Наталия Терехова
Развитие творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Развитие творческих способностей воспитанников в проектной и исследовательской деятельности» была выбрана мной не случайно.
Согласно ФГОС ДО поисково- исследовательская деятельность является одной из приоритетных среди других видов деятельности в работе с воспитанниками дошкольного возраста.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Это связанно с тем, что дошкольники – маленькие фантазёры. В 3-5 летнем возрасте ребёнок активно интересуется тем, что его окружает. Называют этот период «возраст почемучки». Этим и обусловлено актуальность выбранной мной темы
В тесной взаимосвязи использую современные педагогические технологии, обозначенные в стандарте потому, как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, каждый образовательный сюжет начинается с постановки проблемы, строится с использованием ИКТ, развивает качества ребёнка, указанные в целевых ориентирах ФГОС ДО, происходит в тесном сотрудничестве взрослого и ребёнка, должен быть направлен на решении важнейшей задачи – сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Для достижения поставленной цели: становление самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
Наиболее удачной считаю происково- исследовательскую деятельность, поскольку именно в ней успешно можно реализовать вышеуказанные педагогические технологии и разнообразные приёмы и методы.
Задачи поставленные по всем образовательным областям
Социально – коммуникативные:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- развивать желание пользоваться специальной терминологией;
- вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Познавательное развитие :
- развитие познавательных навыков детей, критического, творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие исследовательских умений.
Речевое развитие :
- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно – исследовательскую деятельность;
- создавать условия способствующие выполнению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно – речевом развитии;
- привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.
Художественно – эстетическое развитие.
- развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки. Художественной литературы, фольклора;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие :
- содействовать гармоничному физическому развитию детей;
- содействовать становлению целенаправленности и саморенуляции в двигательной сфере.
В начале 2015-2016 учебного года мной при проведении диагностики познавательного развития детей был выявлен следующий уровень познавательного интереса и уровень проявления интереса к поисково- исследовательской деятельности.
В этом же учебном году при проведении в ДОУ совместного мероприятия «Масленица» дети обратили внимание на матрёшку и её особенность. Этот яркий образ стал основой для создания проекта в 2016-2017 году.
Для изучения этой части народного промысла были использованы следующие методы:
Подвижные игры. Дети с удовольствием играют в народные подвижные игры такие как: башмачок, уголок, зайцы и огородник, пустое место, третий лишний, гуси-лебеди и др. Так же дети охотно заучивают зазывалки и выполняют правила с начало с педагогом, а потом и самостоятельно.
Чтение художественной литературы. Я рассказывала о народных приданиях, возникновении промысла и об умельцах народного края. В ходе бесед мы анализировали материал, фактуру, форму, цветовое сочетание народного промысла и его предназначение. Из художественной литературы, это фольклорные произведения такие как пестушки, потешки, колыбельные песни, народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди» в этих всех сказках упоминаются изделия ремесла, а так же быт в котором создавались продукты народного декоративного творчества. А так же просмотры мультфильмов «Алёнушка и братец Иванушка» что ведёт к ознакомлению с народными костюмами.
Рисование. Мы с ребятами упражнялись в рисовании отдельных элементов. Поэтапно каждый элемент обрабатывается на полосе, потом в круге и квадрате. В результате ознакомления с декоративно- прикладным искусством дошкольников на выходе мы получили продукты деятельности: коллективная работа роспись гжелью подноса, зарисовка и роспись подноса элементы жостовской росписи, объёмная аппликация «Дымковская деревенька».
Лепка. Лепка и роспись из глины дымковской игрушки лошадки, лепка и роспись матрёшки. Пластилинография городецкая роспись на тарелочки, тестопластика роспись медальона для мамы на 8 марта.
Играли в большое количество настольных игр таких как лото, разрезные картинки, собери картинку тем самым закрепляли знания о народных промыслах, основных мотивах, колорите русских народных росписей ("Гжель", "Городецкая роспись", "Хохлома", "Жостово","Дымка", упражнялись в составлении целой картинки из отдельных частей.
Работа с родителями. Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьёй. Родители помогают создавать мини- выставки, участвуют в создании стенгазет, тетрализациях сказок, на осеннем празднике нами совместно с родителями была поставлена инсценировка сказки «Колосок» где были показаны бытовые моменты, орудия труда, народные костюмы.
Хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Мной была проведена промежуточная диагностика и она уже показывает повышение познавательного интереса и интереса к проектной деятельности.
Можно сделать выводы:
• дети учатся и хотят узнавать новое через исследования и опыты, делятся с родителями, и проводят их дома;
• повышается уровень взаимодействия партнёрских отношений с семьёй;
• повышается уровень творческих возможностей воспитанников:
• дети обращают внимание на то, что нужно бережно относится к объектам и явлениям природы.
Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.