Светлана Федоренко
Развитие творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.
Темочки:
Психологи считают, что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта. Творческий акт характеризуется как прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации, возникновение новых возможностей в развитии. Ребенок, строящий свой первый замок из песка и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть творцами. Способность к творчеству предполагает способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем, быстрое разрешение проблемных ситуаций. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный, и увидеть его могут только они.
В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения (Л. С. Выготский). поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются :
1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
2. развитие качеств мышления, которые формируют креативность: такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и систематичность мышления.
Успешное развитие творческих способностей способно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное развитие ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка»! своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности занятий одним делом и т. д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Творческий способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Интересной и всегда любимой для детей является работа с природным материалом. Изготовление различных поделок из шишек, листьев, желудей, мха и прочего увлекает ребят, развивает абстрактное мышление, прививает любовь к природе. Работа с бросовым материалом позволяет по новому взглянуть на мир привычных вещей.
В практической деятельности для развития творческих способностей считается очень полезным обогащенное художественное творчество : в рисунках, пластилиновых скульптурах, поделках из природных и бросовых материалов, должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты. Мы с детьми всегда обсуждаем замысел сюжетов, предлагая новые, интересные темы. лишь в тех случаях, когда дети наглядно представляют себе задуманное содержание, они при соприкосновении с материалом ищут средства воплотить образы, созданные их воображением. Это дает возможность, по завершение работы, судить об интересах детей, степень развития творческих способностей, способствует развитие самостоятельности и инициативы детей.
В процессе художественного творчества осуществляется развитие эмоциональной сферы детей через включение их в совместную деятельность с другими детьми, с воспитателем. Работа с необычными, нетрадиционными материалами в процессе художественного творчества, знакомство с оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Самый сильный толчок к развитию эмоции дает совместное творчество с родителями. В процессе совместного творчества с близкими людьми, рождаются прекрасные работы.
Если педагоги и родители не будут обращать серьезное внимание на развитие у ребенка способности фантазировать, то в последующем будет наступать быстрое снижение активности этой функции, у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, теряется интерес к искусству, науке.