубим», «Приглашаем в огород», «Картошка», «Морковка», «Дедушка Рох посеял горох», «Капуста» ;
Подвижные игры «Матушка Весна», «Капуста», «Золотые ворота».
Работа с родителями
1. Предложить вместе с детьми дома создать «Травянчика» и принести в детский сад для фермы;
2. Предложить провести фотосъёмку процесса создания «Травянчика»;
3. Предложить посадить рассаду дома вместе с детьми для своего домашнего огорода и вести наблюдение за ростом различных культур.
Продукт проектной деятельности
Работы детей:
- Раскраски «Огород», «Ферма»;
- Лепка «Листочек»;
- Творческая работа «Пруд на ферму»;
- Творческая работа «Тележка для лошадки»;
- Творческая работа «Необычные берёзы».
1 этап проекта – «Подготовительный»
(Постановка проблемы, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний)
На этом этапе создавались условия для вызова у детей интереса к теме проекта, формировалась проблема. Этот этап характерен использованием методики «Три вопроса» : Что мы знаем об овощах? Что хотим узнать об овощах? Как необходимо ухаживать за овощами для получения хорошего урожая?
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем это узнать?
Овощи растут на огороде Что нужно для роста и развития овощей? Спросить у взрослых
Без воды растения не вырастут Можно ли овощи выращивать на окне? В энциклопедии
Солнце – источник тепла и света Чем отличается посадочный материал? В интернете
Овощи могут расти в земле Какие овощи можно выращивать на окне Прослушать по радио, посмотреть по телевизору
Овощи богаты витаминами Что вырастет из семечка? В художественной литературе
2 этап проекта - «Практический»
(проведение дидактических и подвижных игр; организация наблюдений, проведение опытов; чтение художественной литературы; проведение НОД)
Задачи:
- Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
- Развивать познавательные и творческие способности детей;
- Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам;
- Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого;
- Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.
Действия педагога: формирует у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами; проведение дидактических и подвижных игр; организация наблюдений и проведение опытов; чтение художественной детям литературы; организация и проведение НОД.
Действия детей: участие в дидактических и подвижных играх, а также в НОД, в проведении опытов и наблюдениях; слушание произведений художественной литературы, участие в обсуждении и задавание вопросов; прослушивание музыкальных произведений; разучивание стихотворений и песен по данной теме; рассматривание репродукций картин и иллюстраций.
Действия родителей: создание дома с детьми «Травянчика» и проведение фотосъёмки этого процесса
3 этап проекта - «Итоговый»
(подведение итогов, представление финального вида фермы с подросшими ростками различных культур)
Задачи:
- формировать желание трудиться и играть сообща, обогащать представления об объектах природы и отражать в разных продуктах детской деятельности;
- формировать позитивные установки к различным видам труда.
Действия педагога: создание условий для проявления творчества детей; подведение итогов детской деятельности; организация выставки детских работ, представление финального вида фермы с подросшими ростками различных культур родителям, руководству ДОУ.
Действия детей: участие в итоговых беседах и НОД, полив рассады, самостоятельная творческая деятельность.
Действия родителей: знакомство с итогами проекта, с финальным видом фермы на окне в группе, продуктами детской деятельности.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытно-поисковой деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате опытно-поисковой деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относиться к своему труду и труду других.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».
Литература
1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт. -сост. Аджи А. В. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
2. Волочкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
3. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М. : Сфера, 2008.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (образовательная область «Художественное творчество») : учебно-методическое пособие М. :ИД «Цветной мир», 2012.