ИРКЯМ
Познавательный долгосрочный проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 10 «Семицветик»
Познавательный долгосрочный проект
«Хлеб — всему голова»
Подготовила воспитатель :
Тагирова И. А
ПРОЕКТ «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»
Вид проекта : познавательный
Продолжительность: долгосрочный
Публикация «Познавательный долгосрочный проект в подготовительной группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники: дети дошкольного возраста подготовительной группы, воспитатель,
родители детей группы
Образовательные области: "Познание", "Социализация",
"Коммуникация", "Художественное творчество"
Составитель: воспитатель Тагирова И. А
Актуальность:
Актуальность этой темы состоит в том, что в современном мире, стремительно изменяющихся в связи с применением новейших научных разработок, у детей теряется понимание ценностного отношения к труду человека, поэтому важно способствовать формированию у детей отчётливого понимания роли человека труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Цель:
Формировать у старших дошкольников знания о процессе выращивания, обработки и производства хлеба и хлебобулочных изделий в различные исторические периоды.
Задачи:
Способствовать формированию у детей отчётливого представления о значимости хлеба как основного продукта питания русского человека. Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом такой важный и ценный продукт. Обогащать знания детей о профессиях, взаимосвязях между ними, структуре трудового процесса и результате труда по выращиванию и производству хлеба. Расширять словарный запас детей. Способствовать созданию эмоционально комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности и обогащения личного опыта каждого ребёнка.
Этапы реализации
Подготовительный этап :
Экскурсия в районный музей. Тема “Как жили наши предки”.
Экскурсия в хлебный магазин.
Экскурсия на кухню детского сада.
Подбор литературы со стихами, пословицами, поговорками, загадками о хлебе.
Подбор иллюстраций с репродукциями картин.
Подбор экспонатов для музея.
Основной этап:
Сбор информации совместно с родителями по данной теме и оформление в папки. Создание альбомов: “Хлеб - батюшка”, “От зёрнышка до каравая”
Оформление стенда с репродукциями картин:
- Венецианов “Рожь”
- Шишкин “Рожь”
- Ерышев “Хлебное поле”
- Машков “Снедь Московская. Хлебы”
- Яблонская “Хлеб”
- Пластов “Жатва”
Создание фонотеки музыкальных произведений по теме.
Создание видео презентации “Откуда пришел хлеб”
Разучивание логоритмического упражнения “Зёрнышко”
Использование дидактических игр: “Откуда пришел хлеб”, ”Профессии”,
”Что сначала, что потом”, “Родственные слова”.
Разучивание стихотворений и пословиц по теме.
Чтение рассказов о хлебе.
Беседа “О хлебе в пословицах и поговорках”.
Непосредственно образовательная деятельность “От зёрнышка до каравая”.
Оснащение ПРС:
Внесение демонстрационного материала “Хлеб всему голова”
Внесение энциклопедической литературы
Внесение предметов для обследования (лукошко с семенами, сноп колосьев
пшеницы или ржи, серп, сито, ручные жернова)
Наполнение уголков творчества различными материалами для продуктивной
деятельности детей.
Внесение подделок детей и родителей
Набор для исследовательской деятельности
Заключительный этап:
Сделать выставку из собранных экспонатов, подделок, альбомов,
рисунков, макетов, панно и книг оформляется экспозиция
Предполагаемый результат:
Владеть знаниями о процессе выращивания хлеба
Знать и называть профессии людей связанных с выращиванием, обработкой,
производством хлеба
Владеть обобщающим понятием “Хлебобулочные изделия”
Проявлять творческую активность в продуктивной деятельности
Ход занятия:
Дети входят в зал, их встречает воспитатель с караваем.
Воспитатель: Здравствуйте, проходите гости дорогие и почётные. На Руси
дорогих гостей по обычаю принято встречать с хлебом – солью.
У нас сегодня важное событие. Посмотрите, как необычно оформлен наш зал.
Дети: Наш зал похож на выставку.
Воспитатель: Правильно. Здесь представлены экспонаты, которые созданы и собраны вами, ребята, вашими родителями и сотрудниками детского сада. Мы с вами побеседуем о хлебе, поделимся своими знаниями о том, как выращивают хлеб, и сколько труда вложено в него, как нужно к нему относиться. Каравай ставим на почётное место на праздничном столе, а вы присаживайтесь. Хлебушек каждый день присутствует на нашем столе. Без него не обходиться ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя, которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе – это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берём хлеб в руки, сколько лет хлебу?
Дети: Хлеб появился очень давно. И был совсем не таким как сейчас. Сначала он был твёрдым, но потом его научились делать мягким, используя дрожжи. На Руси хлеб пекли почти в каждом доме. К хлебу относились с уважением.
:Воспитатель С хлебом связанно много обрядов. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с преданным невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Вот лежит каравай у меня на столе, Чёрный хлеб на столе – нет вкусней на земле!
Воспитатель: А вы, ребята, что знаете о традициях русского народа?
Ребё нок 1: Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу – Божьему дару. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в специальной коробушке ставили на лавку под образами.
Ребё нок 2: Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, какего называли, чёрный хлеб. Он был значительно дешевле, да и сытнее пшеничного, белого хлеба. С древнейших времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почётным.
Ребё нок 3: Во многих поселениях были специальные избы, приспособленныедля выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Они пользовались большим уважением.
Все рассматривают иллюстрацию “Изба хлебника”.
Воспитатель: И в наши дни люди, занимающиеся выращиванием хлеба, пользуются большим почётом и уважением. Ведь труд хлебороба важен и значим для каждого из нас. Так как в каждом зёрнышке заложен труд многих людей.
