Наталья Украинская
Педагогический проект «Развитие познавательных способностей детей методом макетирования в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта
«Развитие познавательных способностей детей методом макетирования»
Выполнил:
Украинская Наталья Ивановна, воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ Детский сад "Ромашка"
Актуальность Макетирование способствует познавательному развитию детей. При изготовлении макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Публикация «Педагогический проект „Развитие познавательных способностей детей методом макетирования в условиях ДОУ“» размещена в разделах
На основе изученной проблемы был создан проект «Развитие познавательных способностей детей методом макетирования»
Цель: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста методом макетирования.
Задачи:
• Развивать познавательный интерес у детей, который влечет за собой развитие познавательных и творческих способностей (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать аналоги).
• Расширять кругозор и знания детей.
• Развивать навыки исследовательской деятельности.
• Формировать мотивы собственных действий, ставить цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий.
• Развивать умение договариваться о совместных действиях, сотрудничать в группе.
• Формировать созидательную направленность ребенка.
• Воспитывать бережное отношение к природным объектам, стремление передать и запечатлеть красоту природы.
Сроки реализации проекта : с сентября 2013 г. по январь 2014 г.
Этапы реализации проекта :
1 этап - информационно - аналитический: обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям.
2 этап - проектировочный : изготовление макетов.
3 этап – аналитический.
Работа с детьми
1. познавательные занятия : «Животные леса», «Домашние животные и птицы», «Защитники садов и огородов», «Зимующие птицы» и др.
2. дидактические игры: «Узнай, кто я?», «Скажи наоборот», «Малыши потерялись», «Кто, где живет», «У кого какая мама», «Скажи, кто живет в лесу», «Скажи, кто живет рядом с Машей» и др.
3. макеты : «На дне морском», «Животные леса», «Животные Севера», «Домашние животные и птицы», «Зоопарк», «Защитники садов и огородов», «Зимующие птицы», «На улице города»
Работа с родителями
Консультации:
«Создание игровых макетов»
«Развитие игровой деятельности средствами макетирования»
Работа с педагогами
Консультации:
«Использование макетов в сюжетно-ролевой игре»
«Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования»
Памятка «Советы педагогам»
Прогнозируемый результат:
1. Использование макета во всех видах занятий (социальный мир, экология, ОБЖ, речевое развитие, художественное творчество, дидактических играх)
2. Взаимодействие с родителями, их непосредственное участие в создании макетов.
3. Изготовление поделок, сбор растений и других природных материалов.
4. Развитие умений выполнять действия по инструкции педагога.
5. Улучшение качества речи детей.
6. Развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание.
Знакомство с окружающим миром на примере макетирования объектов природы, природных зон, различных явлений природы, очень показательно, как создание той предметной среды для развития у дошкольников познавательного интереса, любознательности и наблюдательности. Главное, в создании макета, который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом, что при размещении объектов природы, предметов окружающего мира, ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную раннее, таким образом, происходит развитие связной речи детей. Макетирование способствует развитию речи детей. При составлении макета дети описывают природное явление или природную зону, сравнивают природные объекты, происходит развитие доказательной речи, дошкольники учатся рассуждать, а значит, развивается логическое мышление, развивается словарь и выразительность речи. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует выразительности речи.
Новизна проекта : использование метода макетирования для развития познавательных способностей детей.
Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды (макеты, методических рекомендаций для педагогов по созданию макетов, представление опыта на уровне ДОУ.
Литература:
1. Рыжова. Наш дом - природа. Москва, «Ланко-Пресс», 1998.
2. Журнал «Обруч», №2, №19.
3. Программа «Развитие». Москва, «Гном-Пресс», 1999.
4. Интернет ресурсы