Екатерина Сорокина
Доклад «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
на августовской педагогической конференции
на тему «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в условиях ДОУ»
Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,
на которой будут расти и процветать таланты.
Генрих Нейгауз
Публикация «Доклад „Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.
На современном этапе отправной точкой отсчёта, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова.
По определению авторов концепции: «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.
Одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одарённый ребёнок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что для одарённых детей характерна потребность в знаниях.
Наше дошкольное учреждение является муниципальной экспериментальной площадкой, которая работает по программе «Выявление, сопровождение и поддержка детей с признаками одаренности, проживающих на территории Осинниковского городского округа». На базе данной программы разработали две подпрограммы по следующим направлениям: физическому и художественно-эстетическому.
В дошкольном учреждении создана творческая группа при участии заведующей, методиста, психолога, логопеда, физ. инструктора, муз. руководителя, воспитателей, которая разработала нормативно-правовые документы:
1. Положение о творческой группе по работе с детьми с признаками одаренности в МАДОУ
2. Должностные инструкции педагогов МАДОУ
3. Положение о муниципальной экспериментальной площадке МАДОУ
В дошкольном учреждении созданы условия для выявления и сопровождения детей с признаками одаренности по следующим направлениям: физическое, художественно-эстетическое.
Цель работы экспериментальной площадки: обеспечение максимально благоприятных условий для выявления и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий и интеграцию программы по выявлению, сопровождению и поддержке детей с признаками одаренности, проживающих на территории Осинниковского городского округа в образовательный процесс ДОУ.
Задачи экспериментальной работы:
1. Обеспечить интеграцию и координацию работы с детьми с признаками одаренности.
2. Выявить детей с различными видами способностей с помощью отобранных диагностических методик, создать банк данных детей в детском саду, имеющих ярко выраженные способности.
3. Оптимизировать имеющиеся психолого-педагогические условия для выявления, сопровождения и поддержке детей с признаками одаренности.
4. Обеспечить условия для повышения профессионального и творческого уровня педагогов.
5. Оказать квалифицированную консультативную помощь родителям детей с признаками одаренности.
6. Повысить качество методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС.
Работу экспериментальной площадки разделили на 3 этапа:
1 этап (подготовительный) – разработка системы работы: изучение научно-методической литературы, формирование целей и задач, определение форм и методов работы; обзор программы «Рабочая концепция одаренности» под ред. Д. Б. Богоявленской. Обогащение научно-методической базы и предметно-развивающей среды, подготовка программ кружковой деятельности, заключение договоров с учреждениями дополнительного образования. Составление нормативной документации. Подбор диагностических методик. Составление банка данных детей с признаками одаренности. Разработка двух подпрограмм сопровождения детей с признаками одаренности.
2 этап (сентябрь 2013 – декабрь 2015) – внедрение программы, апробация подпрограмм по художественно-эстетическому и физическому направлениях; вовлечение в работу родителей воспитанников, учреждений дополнительного образования; составление плана индивидуальной работы, анализ промежуточной работы, организация и участие в конкурсах, соревнованиях.
3 этап (январь 2016 – март 2016) – заключительный этап, подведение итогов работы, планирование работы по обобщению и распространению опыта на уровне города, презентация подпрограмм.
В дошкольном учреждении созданы условия для выявления и сопровождения детей с признаками одаренности по следующим направлениям: физическое, художественно-эстетическое.
На первом подготовительном этапе мы не только занимались методической работой по изучению программы и составление подпрограмм, но и собрали первичные данные о детях имеющих различные способности и интересы, информация поступала от родителей, воспитателей и специалистов ИЗО, физ. инструктора и музыкального руководителя. На основании мониторинга воспитатели и специалисты заполняли анкеты, где оценивали степень проявления у детей признаков одаренности: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широту кругозора. Использовали методы наблюдения, анкетирования и беседы с педагогами и родителями.
На основании письма Департамента государственной политики и образования от 27.01.2009 г. и методических рекомендаций по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования строилась процедура и содержание психолого-педагогическое обследование детей для получения более полной информации особенностях развития детей. Учитывались все требования к процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста.
Работа с детьми строилась следующим образом:
1. Сбор первичных данных.
2. Комплексное психолого-педагогическое обследование тех детей, у которых, по мнению педагогов и родителей, есть физические и художественно-эстетические способности и достижения.
Методики психолого-педагогического обследования:
1. Анкета степени проявления у детей признаков одаренности.
2. Методики диагностики универсальных творческих способностей (В. Синельников, В. Кудрявцев).
3. Тест П. Торренса.
4. Методика В. С. Юркевич «Дерево желаний».
5. Оценка психомоторной одаренности.
6. Тест «Не прозевайте вундеркинда».
7. Тест «Как развита фантазия вашего ребенка».
8. Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков).
9. Тест «Дорисуй фигуры».
На основе результатов комплексной психолого-педагогической диагностики мы сделали вывод о наличии признаков одаренности у детей:
Провели диагностику в средней и старшей группе и получили следующие результаты – общий показатель детей по двум направлениям (физическое и художественно-эстетическое) с признаками одаренности 14% детей. Высокий уровень развития физических способностей показали 6% детей и высокий уровень художественно-эстетического развития показали 8% детей.