Дети: Мы хотим представить всем презентацию “Откуда пришел хлеб”, которую мы подготовили в группе вместе с воспитателем. Дети рассказывают, о том, как выращивается хлеб в наши дни, комментируя каждое изображение на экране. (Используется мультимедийная аппаратура)
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам встать в круг и представить себя маленькими зёрнышками. (Выполняется логоритмическое упражнение “Зёрнышко” раннее знакомое детям. Звучит музыка.)
Из маленьких зёрнышек мы превратились в “Каравай”.
Ребё нок: Вот он – хлебушко душистый!
С хрупкой корочкой витой,
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нём – здоровье наше, сила.
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Воспитатель: Немало людей посвятили свои произведения хлебу. Это художники, поэты, писатели.
Воспитатель: Наши ребята с родителями составили коллекцию таких произведений. Дети рассматривают книги, журналы, иллюстрации, альбомы и делятся впечатлениями:
Ребё нок 1: Наша семья собрала в альбом “Хлеб - Батюшка” стихи о хлебе. Мы все вместе его оформляли. Мне понравилось вот это стихотворение:
В каждом зёрнышке пшеницы,
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок!
Ребё нок 2: Мы с сестрой оформили книжку – загадку “Всё о хлебе”.Посмотрите, какая она красивая. Я сама наклеивала картинки.
Ребё нок 3: Мы с папой в Интернете нашли много пословиц и записали их. Больше всего мне понравилась вот эта: “Хлеб – Батюшка, Вода - Матушка”.
Воспитатель: Какие вы пословицы знаете ещё?
Дети называют пословицы:
- Хлеб хлебу брат.
- Худ обед, когда хлеба нет.
- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
- Хлеб да вода – мужицкая еда.
- Хлебушко – калач дедушка.
- Без хлеба, без соли худая беседа.
- Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
Воспитатель: Все эти пословицы наполнены народной мудростью и уважением к хлебу – батюшке. Особое место среди экспонатов занимают произведения живописи – репродукции картин русских художников. Обратите внимание на работу художника Шишкина “Рожь”. Так и хочется пробежать по тропинке меж золотистых колосьев. Картина художника Машкова “Снедь Московская”вызывает желание потрогать т попробовать на вкус эти румяные калачи и баранки. На картине художника Венецианова “На пашне. Весна” мы видим как засевается поле. А художник Пластов нам представил процесс жатвы. Картина художника Ерышева “Хлебное поле” знакомит нас с очень ответственным моментом – уборкой урожая. Как вы думаете, какие чувствахотел выразить художник, изображая труд людей в поле?
Ребё нок: Художник показал нам радость людей, потому что много хлеба.
Ребё нок: Он жалел людей, которые много работали и уставали.
Ребё нок: Художник уважал хлеборобов за их тяжёлый труд.
Ребё нок: Художник был рад, что люди не будут голодать.
Воспитатель: Вы правы. Изображая людей работающих в поле, художник испытывал одновременно чувства гордости и грусти, радости и уважения. Так как, раньше все полевые работы (посев, жатва, обмолот) выполнялись в ручную. Вся семья, от мала до велика, выходила в поле. Взрослые срезали колоски, подростки собирали их в снопы, а маленькие дети собирали в корзинки опавшие колоски. Берегли каждое зёрнышко.
Ребё нок: Не напрасно народ,
С давних пор и поныне,
Хлеб насущный зовёт
Самой первой святыней!
Воспитатель: Обратите внимание на этот экспонат. Это домашние жернова. Как вы думаете для чего они использовались?
Дети выдвигают различные версии.
Воспитатель: Предлагаю вам попробовать поработать на нём. (Ребёнок берёт горсть зёрнышек, насыпает их в лунку и пробует вращать ручку).Зёрна должны перетереться между тяжёлыми жерновами и превратиться в муку.
Ребё нок: Наверно, это надо было делать долго и прикладывать много сил.
Воспитатель: Это был долгий и трудоёмкий процесс. Получив муку хозяйка замешивала тесто. В нашем музее есть тоже изделия из теста.
Ребё нок 1: Эти удивительные пироги и пряники созданы руками детей ивзрослых. Дети “испекли” их вместе со своими родителями из солёного теста.
Дети представляют изделия: праздничный пирог “Плетёночка”, пряники “Весёлые человечки”, композиция “Утреннее чаепитие”, ватрушки.
Ребё нок 2: А этот пирог с пирожками, словно ждут когда, хозяйка поставит ихв печь для выпечки, напоминая нам, как выглядит изделие из сырого теста.
Ребё нок 3: Посмотрите на необычный домик, сделанный из сушек и сухариков.
Ребё нок 4: Это хлебное чудо не пекли из теста, не лепили из глины, а создали его с помощью ниток и крючка. Настоящая красота! Так и хочется попробовать!
Ребё нок: А нам очень понравилось создавать книгу, которую мы назвали “Хлеб – это Чудо”. На рисунках мы показали путь колоска от поля до стола. Теперь мы точно знаем, откуда пришел хлеб.
Воспитатель: На Руси было принято по окончанию всех полевых работ праздновать сбор урожая. Какой же праздник без песни. (Звучит фонограмма песни “Хлеб всему голова”)
Золотые слова забывать мы не вправе:
Хлеб всему голова в поле, в доме, в державе!
Воспитатель: Что для вас значит хлеб, и как надо к нему относиться?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: Хлеб – это продукт тяжёлого человеческого труда. Уважайте его, цените. Берегите хлеб. Относитесь к нему с теплом и добротой.
Дети: Мы хотим всех порадовать танцем “Колоски”.
Ребё нок: Рожь, пшеница, в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых.
Для Ванюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
Воспитатель:
Так пусть же девизом нашего занятия будут слова:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!