После полученных диагностических результатов все специалисты сообща составили рекомендации по сопровождению каждого ребенка. Составили план индивидуальной, подгрупповой и групповой работы с детьми с признаками одаренности. План мероприятий составили в соответствии с Федеральными государственными требованиями, где наметили задачи и формы работы.
Работа с педагогами.
Основные задачи:
• Обеспечить интеграцию и координацию деятельности специалистов в работе с детьми с признаками одаренности;
• Обеспечить условия для повышения квалификации педагогов в работе с детьми с признаками одаренности;
• Разработать систему поощрения и вознаграждения педагогических работников, добивающихся высоких результатов воспитанников.
Работа с детьми с признаками одаренности предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагогов осуществляющих сопровождение детей с признаками одаренности: высокий уровень компетентности педагогических кадров, знание принципов работы с детьми с признаками одаренности и владение методиками и технологиями.
Для того чтобы этого добиться провели ряд мероприятий.
1. Анкетирование «Одаренные дети, кто это» – сбор первичных сведений о том, какой информацией владеют педагоги, какой имеют багаж знаний.
2. Консультация с презентацией «Одаренные дети», рассказали о детях с признаками одаренности, проявлениях различных способностей.
3. Пед. совет «Организация работы с одаренными детьми», где специалисты дополнительного образования делились своими знаниями.
4. Пед. совет «Создание условий для творческого и безопасного развития ребенка» – условия для творческого развития, использовании здоровьесберегающих технологий.
5. Тренинг на повышение внутренних ресурсов.
6. Тренинг «Развитие творческих способностей»
7. Тренинговое занятие «Развитие педагогической рефлексии»
8. Тренинг «Осознание профессиональных мотивов»
9. Занятие - тренинг «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
10. Семинар-приктикум «Педагогическое мастерство воспитателя»
11. Игра с педагогами «Путешествие в заколдованный город»
12. Консультация «создание условий для гармоничного развития детей дошкольного возраста»
13. Упражнения на релаксацию.
14. Упражнения на поддержание и восстановление работоспособности.
В тренингах обращали внимание педагогов на накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе и эффективного взаимодействия с окружающими. Обращали внимание на структуру рефлексии, рефлексивно думать для педагога - значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек – ребёнок. Затем представить, какими могут быть перспективы его развития. Другой аспект профессиональной рефлексии педагога обращен к нему самому как субъекту деятельности. Как известно, воспитатель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но, только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности», педагог обретает профессиональное мастерство. Развивали способности – креативность – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Старались активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, искали необычные способы применения обычных вещей. Дали возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировали правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми. Упражняли педагогов в использовании метода наблюдения в общении с детьми. Развивали навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.
Планируем дальше продолжать работу в этом направлении на протяжении всего этапа реализации программы.
Работа с родителями.
Основная задача формировать у родителей психолого-педагогическую грамотность.
Цель работы с родителями – помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании ребёнка с признаками одаренности.
Информация в брошюрах и информационных стендах:
• «Мой ребенок не такой как другие»
• Особенности развития ребенка 5-ого и 6-го года жизни»
• «Развитие творчества у детей»
• «Растим умничку»
• «Чем и как занять ребенка дома?»
• «Всегда ли мы правы?»
Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями детей, которые показали высокий уровень развития, на которых тактично рассказали о способностях их детей, о том, что очень важно подкреплять достижения своих чад, также обращалось внимание на то, что даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии ребёнка. Обговаривалась совместная работа.
Во второй этап входит апробация подпрограммы сопровождения детей с признаками одаренности по двум направлениям. В сетку занятий входит посещение учреждений дополнительного образования («Клуб вольной борьбы», городская детская библиотека, музей, детские музыкальные школы, кружковая деятельность, вовлечение в работу родителей воспитанников (совместные занятия в кружке, родительский клуб, круглые столы).
В сопровождение детей с признаками одаренности применяем подход обогащения, этот подход ориентирован на изучение традиционных тем за счет установления связей с другими темами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей осталось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Данная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т. д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления информации.
В конце каждого учебного года планируется промежуточный мониторинг работы с детьми с признаками одаренности. Для того чтобы отследить динамику развития каждого ребёнка с признаками одаренности используется методика оценки общей одарённости А. И. Савенкова. В ней путём экспертных оценок выявляется уровень сформированности у детей 9-ти характеристик одарённости в начале и конце учебного года.
Третий этап – заключительный, подведение итогов работы, планирование работы по обобщению и распространению опыта на уровне города, презентация подпрограмм анализ промежуточных результатов сопровождения ребенка с признаками одаренности. На этом этапе все специалисты проводят мониторинг успешности развития детей с признаками одаренности. Также педагоги дошкольного и дополнительного образования организуют в ДОУ разнообразные формы презентаций результатов развития ребенка с признаками одаренности: выставки работ, концерты, спектакли, конкурсы, соревнования
Работа по экспериментальной площадке будет проводится совместно с информационно методическим центром, на базе которого будет создан городской клуб для детей дошкольного возраста с признаками одаренности «Эрудит».